Блог
05.06.23

Модель оценки зрелости бизнес-функций

Многое зависит от грамотно продуманных бизнес-функций, а как оценить их грамотность и продуманность? Предлагаем отталкиваться от модели оценки зрелости бизнес-функций.
Модель оценки зрелости бизнес-функций | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Бизнес-функция – основной элемент управления при матричном подходе, который сейчас используется в большинстве российских компаний.

Бизнес-функциями называют деятельность, которая обеспечивается работой персонала, информацией и информационными технологиями и поддерживается инфраструктурой. Пример бизнес-функций – бухгалтерский учет, продажи, управление проектами, маркетинг, производство.

Развитие каждой функции связано со стратегией развития всей компании. И все же все функции должны подчиняться общей стратегии, а значит, планировать развитие каждой нужно с учетом общей комплексной программы развития компании, выстраивать которую непросто, но необходимо.

Сложные вопросы

В процессе принятия решений относительно отдельных функций, нужно ответить на ряд сложных вопросов, например:

  • По каким критериям сравнивать разнородные функции?
  • Как обеспечить всем функциям достаточное развитие?
  • Как систематизировать развитие совершенно разных функций (маркетинг, производство)?
  • Какие из функций важнее остальных?

Задача усложняется тем, что четких моделей, которые бы однозначно описывали функциональное развитие, на данный момент нет.

Тем не менее оценивать зрелость функций так же важно, как оценивать процессы и проекты.

Как оценивают зрелось процессов

Модель оценки зрелости процессов СММI предполагает пять уровней:

  • Уровень 1. Начальный. Процессы трудно контролируемы, появляются как реакция на определенные события.
  • Уровень 2.  Управляемый. Определены процессы на уровне проектов, появляются как реакция на определенные события.
  • Уровень 3. Определенный. Процессы обозначены на уровне организации, формируют события.
  • Уровень 4. Управляемый на уровне количественных данных. Процессы измеримы и контролируемы.
  • Уровень 5. Оптимизирующий. Фокус на постоянное улучшение процессов.

Как измеряют зрелость проектного управления

Модель PMMM Гарольда Керцнера, которая оценивает зрелость управления проектами, тоже предполагает 5 уровней.

  • Уровень 1. Общий язык. Формирование общего словаря, освоение базовых знаний.
  • Уровень 2. Общие процессы. Приобретенные знания применяются при внедрении общих процессов. Появляется определение процессов.
  • Уровень 3. Единая методология. В компании наступило осознание выгод от регулярного и стабильного результата, которое привело к идее разработки единой методологии. Формируется единая организационная культура. Самый трудоемкий уровень.
  • Уровень 4. Перенятие опыта. Компания учится управлять процессами, используя бенчмаркинг. Это этап создания проектного офиса, отвечающего на отбор и внедрение лучших практик.
  • Уровень 5. Постоянное улучшение. Проектная деятельность компании постоянно улучшается.

Оценка зрелости функций

Функция – это одно из направлений деятельности, требующее людей, ресурсов, инструментов.

Как оценить зрелость функций? Сначала стоит понять, какова структура функции.

Функция включает в себя такие организационные элементы:

  1. Управления проектами.
  2. Управления процессами.
  3. Управления информационными системами.

Модель оценки зрелости функций требует определения состояния каждого отдельного элемента с учетом уровня его развития, получения шкалы развития, после чего формирования общей для всех трех блоков шкалы развития. Получаем 5 уровней.

Уровень 1. Начальный.

  1. Есть базовые регламенты.
  2. Процессы управляются «вручную».
  3. Информация аккумулируется вокруг отдельных инструментов.

Уровень 2. Повторяемый.

  • Есть и используется базовый набор практически применимых инструментов.
  • Процессы регулярны и регламентированы.
  • Информация аккумулируется в рамках отдельных систем, информационные потоки – внутри системы и между инструментами.

Уровень 3. Стандартизированный.

  • Есть набор инструментов автоматизации, решающий актуальные задачи бизнеса.
  • Процессы стандартизированы и постоянно оптимизируются.
  • Системы объединяются общими информационными потоками.

Уровень 4. Эффективный.

  • Инструменты автоматизированы. Есть интеграция с данными на совместно используемых для разных инструментов платформах.
  • Процессы гибко адаптируются под возникающие изменения и прогнозируемые потребности бизнеса.

Уровень 5. Лидерство на рынке.

  • В компании применяются передовые инновационные технологии (сервисы ИИ, предиктивная аналитика, Биг Дата).
  • Процессы управляются с использованием цифровизированных решений.

Основные задачи функций – быль эффективными, прозрачными и управляемыми. Каждая функция должна развивать свою экспертизу и осуществлять управление людьми. Предлагаемая схема оценки функций – один из подходов, который можно взять за основу.

Каким образом происходит повышение уровня процессов, проектов, функций? Это зависит от культуры и ценностей компании, от которых зависит, насколько важно для компании развитие, повышение стандартов, планирование путей достижения целей, постановка и пересмотр целей. Обычно важные решения, связанные с развитием уровня компании всех влияющих на это элементов, принимаются в ходе стратегических сессий. Заказать проведение стратегической сессии можно в ManGO! Games.

 

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных