Обучение, нацеленное на развитие бизнеса, на мгновенную пользу, которое совмещает в себе обучение и развитие, которое осуществляется путем взаимодействия обучающих между собой и с текущими рабочими задачами – все это о социальном обучении.
Социальное обучение – это альтернатива обычному формальному, в классах и группах? Скорее дополнение. А еще точнее – обучение в аудиториях группами является составляющей частью социального обучения. Общая концепция – объединение учащихся в сети для совместного обучения, развития, обмена идеями и советами в процессе работы. В последнее время корпоративное обучение сотрудников не рассматривается только как обучение в классах с преподавателем. Оно стало намного богаче: появились новые форматы, появилось определение «обучение на рабочем месте».
Нельзя сказать, что обучения на рабочем месте раньше не было, что учащиеся не объединялись в группы для освоения учебного материала и применения знаний на практике.
Но в какой-то момент стало понятно, что работа в группах вокруг учебного задания, применение полученных знаний на рабочем месте, самообучение, обмен опытом между собой, использование интернета и внутренних сетей для получения знаний и обмена знаниями и идеями – это не за рамками учебной программы, и даже не дополнительная часть учебной программы, а основная ее составляющая. Все это – социальное обучение.
Заметно и измеряемо социальное обучение стало после появления интернета и онлайн-обучения. Если учесть его важность и поддерживать такую форму обучения, можно получать больше выгоды. Коэффициент рентабельности вложений в социальное обучение составляет 75:1 в сравнении с формальным онлайн-обучением.
Социальное обучение обеспечивает естественную вовлеченность персонала, поэтому компании, использующие инструменты социального обучения, планируют продолжать использовать их и дальше.
Психологи обратили внимание на то, что обучение – познавательный процесс, для которого естественной является социальная среда. Мы учимся, наблюдая, слушая, пробуя. Социальное обучение – модель обучения, которая фокусируется на взаимодействии с окружением. Многим она известна как модель 70:20:10. 70% обучения – на рабочем месте, с коуч консультантом, 20% – при взаимодействии с сотрудниками, и только 10% составляют традиционные корпоративные тренинги и другие формы обучения с педагогом в учебном классе.
Даже самый качественный традиционный бизнес тренинг с педагогом обеспечит запоминание только 10% информации. Социальное обучение позволяет сохранить полученные знания. Это легко. Знания не навязываются, а приобретаются по мере необходимости для решения конкретных задач и в ходе конкретных реальных задач проверяются. Знания сотрудник получает от эксперта внутри своей компании. Получение знания может проходить в ходе непосредственного общения между сотрудниками или через онлайн-инструменты.
Предприятия выбирают модель социального обучения, поскольку она дает ряд преимуществ:
Лучше всего люди учатся, когда в процессе обучения наблюдают за поведением других людей и сравнивают увиденное со своим опытом. Лучше всего мы усваиваем знания, когда находимся в социальной среде – наблюдая, подражая и моделируя. Этим, кстати, можно объяснить и популярность YouTube: пользователи предлагают свой контент, а их авторитет определяется участниками сообщества, они учатся у других, стремясь поднять авторитет, который в свою очередь определяет их финансовый успех на платформе.
Социальное обучение эффективно благодаря четырем принципам:
Трудно понять материал, если не сосредоточить на нем внимание. Внимание трудно удерживать силой воли, поэтому необходимо находить методы удержания внимания естественными способами. В социальном обучении внимание удерживается само собой, причем долговременно, тогда как новизна или что-то необычное способно активизировать наше внимание на короткий срок.
Удержание фокуса позволяет усваивать информацию, а не только обращать на нее внимание. Чтобы удерживать студентов и их внимание, необходимы ситуации новые, но аналогичные усвоенным в ходе обучения. Лучше всего это обеспечивается в естественной социальной среде, ради своего успеха и авторитета в которой мы и усваиваем новые знания.
Почему иностранный язык легче и быстрее учить в естественной языковой среде? Мы хотим соответствовать окружению и быть в нем на уровне, на высоте или в авторитете, поэтому учим язык, постоянно проверяя, насколько успешно наше обучение и подтягивая себя к нужному уровню. Ситуации, в которых требуются новые знания, постоянно повторяются, хотя и каждый раз это разные ситуации, а не одно и то же упражнение из учебника или на тренажере.
Обучение предполагает воспроизведение ранее полученной информации. Для эффективности процесс обучения должен включать такую возможность. Социальное обучение обеспечивает постоянные естественные тренировки.
Для обучения нужна мотивация. Раньше мотивировали поощрениями и наказаниями за результаты обучения, в социальном обучении мотивацией становится текущая необходимость, а не искусственно созданные условия.
Мы социальные существа и естественная для нас обстановка – коллектив. Логично, что знания мы эффективнее получаем в социальной среде. Обмен знаниями – это естественный процесс усвоения новой информации, наблюдение за поведением других – такой же естественный процесс обучения, как решение задачек или прослушивание лекции. На основе наблюдения мы повторяем увиденное сами, принимаем решения, меняем свое поведение. Лучше всего обучение проходит в активной обстановке, при которой задействована и физическая активность.
Учитывая все это, обучение на рабочем месте – самый естественный процесс обучения из возможных на данный момент. Обучение в ходе решения проблем, исследований и проектов, разбора ситуаций с коучем, поиска ответов на возникающие вопросы в отсутствие коуча или наставника повышает производительность и обеспечивает постоянное развитие.
Не стоит путать социальное обучение с работой в группах. Социальным обучением будет и наблюдение за работой других, и поиск ответов, обращаясь за советом, и возможность других оценить результаты твоей работы, и обучение на примерах других людей, и общение в чатах и на форумах.
Инструменты социального обучения:
Социальное обучение – популярная стратегия для обучения взрослых, хотя часто инструменты социального обучения используют, не называя это социальным обучением. Обмен опытом, решение бизнес-задач сообща, совместный поиск идей – все это социальное обучение. Таким образом, мы учимся больше, чем нам кажется, а от компании требуется создание достаточной среды для этого, поощрение социального обучения, а также отсутствие препятствий для общения, налаживания связей и обмена знаниями между сотрудниками.
Несколько советов, которые помогут вам культивировать социальное обучение в своей компании:
Социальное обучение хорошо тем, что его запуск прост – всего лишь нужно создать для сотрудников естественные условия взаимодействия. Это естественно – обучаться, общаясь, работая, отыскивая решения и моделируя.