Блог
11.02.21

Что нужно знать лидеру-коучу о спиральной динамике

Спиральная динамика – технология, которую применяют для управления изменениями в компаниях. По теории спиральной динамики, люди и организации проходят спиральный путь уровень за уровнем. Каждый может пройти все витки спирали, но редко какой человек или компания достигают вершины.

Коучи и лидеры будут недостаточно эффективными, если не станут учитывать принципы спиральной динамики, ведь на каждом уровне свой способ восприятия мира…
Что нужно знать лидеру-коучу о спиральной динамике | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Что нужно знать лидеру-коучу о спиральной динамике | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Знакомы ли вы с теорией спиральной динамики? А с тем, как это связано с лидерством и коучингом?

Если нет или хотите дополнить/упорядочить свои знания об этом – давайте разбираться в этой захватывающей теме!

Коуч помогает подниматься на высший уровень

Есть мнение, что коуч помогает человеку подниматься на следующий уровень своего развития. Но для этого сам коуч должен быть на более высоком уровне, чем его подопечный. О каких уровнях речь?

Существует теория, по которой развитие человека (и организации) происходит витками, спирально, с каждым витком все выше. На каждом витке свои фильтры, через которые человек воспринимает мир. Вот почему разные люди по-разному воспринимают одни и те же события и по-разному на них реагируют, и вот почему разные компании по-разному справляются с вызовами и по-разному определяют свои ценности.

К примеру, есть люди, которые никак не могут понять, почему другим людям искренне хочется заниматься благотворительностью. Одни других искренне не понимают. А все дело в том, что они находятся на разных витках своего развития: не поднявшись на более высокий уровень, не увидишь того, что открывается перед сознанием на новой высоте.

С этой точки зрения, развитие – это путь по спирали. В свете знаний о спиральной динамике меняется осознание того, кто такой лидер, а также каким должен быть коуч консультант.

Коуч должен находиться на более высоком уровне спиральной динамики.

ЦМемы спиральной динамики

Много лет исследований привели доктора Грейвза к «растущей цикличной двухспиральной модели развития био-психо-социальных систем взрослых людей».

В своей модели спиральной динамики ученый использовал пары латинского алфавита, чтобы обозначить взаимодействие внешних условий и внутренних систем. Каждая такая пара имеет свои характеристики. Он назвал их vMemes. Поскольку перечень vMemes выглядит довольно сложно и непривлекательно для обычного человека – A-N, B-O, C-P, D-Q, E-R, F-S, A'-N', B'-O' и т.д. – теория начала использоваться в более привлекательном, упрощенном варианте. Если вы обратили внимание, после шести уникальных пар идет повторение.

Сейчас эта теория, которую можно встретить под названием SDi (Spiral Dynamics Integral), довольно популярна в узких кругах, однако многие все еще ничего об этом не слышали. Рассмотрим суть теории, используя более упрощенный вариант результатов исследования Грейвза, которые сам автор теории изложил в своей книге 1966 года.

Переходя из предыдущего состояния в следующее, человек меняет отношение к происходящему: меняются его ценности, цели, приоритеты. Может показаться, что у каждого свой путь, и что будет дальше с мировоззрением и ценностями каждого конкретного человека – узнать невозможно. Однако Грейвз смог определить возможный сценарий человека в виде ценностных установок каждой следующей ступени. Отталкиваясь от этих знаний, можно предположить, какие перевоплощения могут ожидать каждого человека при его постоянном развитии.

Важно обратить внимание на то, что ни одна ступень развития не считается плохой или хорошей: модель не имеет ничего общего с оценочными суждениями. Каждый уровень это не лучший, чем предыдущий, на каждом всего лишь преобладает определенная система мышления. Мы ведь не можем сказать, что ребенок «плохой», а взрослый «хороший», только потому что взрослый уже перешел на следующий уровень развития. Нам хорошо известно, что иногда все бывает как раз наоборот.

