Блог
15.09.21

Как убедить стейкхолдера

Как повлиять на тех, кто влияет? Вы задумали прорывные изменения, но как донести свой план до тех, от кого на самом деле зависит реализация задуманного? Работая над планом воплощения идеи, важно включать в него и способ убеждения стейкхолдеров.

Что может быть хуже для лидера, чем задумать перемены, но не суметь убедить в них стейкхолдеров, позабыв о том, что от них зависит даже старт инициативы. Разбираемся, как не допустить подобного.
Как убедить стейкхолдера | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Как убедить стейкхолдера | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Важно понимать, что качество идеи – не единственный критерий для ее воплощения. Не менее важно, чтобы заинтересовались те, кто дает «добро» на ее внедрение и поддерживает ее финансово. Да и что такое «качество идеи»? Всего лишь чья-то субъективная оценка на основе предоставленной презентации с подсчетами. Важно, чтобы совпало все: качество идеи, качество ее подачи, устойчивый интерес всех причастных.

Как действовать

Как в связи с этим следует действовать и что учитывать? Не сосредотачивайте свое внимание только на качестве идеи и плане ее воплощения, сперва изучите интересы групп влияния, выявите из них тех, кому ваша инициатива может не понравиться. Это поможет работать над предупреждением нежелательной ситуации.

Но обо всем по порядку. Сначала нужно определить, кто для вашей идеи является стейкхолдерами.

Кто такие стейкхолдеры

Разберемся с определением. Стейкхолдером проекта называют не только инвестора или держателя акций, как может показаться человеку, владеющему английским языком. Есть разные категории стейкхолдеров – лиц, влияющих на успех или на провал проекта.

Стейкхолдеры – это все заинтересованные и причастные лица, включая даже тех, кто не относится к проекту, но так или иначе влияет на него. Определять стейкхолредов не всегда просто, однако для успеха и самой возможности проекта важно подготовиться к коммуникации с ними.

К стейкхолдерам относятся не только определенные люди, но и организации. Стейкхолдерами сегодня называют тех, кого раньше называли «заинтересованными сторонами» или «причастными сторонами».

Считается, что управление рисками проекта – это управление и стейкхолдерами. Это непросто – учесть мнения разных сторон и обеспечить путь своему проекту.

Кто стейкхолдеры вашего проекта?

И все же важно определить, кто же является стейкхолдером для конкретно вашего проекта или идеи. В этом поможет мозговой штурм.

Соберите свою команду и найдите ответы на вопросы:

  • Чьи действия могут привести к срыву проекта?
  • Кому больше всех интересен этот проект?
  • Все ли подразделения компании заинтересованы в проекте или должны в нем участвовать?
  • Какие задачи надо будет решить в рамках проекта?
  • Кто больше всех располагает данными, нужными для этого проекта?

Поиск ответов поможет собрать список стейкхолдеров.

После этого предложите команде сгруппировать их по важности и влиянию.

Важные и Влиятельные

Влиятельные – это те, от которых больше всего зависит проект, например, люди, определяющие бюджет или влияющие на инвестирование. Сюда также относят людей, влияющих на руководителя и ключевых фигур проекта.

Важные – те, которые вносят существенный вклад в результат проекта и в его эффективность. Обычно это обладающие уникальными знаниями и навыками.

Обычно одни стейкхолдеры важные, а другие влиятельные. Если найдется стейкхолдер, которого можно отнести и к важным, и к влиятельным, – это основной стейкхолдер. Именно его важнее всего вовлечь в задуманные изменения.

Любой стейкхолдер, отнесенный к одной из характеристик, – второстепенный, такими стейкхолдерами нужно будет управлять в течение всего проекта.

Среди групп важных и влиятельных стейкхолдеров есть много таких, которым перемены неинтересны. Их вполне устраивает текущее состояние, а изменения могут напугать их, вызвать раздражение или чувство несправедливости.

