Блог
14.04.21

Что такое теория обучения взрослых?

Как улучшить корпоративное обучение персонала? Как вариант, использовать андрагогику. Что это, в чем суть теории, и почему это работает? Разбираемся.
Что такое теория обучения взрослых? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Что такое теория обучения взрослых? | ManGO! Games – деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Чтобы обучить взрослых, необходимо сделать обучение увлекательным и эффективным. Для этого нужно разобраться, как устроен ум обучаемого.

Если речь идет о корпоративном обучении, в качестве ученика выступает взрослый специалист, который уже за свою жизнь накопил определенные знания и навыки, имеет свой опыт. Особенностями обучения взрослых занимается андрагогика.

В чем суть теории обучения взрослых

Теорию обучения для взрослых, андрагогику, разработал Малкольм Ноулз в 1968 году. Она представляет собой концепцию обучения взрослых, а также и исследование того, как обучение взрослых отличается от обучения детей.

Основная задача андрагогики – поиск стилей обучения, которые более всего подходят взрослым. Теория постоянно дополнялась и переживала адаптацию под меняющиеся внешние обстоятельства. Сейчас она способна дать некоторые ответы по поводу организации корпоративного обучения сотрудников, предлагая принципы обучения взрослых и определяя цели учебных курсов для взрослых.

В своей теории Ноулз сделал 5 предположений об обучении взрослых:

  • Самостоятельное обучение. Во взрослом возрасте мы готовы учиться самостоятельно, а не с инструкторами, поскольку на этом этапе своего развития мы уже перешли от зависимости к независимости.
  • Использование опыта. Во время обучения взрослые используют уже существующий фоновый опыт и черпают из него знания.
  • Готовность учиться. Взрослые мотивированы учиться, если знают четкую причину обучения. Например, возможность карьерного роста.
  • Практическое применение. Взрослым важно, чтобы то, что они изучают, можно было применить в жизни. Если новые знания и навыки помогут справляться с существующими проблемами и ежедневными задачами – есть смысл учиться.
  • Мотивация к обучению. У взрослых, в отличие от детей, не внешняя, а внутренняя мотивация к обучению. Дети учатся под воздействием взрослых, а взрослые сами находят причины для своего обучения.

Так Ноулз обозначил основные отличительные особенности обучения взрослых, то, как взрослые воспринимают обучение и что ими движет.

Принципы повышения эффективности обучения взрослых

Ноулз описал также принципы, которые позволяют улучшить процесс обучения взрослых:

  1. Взрослым важно принимать участие в планировании собственного обучения. Они также готовы участвовать в проведении обучения и в возможности контролировать то, чему их учат, и как.
  2. Взрослым процесс обучения давался бы легче, а обучение было бы содержательнее, если бы в процессе обучения можно было использовать прошлый опыт.
  3. Взрослым больше подойдет обучение не путем запоминания фактов и информации, а путем рассуждения и решения проблем.
  4. Взрослым важно использовать полученные знания в жизни. Идеально, если новые знания можно применить немедленно.

Все это вполне можно учесть в системе корпоративного обучения компании, чтобы процесс обучения был еще продуктивнее.

Как применить теорию обучения взрослых к корпоративному обучению

Как мы можем учесть эти предположения и принципы обучения взрослых? Можно пересмотреть систему корпоративного обучения с учетом теории и определить, соответствует ли она принципам андрагогики.

Для этого нужно задать вопросы:

  • Как проходило обучение раньше, и соответствовало ли оно принципам обучения взрослых?
  • Что можно изменить, чтобы существующие курсы соответствовали этим принципам?
  • Как поставить задачу провайдерам, чтобы указанные принципы были учтены?

Вовлекайте сотрудников в процесс

Один из принципов – стремление взрослых участвовать в процессе своего обучения. Вовлекайте сотрудников в процесс! Перед началом разработки курса узнайте у сотрудников, интересны ли будут для них такие курсы, на самом ли деле они хотят этому научиться, нужно ли это им.

Сотрудники – не маленькие дети: им не нравится, когда вопрос их собственного развития решается без них. Вы об этом можете и не узнать, но эффективность будет ниже, чем могла бы быть.

Позволяйте им участвовать и в ходе обучения. Поощряйте их высказывать свое мнение, запрашивайте обратную связь, а по окончании посоветуйтесь о том, что можно было сделать лучше. Чувство участия позволит сотрудникам обучаться осознанно.

