Поначалу существовал определенный страх того, что технологии заменят преподавателей, однако со временем все улеглось и стало на свои места. Теперь нет необходимости воспроизводить имеющийся материал, а преподаватели могут сосредоточиться на прямом взаимодействии со студентами, оживляя имеющиеся материалы и уделяя внимание практике.
В пандемию возникли новые опасения – справится ли онлайн-формат с практическими занятиями. В большинстве случаев справился: в онлайн-программы начали включать упражнения и тренажеры, которые давали хорошие результаты. Что дальше?
В целом появление онлайн-обучения повысило качество образования: преподаватели и методологи, определив преимущества разных форматов, начали экспериментировать с альтернативными моделями смешанного обучения.
Теперь студенты могут часть курса проходить онлайн самостоятельно, а часть – традиционно с преподавателем. Это дало возможность экономить на образовании и расширить его возможности, а также учесть особенности восприятия материала разными людьми.
С развитием онлайн-платформ люди получили доступ к бесплатному обучению. Такие проекты как Coursera и Udacity открыли возможности для тех, кто не мог себе позволить платное обучение. Вместе с тем в мире происходило все больше перемен, требующих обучения и переучивания, обучения прямо на рабочем месте и получения навыков, необходимых «на вчера». Казалось бы, не будь разнообразия готовых платформ и технических площадок для онлайн-обучения, мы бы не справились с вызовами. Стоит только представить, что существующие площадки могут стать недоступными, и, кажется, вся система современного обучения начнет рассыпаться, лишив нас возможности идти в ногу со временем.
Однако не надо беспокоиться. Мы давно поняли преимущества онлайн-обучения и научились его использовать, причем в самых разных вариациях и под разные цели. Эффективные онлайн-программы успешно сочетаются с очными занятиями, позволяя совмещать преподавательскую работу и исследования, обучение и решение конкретных бизнес-задач.
Многие университеты до последнего сопротивлялись идее, что студентов нужно готовить к конкретной работе, в связи с чем были против альтернативных образовательных организаций и форматов, но даже они во время пандемии оценили ряд преимуществ онлайн-обучения. Сейчас университеты сузили предложение и научились конкурировать с провайдерами онлайн-курсов, обеспечивающими бюджетный и прямой путь к трудоустройству.
Сейчас пандемия уходит в прошлое, онлайн-обучение уже не является единственно возможным форматом, и мы получаем возможность использовать только самое эффективное из всего разнообразия, которое успели освоить за последние годы. Однозначно, теперь обучение перейдет на более высокий уровень, предлагая своим потребителям решения, максимально подходящие для каждой конкретной ситуации.
Каждый, в свою очередь, тоже сможет использовать возможности доступных ему курсов по максимуму. Уже сейчас онлайн-образование позволяет любому из нас получить новые знания, приобрести новую профессию, получить новую роль в своей компании, даже оставаясь дома. Причем это может происходить без существенных затрат времени.
В силу обстоятельств мы научились обучаться онлайн и сейчас скорей всего большинство из нас продолжают выполнять часть рабочих задач в онлайн-режиме. Гибкие подходы к работе и обучению теперь с нами, и отказываться от них было бы неразумно – они облегчают жизнь сотрудникам, в ряде случаев повышают производительность, дают много возможностей для профессионального развития, оставаясь в домашнем офисе.
Мир образования в последнее время стал более удобным – многие онлайн-курсы позволяют обучаться в свободное время, даже некоторые ведущие университеты Великобритании уже разработали магистерские онлайн-программы. Многие студенты уже несколько лет учатся полностью виртуально.
И все же наличие предложений еще не значит простоту обучения онлайн. Трудно сохранять концентрацию, часами сидя у монитора, нелегко управлять своей рабочей нагрузкой. Приходится самостоятельно решать, как вести конспекты, структурировать полученную информацию, усваивать материал, чтобы это было максимально продуктивно.
Получите от онлайн-обучения максимум, прислушайтесь к простым и проверенным советам!
Многим кажется, что конспектировать – простейшее занятие, однако существует несколько подходов к составлению конспектов и не все одинаково эффективны.
К более оптимальным способам конспектирования и обучения с помощью конспектов относятся:
Далеко не все студенты используют эти методы. На онлайн-курсах только половина студентов ведут конспекты. Тем не менее, чтобы учиться должным образом важно иметь конспекты и работать с ними, а не только пересматривать видеозаписи.