Учитывайте это, готовя перемены. Хорошо изучите стейкхолдеров, постарайтесь понять, что получит каждый при успешной реализации проекта, а также попытайтесь спрогнозировать, что каждый может потерять. Определите для себя, кто из них может стать серьезным препятствием для реализации идеи. Сами или с командой определите ситуацию по каждому стейкхолдеру.

Как минимизировать противодействие

Продумайте стимулы, которые заинтересуют стейкхолдеров перейти на вашу сторону. Вся команда может принять участие в поиске таких стимулов. Их нужно отыскать для каждого стейкхолдера.

Противостояние нужно сглаживать постепенно. Начните с тех, кто оказывает наименьшее сопротивление.

Полезно будет привлекать потенциальных оппонентов к совместным обсуждениям и планированию. Оперируйте убедительными фактами, чтобы вызвать уверенность и понимание неотложности. Учитывайте, что позиция стейкхолдера может измениться даже в процессе перемен, поэтому не забывайте постоянно анализировать интересы и настроения стейкхолдеров не только перед запуском, но и в ходе проекта, и делайте это с одинаковой регулярностью.

Анализ лучше всего проводить в формате мозгового штурма. Особенно полезно, если в команде есть люди, хорошо знающие интересы разных групп стейкхолдеров. Проще работать, зная, кто и чем может вас поддержать, кто и насколько влиятелен. Все знания нужно использовать при составлении эффективной стратегии привлечения влиятельных стейкхолдеров.

Проясняя, какие из ваших шагов вызывают на данный момент наименьшее сопротивление, планируйте эти шаги первыми. Первые успехи озвучивайте, и только после этого беритесь за более сложные задачи. Озвучивание успехов повышает доверие, в результате некоторые оппозиционные группы начинают переходить на вашу сторону. Фиксируйте эту динамику, она тоже может стать аргументом для убеждения других, «трудных», стейкхолдеров.

Постоянная работа позволит лидеру перемен чувствовать «температуру» отношения стейкхолдеров к проекту, держать свои отношения со стейкхолдерами под контролем, контролировать влияние на ход дела всех причастных к проекту, учитывать ошибки и работать над ними.

Принимая с каждым разом более прицельные решения, со временем удается вовлекать в проект даже тех, кто изначально был ярым противником, а хорошо зная текущее отношение к проекту, можно безошибочно определять, какие кнопки стоит нажимать, чтобы вызвать у той или иной группы ощущение срочности.

Вопросы для мозговых штурмов

Какие же конкретно вопросы нужно задавать на мозговых штурмах? Ниже пример.

Для определения групп поддержки:

  • Какие у нас группы поддержки?
  • Плюсы и минусы каждой.

Для определения оппонентов:

  • Кто наши оппоненты?
  • Плюсы и минусы каждого.

Для определения преград:

  • Какие группы будут препятствовать?
  • Какие как.

Для определения стимулов для привлечения оппонентов:

  • Какими стимулами можно заинтересовать оппонентов?
  • Группа оппонентов / Стимулы / Почему это должно сработать?

Для определения зон наименьшего сопротивления:

  • Где находятся зоны наименьшего влияния?
  • Зона / Как использовать.

Для определения вовлечения оппонентов:

  • Вовлечены ли оппоненты в планирование по проекту?
  • Группа оппонентов / Выдвинутые ими идеи.

Для определения стимулов, вызывающих чувство срочности:

  • Что вызовет у каждой из групп ощущение срочности?
  • Группы / Что для них будет срочным? / Как об этом сообщить?

Эта мощная стратегия работает для любого проекта, любых изменений, не только в бизнесе, но и в бытовых вопросах. Задумывая изменения, делая выбор, учитывайте возможную поддержку или сопротивление, и помните, что управлять стейкхолдерами необходимо регулярно и на протяжении всего периода перемен.

Работа с переменами, проектный менеджмент – то, без чего компаниям сегодня не обойтись. Предлагаем тренинги для персонала по ведению проектов и по эффективной организации групповой работы. Обращайтесь к нам также для проведения мозговых штурмов и фасилитаций с опытным фасилитатором. Информацию о проведенных нами тренингах для персонала и фасилитациях можно найти в нашем портфолио

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных