К сожалению, общение с людьми, в том числе и на работе, не всегда лишено манипуляций и психологического давления, поэтому знать, как противостоять такому влиянию – жизненная необходимость. На работе таких случаев очень много – обратное делегирование, различные конфликты, различные приемы психологического влияния, кстати, как со стороны руководства, так и со стороны подчиненных.
Иногда те или иные приемы помогают достигать определенных целей, но в целом в компании, где царит психологическое давление и стресс, трудно представить себе проактивное управление и здоровую творческую атмосферу. Чтобы компания была эффективной и здоровой, нужно научиться определять, противостоять, искоренять и не допускать такие случаи. Мы уже приводили примеры конфликтогенов и размышляли на тему здоровой атмосферы в коллективе, в этом же материале обратим внимание именно на психологическое давление и противостояние ему. Советы этой статьи пригодятся не только на работе, но и в любых жизненных ситуациях.
Рассмотрим виды психологического давления. Вы удивитесь, когда узнаете, что некоторые распространенные приемы на самом деле применяются для манипуляции. Любая манипуляция – это давление. Ниже перечень – от менее, до более опасных.
Казалось бы, вполне невинно, но на самом деле это одна из самых распространенных форм психологического давления.
«Ты хоть понимаешь, что творишь?», «Ну почему ты такой медлительный?» На такие вопросы не отвечают – не для того их задают. Но и игнорировать их – значит, признать свою ущербность или проявлять к собеседнику неуважение.
Что же делать? Можно отбить психологическую атаку, повторив вопрос и добавив к нему позитивный ответ. «Понимаю ли я, что сделал? Прекрасно понимаю, и вот почему я так поступаю...» Дальше может начаться конструктивный спор, возможно, даже излишне эмоциональный. Но если совсем не противостоять психологическому давлению, можно только усугубить ситуацию.
Многие манипуляторы именно на чувстве вины выстраивают свои психологические атаки. На людей, не владеющих приемами психологической защиты, чувство вины срабатывает безотказно.
Если давят на ваше чувство вины, можно сначала подыгрывать манипулятору, пусть давление усиливается, а после этого не брать на себя никакие обязательства и не давать обещания, выполнять которые вы не собирались. Можно, конечно, применить радикальный метод – просто ответить отказом. Помните, чувство вины – один из самых мощных приемов манипуляторов.
Прием применяется по отношению к людям, которые имеют все полномочия не делать того, чего от них хотят. Подобное можно часто встретить в бизнесе и в работе. Суть приема – в массовой атаке, которая утомляет и выматывает адресата. Его начинают атаковать разными методами со всех сторон разные люди, заинтересованные в разрешении ситуации в их пользу. Это может быть давление для подписания контракта или для выгодной кому-то другой цели. Человеку начинают наносить визиты, звонить, писать, устраивать психологические нападки. В результате жертва сдается, не выдерживая давления.
В продажах иногда практикуют массированную атаку на клиента, в организациях – на руководителя для повышения зарплаты, или на сотрудника, чтобы тот уволился, в коллекторских агентствах такой прием используют по отношению к должнику.
Правда, такая атака способна выбить из колеи даже самого выдержанного и сильного человека, а что уж говорить о ранимом человеке. Однако от массированной атаки можно защититься.
Есть несколько способов. Можно поговорить отдельно с каждым участником атаки и объяснить свою позицию и ситуацию, найдя по возможности общий язык. Можно выйти на переговоры с главным оппонентом и решить все вопросы с ним. Эти меры могут быть результативными, но не дают гарантии победы.
Агрессор может не обладать особым интеллектом, но быть при этом очень эффективным. Он просто угрожает интересам человека и тем, что для него важно и ценно. Важно помнить, что угрожающий чаще всего не собирается и не способен реализовать свои угрозы. Задача – запугать жертву и склонить к нужному для агрессора решению.