Если ваше обучение ведется в онлайн-формате – это не значит, что вы должны приходить на урок без подготовки. Важно задавать себе вопросы еще до начала обучения. Ряд исследований подтверждают повышение эффективности обучения при условии, если его участники еще до урока определились, что хотят получить в ходе онлайн-курса.
Такой подход особенно эффективен для видеообучения. Нужно сформировать вопросы перед просмотром, а во время просмотра искать ответы на них. Это помогает запомнить больше информации.
Собрались просмотреть видеолекцию, вебинар или посетить онлайн-тренинг? Задумайтесь, что хотите от них получить.
Для небольшого масштаба подойдет поиск вопросов, на которые нужно найти ответы в ходе обучения. Для большего масштаба понадобятся цели.
В ходе одного из исследований выяснилось, что студенты изначально не готовы к самостоятельной работе в онлайн-режиме: в онлайн-обучении намного меньше контроля, чем в традиционном формате. Однако если студентам предложить продумать наперед цели обучения, например, как обучение может помочь конкретно им для реализации собственных полезных стратегий, каких результатов можно достичь благодаря обучению, то мотивация растет и обучение проходит более эффективно.
Трудно сохранять концентрацию, проводя много времени у экрана. Важно найти способ поддерживать внимание. Для этого можно воспользоваться одной из идей:
Онлайн-обучение проходит в уединении. Это и хорошо, и плохо: с одной стороны, никто не отвлекает, с другой, обучение лишается важного фактора эффективности – социализации.
Дискуссии и взаимодействие во время онлайн-программы не только улучшают социальную жизнь, но и способствуют повышению эффективности обучения.
В ходе одного из исследований удалось выяснить, что обсуждение материалов онлайн-курса с другими участниками значительно улучшает результаты обучения. Самые активные участники курса получают самые высокие итоговые оценки.
Исследователи считают, что онлайн-обучение отлично подходит для сов: не нужно собираться и куда-то ехать, чтобы прослушать лекцию, а даже если проспите – можно прослушать ее в записи.
Согласно одному из исследований, многим идет на пользу более позднее начало обучения. Студенты, которые начинали и заканчивали обучение позже, работая с 11:00 до 21:30, демонстрировали отличные результаты. Исследователи предположили, что людям стоит предлагать асинхронные курсы, учитывая, что у каждого участника свой режим сна. Это позволяет начинать учебу в любое комфортное время, когда бы кто ни просыпался.
Со смартфонами жизнь человека навсегда стала другой, но они привнесли в наше привычное времяпровождение как плюсы, так и минусы. С одной стороны, можно сразу узнавать о важных новостях, с другой – нет никакой передышки в их поступлении, что превращает нас в заложников постоянного обновления наших лент в соцсетях и мессенджерах.
Как оказалось, отказаться от постоянного просмотра новостей труднее, чем оставаться в курсе событий. Особенно если вы учитесь или работаете из дома.
Исследования доказывают, что постоянная включенность может привести к стрессу. Самые эффективные участники онлайн-обучения умеют устанавливать границы и отключаться от потока сообщений на определенное время. Это позволяет сконцентрироваться и лучше усвоить материал.
С когнитивной точки зрения высыпаться необходимо. Сон между занятиями помогает лучше запоминать полученную информацию. Причем, важно, не сколько часов вы спали, а насколько качественным был ваш сон. Еще важнее осознавать, что вы смогли отдохнуть.
Кстати, последние исследования доказывают, что бессонница не действует на нас настолько разрушительно, как считалось ранее. Даже отдых без сна может помочь нам набраться сил. Главное, чтобы мы сами ощущали себя отдохнувшими, а многие из нас способны отдохнуть, даже не поспав 7 часов в сутки.
Вероятно, стоит не привязываться к принятым за эталон 7 часам: даже мысль о том, что вы хорошо выспались, может сработать вам в плюс. Исследователи считают, что так работает эффект плацебо без привязки к тому, сколько часов вы спали и насколько качественным был ваш сон.
Иногда стоит не ориентироваться только на чьи-то советы, а отыскать собственную стратегию эффективного обучения и следовать ей. В ходе исследований было обнаружено, что универсальные стратегии далеко не всегда оказываются полезными.
Ученые считают, что каждому участнику онлайн-курса стоит осознать собственные потребности и контекст, в котором они находятся. Кому-то понадобится прежде всего решить вопросы подключения к интернету, кому-то – справиться с самоконтролем, а для кого-то самое главное для эффективности – определить цель и мотивацию. Собственная стратегия способна принести куда больше пользы в долгосрочной перспективе, чем попытка подстроиться под универсальные подходы.