Теперь давайте представим, что нам нужно помочь развитию определенного человека. Если развитие – это переход на следующий уровень, то сначала нужно узнать, где человек находится сейчас. Вопрос будет звучать без всякой оценки, например, так: «Каково будущее этого человека, если сейчас он видит мир именно так, и проходит через именно такой процесс изменений?»

Грейвз считал, что вместо вопроса «Что это за человек?» лучше задавать вопрос «Как человек думает о тех или иных вещах в тех или иных обстоятельствах?» На этом примере видно, что модель Грейвза – не типология, а описание процесса развития систем, возникающих одна из другой.

Кстати, речь может идти как о конкретном человеке, так и о целой организации. Уровень текущего развития организации определяется ее ключевыми лицами и задаваемой ими корпоративной культурой. В свою очередь компания тоже развивается и растет, и культура ее меняется.

На каждой стадии спирального развития – свой «пакет идей» (системы ценностей, уровни психологического существования), которые были условно названы ценностными мемами или цМемами. Идеи каждого цМема словно вирус переносятся от одного ума к другому, от одного сообщества к соседнему. Зная это, можно понять, как эмоциональный интеллект и лидерство способствуют распространению идей следующего цМема, который начинает внедряться в случае, если предыдущий этап пройден.

Движение по спирали может ускоряться и замедляться – это зависит от условий жизни и доступных цМемов. Обычно движение происходит к более сложным (вверх), хотя при определенных условиях возможно и «скатывание» к более низким структурам. Зная это, становится понятным, для чего нужна корпоративная культура, – это возможность эволюционировать.

Чтобы цМемы лучше воспринимались, были придуманы цветовые коды. В сам цвет при этом не закладывались никакие смыслы. Таким образом, по отношению к человеку и организации можно определить желтую, зеленую или другую систему ценностей. Всего их восемь, все они уже есть и сосуществуют друг с другом, но перечень открыт – могут появляться новые.

1. БЕЖЕВЫЙ. Начальный уровень. В этом мире главное – физические ощущения и биологические нужды.

2. ФИОЛЕТОВЫЙ. Мир угроз, мистики, духов и божеств, которым нужно поклоняться и которым нужно угождать. 

3. КРАСНЫЙ. Мир завоеваний, в котором сильный побеждает слабого.

4. СИНИЙ. Мир контроля Высшей Силы, которая справедлива – наказывает зло и награждает добро.

5. ОРАНЖЕВЫЙ. Мир ресурсов и возможностей, где люди стремятся достигать успеха и процветания.

6. ЗЕЛЕНЫЙ. Мир взаимодействия и любви, в котором цель – гармония с окружающим миром.

7. ЖЕЛТЫЙ. Мир изменений, в котором неопределенность – приемлемое состояние.

8. БИРЮЗОВЫЙ. Мир баланса взаимосвязанных сил, где человек управляет рисками.

9. КОРАЛЛОВЫЙ. Зарождается. Сейчас это только тенденции. Мир, в основе которого лежит Я-ориентированность, управление, консолидация.

Считается, что коуч чаще всего сам находится в желтом или бирюзовом цМеме.

Цели успешного существования

Для каждого цМема свои цели успешного существования. Для бежевых – это удовлетворение инстинктивных желаний и продолжение рода; для фиолетовых – семейные связи и защита от вреда; для красных – доминирование над другими, контроль и чувственные удовольствия; для синих – порядок, стабильность, послушание, определенность; для оранжевых – успех, соревнования, результат, влияние, независимость; для зеленых – любовь и гармония, взаимное развитие, чувство принадлежности; для желтых – независимость и достоинство, участие в живой системе, знания; для бирюзовых – мировое сообщество, сохранение жизни на Земле, способность приспособиться к любой реальности.

Способы приспособления к реальности

Для каждого цМема также свои способы приспособления к реальности. Бежевые приспосабливаются инстинктивно и с помощью рефлексов; фиолетовые – согласно традициям и ритуалам «племени»; красные – путем доминирования, захвата, власти и эксплуатации; синие – послушанием и конформизмом, часто движимые чувством вины; оранжевые – прагматизмом, маневренностью, многогранностью; зеленые – обеспечением человеческих нужд, сотрудничеством, спонтанностью, согласием; желтые – системностью, гибкостью, функциональностью, независимостью; и бирюзовые – целостностью, коллективным сознанием, способностью к сотрудничеству, взаимосвязанностью.