Прямые угрозы нужно рассматривать как желание о чем-то договориться, и учитывать, что скорее всего вы для манипулятора являетесь довольно серьезным соперником. Важно также помнить, что если бы человек был способен на какое-то решительное действие, он бы действовал. Специалисты считают, что лучший способ поведения при прямой угрозе – продолжать следовать изначально выбранному плану. Речь идет не об угрозах здоровью или жизни – в таких случаях используют иные методы, включая методы самообороны.
Мы рассмотрели самые простые методы борьбы с психологическим давлением, но далеко не каждый способен постоянно находиться в спокойствии, держать под контролем каждый разговор и анализировать происходящее. Иногда психологическое давление вызывает эмоции, с которыми трудно справиться. Нужно укреплять свои навыки держать эмоции под контролем. Можно практиковать для укрепления этих навыков деловые игры, не уходить от подобных ситуаций, а стремиться научиться справляться с ними.
Для успешного противодействия психологическим атакам понадобится более широкий арсенал методов борьбы с манипуляторами. Ниже – методы, с которыми ваш оборонительный потенциал станет более надежным.
Прежде всего важно не допускать накаленной обстановки и психологических атак в вашей команде. Для этого будут полезны деловые игры для коллектива, а также меры, предупреждающие конфликты, меры против конфликтогенов, примеры которых мы приводили в статьях. Но что если угроза возникла извне, или пока еще не удалось искоренить нездоровые тенденции? Нужно защищаться!
Самое главное, понимать, что вы предпринимаете тот или иной прием, и осознавать, с какой целью вы это делаете.
При общении с токсичным человеком попытайтесь разместить между собой и им какие-то сторонние предметы. Стол, стулья, чашка, любые предметы между вами способны снизить психологический натиск собеседника и вашу реакцию на него.
Заметили давление – скрестите руки, закиньте ногу на ногу, опустите голову и смотрите исподлобья – так вы защищаете свои важные энергетические точки.
Если между вами и собеседником нет возможности поставить реальные преграды – создавайте мысленные. Мысленно представьте себе стену, которую вы закладываете кирпичик за кирпичиком, стеклянный колпак, огонь, дым, воду, силовое поле – все, что придумает ваша фантазия, чтобы между вами появилась мысленная преграда. Даже детское «Я в домике» способно обеспечить человека внутренней психологической защитой.
Снять напряжение при давлении на вас помогает отвлечение внимания – на что угодно, что не даст собеседнику сконцентрироваться. Можно начать что-то делать – поливать цветы, кашлять, листать журнал, уронить что-нибудь. Любой отвлекающий маневр снижает психологическую силу собеседника.
Помните, что сила воздействия зависит от вашего восприятия. Мысленно представьте собеседника шутом, неуклюжим пингвином, голым пупсом в ванне. Подобрав нелепый образ, вы отвлечетесь на него, и любое психологическое давление станет невозможным.
Если вы – цель, вас так просто не оставят, поэтому полезно подготовиться к борьбе с атакой более тщательно. Предлагаем план действий.
Все, кто почувствовал на себе психологическое давление, знают, как нелегко ему противостоять и как трудно выбрать подходящую реакцию и контролировать ее. Кто-то теряется, кто-то ведет себя как разъяренный ребенок, кто-то прячет голову в песок, а кто-то выполняют все, что скажут. Какая реакция будет адекватной и оптимальной? Прислушаемся к советам экспертов.
Первое – научиться спокойно воспринимать поступающую информацию и купировать эмоции. При отсутствии эмоций начните изучать ситуацию.
Хорошо, если все это займет минимум времени. Для этого:
Психологи также рекомендуют отмечать, как меняется состояние собеседника в процессе общения. Отводит ли он взгляд, когда замечает наблюдение, гармонируют ли между собой содержание слов и жестикуляция.
