За последние годы выделилось 7 ярко выраженных трендов.
Все чаще в фасилитации используются новые технологии, инструменты, и даже новые экспертные подходы, которые классически не относятся к области фасилитации. Границы стираются: уже трудно назвать, что относится к инструментам фасилитации, а что нет.
При проведении фасилитации используют приемы коучинга, элементы тренинга, подходы системного и дизайн-мышления, методы из психологии и психотерапии. И наоборот, элементы фасилитации можно заметить в других видах деятельности – в менеджменте, в маркетинге, даже на производстве.
Различия между этими разными видами деятельности остаются, однако их синергия используется все чаще. На конференциях участники делятся опытом объединения фасилитации с системным мышлением, фасилитации в управлении, фасилитации в коучинге и в обучении.
Использование в фасилитации приемов из различных сфер позволяет решать сложные задачи и внедрять нестандартные проекты, а в саму фасилитационную сессию вносить принципиально новые свойства. Результат таких сессий более объемный и разносторонний.
Такой подход требует более широкой экспертизы и опыта от фасилитатора.
Фасилитация призвана решать проблемы, однако сейчас происходит акцент с проблемы на позитивные стороны. Этот метод, который называют «appreciative inquiry and solutions focus» или AI & SF, предлагает рассматривать плюсы и позитивные стороны вместо того, чтобы разбирать, что не устраивает участников. Количество таких фасилитаций растет.
Мы привыкли, размышляя о том, как приблизиться к желаемому будущему, задавать вопрос «Что нам мешает достичь цели?». Если учесть, что отрицательные вопросы часто демотивируют, можно изменить постановку вопроса и рассмотреть, что уже позволило достичь текущих результатов и как сделать еще шаг вперед.
Эксперты рекомендуют использовать оба метода в комплексе, это позволит получить баланс. Важно делать ставку на позитив, поскольку концентрация на проблемах лишает участников энергии.
Иллюстрацией к подходу может стать такая схематическая история. Ребенок приходит со школы, а родители спрашивают, что принес. Когда он говорит, что принес три пятерки и одну тройку, родители не обращают внимания на пятерки, как на что-то само собой разумеющееся, а вот с тройкой разбираются. Такой подход вызывает предположение, что пятерки не требуют анализа и считаются чем-то по умолчанию. От такого подхода у ребенка может пропасть желание приносить пятерки.
Одна из международных конференций, посвященных фасилитации, носила название «Внедрение позитивных изменений – сила фасилитации». Это название вполне передает суть подхода.
Фасилитация позитивных изменений практикуется в Европе, Северной Америке и в Азии. Об этом говорят темы мастер-классов, докладов и воркшопов. Основной их посыл – учиться перенаправлять негативную энергию в позитивную.
Метод позитивных изменений в фасилитации связан с общим направлением позитивного подхода в обучении и развитии персонала.
Все больше значения уделяется созданию безопасной и творческой атмосферы в работе в целом и в фасилитации в частности. Причем, заказать фасилитацию можно и в онлайн: необходимую атмосферу можно создать и дистанционно. Речь идет о пространстве, позволяющем подключать новые канали восприятия для более полного погружения в тематику.
Если фасилитация проводится в очном формате, то для создания атмосферы задействуют все пространство – не только стены, но и пол, столы, используют нестандартные объекты – не только плакаты и карточки, но и различные подручные инструменты, разнообразные фигурки, чтобы не только смотреть, но и взаимодействовать, применяя для разных задач в зависимости от сценария.
Все чаще в ходе фасилитации используется работа с полом – доску располагают на полу в виде фасилитационной скатерти, на которой работают, размещая карточки и различные вещи.
Иногда для фасилитации не используют столы, а размещают в разных местах выделенного под фасилитацию пространства картонные круги, вокруг которых располагаются участники. Организаторы считают, что это снимает барьеры и налаживает сплоченное взаимодействие.
Фасилитация требует доверия, сплоченности, отхода от формализма. Это способствует достижению целей фасилитации.
Иногда участники используют только стулья, которые можно переносить в любое место помещения, где проходит фасилитация. Для создания креативной атмосферы, на фасилитационных сессиях часто используют музыку, особенно в ходе креативной работы. Все это позволяет погрузить участников в творчество.
В последнее время появился фокус на личность фасилитатора: какие инструменты он использует, каковы его ценности, каков его портрет с точки зрения этики и компетенций международной ассоциации фасилитаторов (IAF).
Становится важно, в каком направлении развиваться фасилитатору, как прокладывать свой путь и зачем это нужно. Проводятся мастер-классы для фасилитаторов, помогающие фасилитатору найти «свой собственный компас». Одна из европейских конференций носила название «Фасилитация с энтузиазмом и смыслом».
Все это связано с тем, что фасилитация становится все более востребованной, а компаниям хочется растить своих фасилитаторов внутри организации. В ManGO! Games можно заказать тренинг по фасилитации и подготовить своих фасилитаторов. Можно также заказать тренинг по онлайн-фасилитации.
Тренд на углубление в личность фасилитатора замечен в зарубежной практике, в России же чаще всего принимают решение заказать тренинги по фасилитации, чтобы получить конкретные инструменты и методологию. Глубинная проработка личности фасилитатора у нас пока спросом не пользуется.
Немало внимания за рубежом и в России уделяется компетенциям фасилитатора. Этот вопрос сейчас кажется одним из самых важных для IAF, которая и развивает это направление.
Еще недавно мы наблюдали рост количества проводимых фасилитационных сессий и компаний, готовых заказать фасилитацию у профессионального фасилитатора, сейчас наблюдаем желание заказывать курсы по обучению фасилитации. В любом случае компании понимают специфику работы фасилитатора и необходимость проводить фасилитацию профессионально, поскольку формальное проведение результатов не дает, а к фасилитации обращаются именно для результатов, а не для формальности.
Начали разделяться и направления специализации фасилитатора: кто-то специализируется на определенных типах сессий, скажем, умеет хорошо проводить стратегические сессии, кто-то мастер в поиске идей и в социальных проектах, а кто-то работает только для определенных сегментов – госслужащих, предпринимателей, креативщиков. В крупных компаниях начинают создаваться отделы или команды фасилитаторов, где каждый специализируется на чем-то своем.
В России этот тренд только начинает развиваться и пока что строгого деления среди фасилитаторов нет.
Фасилитация как направление переживает этап глобализации. Объединяется опыт специалистов разных стран, разного направления, разного уровня экспертности и активно используется синергия объединения всякого типа опыта. Фасилитаторов перестают связывать со своими странами, конференции по фасилитации все чаще объединяют спикеров из разных стран, что работает только в плюс расширению кругозора каждого фасилитатора.
В тусовке фасилитаторов наблюдаем не конкуренцию, а сотрудничество, что, собственно, и соответствует сути процесса фасилитации, который они представляют.
Фасилитаторы не только обмениваются опытом, но и практикуют совместное проведение сессий.
Совместные фасилитационные сессии проводят, объединяясь между собой, специалисты разных направлений или опытные специалисты вместе с начинающими.
Для обогащения опыта фасилитаторы пробуют различные эксперименты – проводят фасилитационные сессии в племенах Африки или со школьниками. Это позволяет переосмыслить роль фасилитатора и привнести в свои фасилитационные сессии что-то новое. Изучение других культур оказалось эффективным для повышения качества фасилитационных сессий.
Тренд размывания границ и рамок популярен в бизнесе в целом.
В России есть практика проведения фасилитации одновременно несколькими фасилитаторами, однако в основном это обусловлено не столько обменом опыта и развитием фасилитатора, а функциональной необходимостью, особенно если речь о фасилитации онлайн.
Все больше к фасилитации начинают относиться как к профессии и все чаще звучат четкие критерии к фасилитатору как профессионалу. Обучая фасилитации, отталкиваются от стандартов и ключевых компетенций профессионального фасилитатора. В коучинге такой подход уже укрепился.
В России профессия фасилитатора еще нова, однако уже формируются требования к профессиональному фасилитатору и есть понимание того, что фасилитацию должен проводить профессионал.