Возможности для развития

Поразительно, как носители этих цМемов находят между собой общий язык, как представители одних цМемов становятся лидерами или коучами других. Но мы помним, что при благоприятных обстоятельствах ценности передаются от одних другим и таким образом люди и организации растут, заходят на следующий виток, или, иногда бывает и такое, спускаются на предыдущий.

Теория убеждает, что все люди могут пройти все витки спирали. Не всем удается, но все потенциально могут. Это вдохновляет и наводит на мысли о коучах, которые как раз в этом нам и помогают. Коучи помогают только подниматься, а вот их отсутствие и отсутствие среды для развития может спровоцировать рецессию.

Важно не забывать, что развитие циклично и один цикл состоит из шести уровней: седьмой уровень перекликается с первым (представляет собой усовершенствованный первый), восьмой со вторым и т.д. Поэтому говорят о Первом Слое, Втором Слое, в каждом следующем будут повторяться все шесть основных уровней систем мышления.

Коучинг и спиральная динамика

Чтобы помочь подопечному развиваться, коуч должен быть на достаточно высоком уровне спирали и понимать, с каким уровнем имеет дело. То же касается и лидеров: лидер должен быть на один уровень выше основного состава компании.

Как определить цМем? Давайте представим спираль развития на примере жизненного цикла человека. Пурпурный цМем – это только зарождение социализации и полное доверие семье, клану. Лидерские качества проявляются в красном цМеме; в синем становится важной группа, коллектив; «подростковый максимализм» проявляется в оранжевом цМеме, в котором снова проявляется стремление к независимости; зеленый цМем – это вхождение во взрослую жизни – социализация, ответственность, коллектив, «Я» снова рассматривается как часть «Мы». Желтый цМем – это снова «Я», но уже другого качества. Это прорыв, трансформация, новая ментальность. Часто в этот момент происходит выбор в пользу собственного бизнеса или уход во фриланс. Бирюзовый цМем – это новое осознание коллектива, новое «Мы», интеграция систем. Коралловый цМем – это снова «Я» и снова уже нового уровня.

Успешные коучи уже прошли все стадии большинства окружающих их людей и находятся в желтом или бирюзовом цМемах. Они формируются благодаря другим коучам. Профессиональные объединения возникают только на бирюзовом уровне. Если возникают на зеленом, то всех волнует только один вопрос – какая мне будет выгода. Такие образования быстро распадаются.

На бирюзовом уровне люди и организации объединяются между собой с вопросом: какой вклад я могу внести в общее благо и в пользу цивилизации.

Спиральная динамика невероятно интересна и глубока, однако при таком большом количестве интерпретаций теория спиральной динамики неизбежно искажается.

Признание и последователи Грейвза

Теория Грейвза так и не получила понимания и признания при его жизни. Развивать теорию стали его ученики Дон Бек и Крис Кован. Это они «перевели» названия уровней в цвета и они ввели понятие цМем – взяв слово «мем», используемое Михайем Чиксентмихайи. ЦМем можно рассматривать как культурный код или социальный сценарий, которым можно «заразить» человека или организацию. Это однозначно культурный феномен. Таким образом последователи автора теории переместили теорию из психологической в культурологическую плоскость.

Интересно также, что один и тот же человек согласно теории может проявляться по-разному в разных окружениях: дома – зеленый, на работе – оранжевый и т.д. Разные цМемы по-разному себя ведут: синие создают иерархии, оранжевые сражаются за авторитет, зеленые объединяют, желтые быстро меняют конфигурацию.

Теория Грейвза определенно опередила свое время и наверняка еще проявит себя с новой силой.

Уже сейчас благодаря этой теории мы понимаем, что сознание человека продолжает развиваться, не останавливается на определенной «точке взрослости», а также понимаем, что оно не делится на «правильное» и «неправильное».

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных