Аббревиатура МООК была введена в 2008 году, что в расшифровке «массовые открытые онлайн курсы». Казалось бы, все понятно, и тем не менее, есть разные расшифровки даже самых букв, из которых состоит аббревиатура. К тому же не все понятно, если пытаться разобраться детальнее.
М – массовый. Что значит массовый, при каком количестве человек курс можно считать массовым? При 10, 100 или 1000? Входит ли в понятие «массовый» корпоративное обучение или нет?
На самом деле массовый – это тот, который спроектирован таким образом, что способен принять и обучить любое количество человек.
О – открытый. Для всех желающих, или в любой период времени? Может, это значит, что курс, в котором доступны сразу все его материалы? Или, может, открытый – значит бесплатный? Если это корпоративное обучение, то курс уже нельзя назвать открытым?
Изначально планировалось, что это будут бесплатные курсы, которые могут изучаться любым желающим, получающим неограниченный доступ ко всем учебным материалам курса.
Однако сейчас МООК-платформы задумываются о монетизации и успешно ее внедряют.
Корпоративное обучение персонала с использованием МООК-ов вполне возможно и не выходит за рамки его концепции.
О – онлайн. Казалось бы, тут все ясно. Это значит, обучение проходит в интернете.
Материалы курса доступны в онлайне, изучать можно из любой точки мира, где доступен интернет. Но и здесь возникают вопросы. Речь идет о синхронном или асинхронном обучении?
И то, и другое может предусматриваться МООК-ами.
К – курс. Это значит, что обучение структурировано, представляет из себя нечто бОльшее, чем просто записанные лекции.
Это значит, курс должен содержать определенные учебные активности – упражнения, задания, проверочные мероприятия, а также предусматривать общение студентов с преподавателем и между собой.
Как видим, МООК-ом можно считать разные по своей реализации курсы. Исследователи выделяют около десяти разных видов МООК-ов. Например, курсы могут отличаться между собой по типу задачи, по степени открытости курса или его масштабности, по способу проведения (синхронный / асинхронный – для всех одновременно или в удобное для каждого участника время), курс может предлагаться всем желающим, может использоваться как часть корпоративного обучения, курс может создаваться с целью обучить, а может носить научно-популярный и даже развлекательный характер.
Таким образом, под определение «МООК» подходит широкий спектр курсов, а возможности и типы МООК-ов продолжают расширяться.
МООК – это новый учебный формат, который все активнее находит место в нашей жизни, позволяя реализовать текущий тренд – «непрерывное обучение» (lifelong learning).
Все больше пользователей присоединяются к платформам онлайн-обучения. В чем причина популярности МООК-ов? Во-первых, низкий порог входа. Получить доступ к знаниям можно из любой точки планеты и в любое время. Во-вторых, гибкость процесса обучения. Обучаемый сам выбирает место, время, темп обучения. Обучаться можно по пути на работу или в процессе механической домашней работы. В-третьих, гибкий график обучения. Если возникает что-то срочное, обучение можно отложить, как прочетную книжку, чтобы потом снова к нему вернуться.
Благодаря онлайн-курсам освоить профессию могут все, включая пенсионеров, нездоровых людей и инвалидов, которые теперь могут заниматься обучением дома и из дома работать, зарабатывая своей семье хорошие деньги. Крупные платформы онлайн-курсов, такие как edX и Coursera, договорились использовать в своих курсах все возможности для упрощения изучения материала для людей с ограниченными возможностями. Это такая адаптация как наличие субтитров, возможность увеличивать шрифт и другие элементы, читать элементы навигации. Учет всего этого позволит расширить круг обучаемых, а компаниям при обучении персонала предложить своим сотрудникам платформы без технических ограничений.
Популярны МООК-и и за возможность выбора. Даже если вам нужно освоить довольно узкую тему, вы сможете найти много предложений и сможете выбирать. Для разных степени подготовки, с разной спецификой, от преподавателей разного уровня. Многие бесплатные можно попробовать, а платные сравнить по цене.