Одни, когда замечают наблюдение за собой, становятся нервозными, другие отводят взгляд, третьи начинают что-то делать руками – перебирать пальцами, теребить одежду или брать в руки какие-то предметы. По таким признакам можно понять состояние вашего психологического агрессора.
Когда вам удастся начать наблюдать за агрессором, попытайтесь понять, какое именно влияние пытается он на вас оказать. Если вы убедились, что на вас оказывают психологическое давление, начинайте грамотно защищаться.
Цель – выиграть время на анализ ситуации. Спросите собеседника, можете ли вы не соглашаться с тем, что он говорит. Если он согласится, сообщите, что вы не согласны удовлетворить его просьбу. Если чувствуете, что зависимы, спросите, какие последствия могут последовать в случае отказа.
Самое главное – четко видеть связь между словами и действиями оппонента и вашими реакциями. Бывает, манипулятор следит за тем, чтобы его манипуляцию не разоблачили, поэтому прямые вопросы могут его мобилизовать, сделать осторожнее, особенно если присутствуют другие люди.
И все же вопросы позволяют продумать дальнейшие шаги. Охладить пыл и приспать бдительность помогут уточняющие вопросы:
- Почему ты решил, что я должен за это отвечать?
- Почему ты думаешь, что я испугался?
- Почему ты считаешь, что я не имею права отказать?
- Почему ты считаешь именно так?
- Ты уверен в том, что говоришь?
- Почему ты так уверен?
Основная задача – выяснить причины, по которым собеседник решил, что он в выигрышной позиции.
Далее переходим к следующему шагу.
Нужно определить, чем именно агрессор воздействует, пытается или планирует воздействовать на вас. Если удастся узнать это, можно организовать более мощную оборону. Например, оппонент считает, что может повлиять повышением тона. В таком случае достаточно не поддаваться напору, просто подождать, пока он «перегорит» и после этого высказать свою точку зрения.
Если манипулятор решил давить на вас, привлекая других людей, присутствующих в момент происшествия, стоит обратить внимание и на их реакции. Можно не стесняясь рассматривать их.
Сам факт вашего невербального общения уже даст им сигнал дать вам обратную связь. Редко они будут единодушными. Возможно, кто-то примет вашу точку зрения. Молчание окружающих можно использовать себе в плюс.
Ваша задача – не позволить сломить себя психологически. Возражайте не спеша, будьте спокойны. Любые аргументы агрессора можно поставить под сомнение, если быть внимательным. Прислушайтесь к его аргументам и укажите, что этот прием на вас не действует или у вас есть свои аргументы в ответ. Можно найти аргументы против авторитета, возраста, опыта, которые агрессор будет представлять, как свои преимущества.
Не стоит обесценивать аргументы только в случае, если вы собираетесь сохранить перспективу сотрудничества.
Если вы обратили внимание, что агрессор использует общение наскоком, ищите способ остановить его темп. Найдите повод уйти, отвлечься, отойдите чтобы позвонить, сходить в уборную и т.д. Это поможет снизить напор оппонента.
Что вам может помочь? Поддержка других людей, обращение к прошлому опыту, авторитет? Опирайтесь на логику, показывая связь ваших суждений, предлагайте компромиссные решения. Не стоит подчеркивать свое превосходство, нужно только уравновесить баланс, а не провоцировать конфликт и усугублять ситуацию.
Обычно лучший вариант разрешить ситуацию – договориться с психологическим агрессором. Особенно если это происходит на работе или с близкими людьми, с кем не получится прекратить общаться. Это покажет вам, что вы сумели применить методы психологической защиты, а собеседник поймет, что в будущем подобные попытки не увенчаются успехом. Компромисс возможен с человеком, которому можно разъяснить некорректность его поведения и возможны конструктивные взаимоотношения.
В ряде случаев нужно навсегда прекратить любые взаимоотношения.
Попробуйте придерживаться этих приемов и плана защиты, и со временем вы сможете смотреть на подобные случаи только как на тренировку своих навыков психологической защиты.