Зачем мы учимся? От ответа на этот вопрос зависит и выбор курса. Быстрые изменения требуют от человека постоянного совершенствования, чтобы оставаться конкурентоспособным. Поэтому все чаще в нашей жизни можно услышать выражение Lifelong learning – обучение всю жизнь. Суть концепции – не ограничивать время обучения детскими годами, учиться всю жизнь и каждый день. Такой стиль жизни зависит не только от нашего решения – его диктует нам постоянно меняющаяся среда. Только задумайтесь, какое будущее ждет наших детей и внуков? Как привить детям привычку учиться, если не собственным примером?
Согласно опросам платформы Class Central, более 13% обучающихся на онлайн-курсах – это студенты. Курсы используют как дополнительные знания или проходят их вместо очных. Более 44% обучающихся используют онлайн-курсы для своей текущей работы, а 17% – для будущей. Таким образом статистика показывает, что 60% обучающихся на онлайн-курсах делают это в связи с карьерой.
Необходимость в обучении связана и с характером работы, которую нужно выполнять. Цифровизация, развитие технологий и сложность принимаемых решений требуют от специалиста определенных знаний, алгоритмов работы. Раньше маркетолог мог работать по наитию, опираясь на интуицию, сейчас ему нужно управлять чат-ботами, создавать скрипты, знать используемую конкурентами методологию, использовать программное обеспечение. Дизайнеру нужно знать много графических редакторов, следить за трендами, владеть навыками прототипирования. Только с постоянным повышением квалификации есть шанс расти по карьерной лестнице, быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что в свою очередь является гарантией достойной оплаты и интересной работы.
Еще одна цель обучения – смена профессии. Сколько ни учись, есть профессии, в которых человек достигает потолка, после чего принимает решение овладеть еще одной специальностью. Если раньше человек мог прожить жизнь, проработав в одном здании, сегодняшний специалист меняет работу в среднем десять раз за свою трудовую жизнь.
Вероятно, со временем смена профессий для людей будет еще более частой и естественной. Это даже не всегда смена деятельности, часто это построение горизонтальной карьеры.
Появляются и новые специальности, а вместе с ними и желающие их освоить. Дизайнеры учатся разрабатывать онлайн-игры и приложения для виртуальной реальности, предприниматели осваивают особенности создания стартапа, аналитики учатся работать с большими данными и осваивают машинное обучение.
Благодаря массовым онлайн-курсам можно строить карьеру, повышать квалификацию, осваивать новые профессии, найти работу мечты и обеспечивать себя Lifelong learning.
В чем плюсы массовых онлайн-курсов по сравнению с внутренним корпоративным обучением?
Интерактивность. Некоторые путают MOOC с вебинарами или с лекциями, однако MOOC-и предполагают обратную связь, общение между преподавателем и студентами, а также студентов между собой.
Полезные связи. Обучающиеся объединяются вокруг курса в сообщество. Среди особенностей курса, механизм, при котором одни студенты проверяют других, общаясь и объединяясь между собой.
Быстрая обратная связь. Обучающиеся имеют возможность мгновенно получать оценку своих знаний, а также возможность пересдать тест.
Работа с лучшими преподавателями мира. В MOOC ведут курсы лучшие из лучших. У многих из нас нет другого способа поучиться у лучших преподавателей с мировыми именами. Во время обучения часто есть возможность пообщаться с ведущим лично.
Бесплатное обучение. Для многих бесплатное обучение в онлайн-режиме – единственная возможность освоить ту или иную дисциплину. Иногда плата нужна только на оформление документа об окончании.
Новейшие специальности. В MOOC часто раньше, чем где-либо, появляется возможность обучиться профессиям, которые только начинают появляться.
Структурированная подача материала. При разработке MOOC-ов учитываются современные подходы к обучению, подача информации удобна для восприятия и закрепления.
Свободный график. Курс ограничивается временными рамками, но время освоения и закрепления информации свободно. Посмотреть лекции и выполнить домашние задания можно в любое удобное время – кто утром, кто вечером, кто дома, кто в пути, кто на выходных, кто в рабочие дни.
Смешанная система онлайн обучения. В курсе используются разные материалы – тексты, аудио, видео, кроме того, ведутся обсуждения на форуме, даются консультации, выполняются домашние задания самостоятельно и в группах.
Среди недостатков можно назвать необходимость высокого самоконтроля, без которого можно не дойти до финиша, отсутствие достаточного контроля за правильностью выполнения заданий, недостаточная вовлеченность по сравнению с платными курсами.