Позвольте сотрудникам быть самостоятельными

Во многих компаниях в определенное время появилась традиция проводить обязательное для всех корпоративное обучение в строго выделенный период в году. Часто это было оправдано: участников нужно было собирать в одной аудитории, приглашать бизнес-тренера. Сейчас обучаться можно когда угодно и где угодно – многие курсы уже есть в онлайн-формате, бизнес-тренинги проводятся в зуме, развито микрообучение. Это позволяет не ограничивать сотрудников во времени и сроках, а также в порядке прохождения тех или иных курсов. Позвольте им обучаться и тренироваться, когда им удобнее, предложите самостоятельно выбрать перечень дисциплин и порядок прохождения курсов, самостоятельно установить цели и принять решение о целесообразности обучения.

Обеспечьте немедленное применение

В нашем портфолио есть удивительный и воодушевляющий кейс онлайн-курса, в котором все участники дошли до конца с высокой вовлеченностью. Дело было не только в талантливом бизнес-тренере, что само собой важно. Перед обучением руководитель поставил перед сотрудниками сложную задачу, решить которую помогало обучение, а сдача с презентацией была запланирована после обучения. Каждый обучаемый точно понимал, как применять полученные знания для конкретной рабочей задачи, никому и в голову не пришло пропустить учебу. Кейс здесь.

И наоборот, нет ничего более демотивирующего, чем обучение тому, что в ближайшее время не пригодится.

Решайте проблемы

В ходе обучения решайте проблемы, а не просто озвучивайте факты. Лучше всего это происходит в ходе деловых игр. Заказать деловые игры можно в ManGO! Games, здесь можно заказать каталог. Взрослые отлично играют в бизнес-игры, усваивают новые навыки в ходе игр или осознают потребность в новых знаниях.

Обучайте в ходе реализации реальных проектов, это тоже эффективный способ получения новых знаний и практического опыта.

Воркшопы, мастерские, мастер-классы

Удачно совмещает все четыре принципа обучения взрослых такой формат как воркшоп. Его можно также назвать мастерской. Суть формата – в совместной деятельности для достижения определенной цели. Формат позволяет участникам самовыражаться, проявлять активность, принимать самостоятельные решения, экспериментировать, рисковать, согласовывать свои решения с другими участниками и, главное, быть полностью вовлеченными в процесс, в котором обучение и применение практически одновременны.

Традиционное обучение уже неактуально

Чтобы обучение взрослых стало не классическим обучением, таким как для детей, только с добавлением юмора, кофе-пауз и некоторых других элементов, важно учитывать чувства участников, климат всей группы, отношение участников к обучению. Задайте участникам обучения или даже сами себе вопросы:

  • Всерьез ли относятся участники к обучению?
  • Получают ли они в процессе обучения инсайты?
  • Захотят ли продолжать обучение?
  • Есть ли у участников возможность оценить учебную программу по собственным критериям?

Почему традиционная модель поведения уже не работает? Давайте вспомним признаки традиционной системы обучения:

  • Обучение представляется скучным занятием.
  • Цели обучения определены заранее.
  • Обучаемый находится в менее выигрышной позиции, чем тот, кто уже закончил обучение.

Чем ваш курс отличается от этого и отличается ли? Прежде чем заказать курс у популярного провайдера, задумайтесь, какое обучение вам нужно и как учесть в курсе требования к обучению взрослых.

Традиционное обучение неприятно, потому что оно ставит обучаемого в ситуацию, которую не считают успешной. Все стремятся к успеху, а успех ассоциируется с уже полученным образованием, с уже имеющейся компетентностью. Ученик же в такой философии еще не успешен – он только на пути к успеху.

Однако кроме успеха есть еще любознательность, поиск, исследования, открытия, творчество – это процесс, в котором хочется оказаться, особенно взрослым, имеющим за плечами опыт, который хотелось бы применять и использовать для новых открытий.

Именно это имелось в виду, когда появился термин «обучение на протяжении всей жизни» или непрерывное обучение. Но не везде подход был воспринят правильно, увы, в основном структура обучения не изменилась.

Подход ManGO! Games

В ManGO! Games подход совершенно другой. Мы уверены, что удовольствие можно и нужно получать не когда достигнешь цели, а в самом процессе обучения.

Наши интерактивные тренинги, в ходе которых мы решаем проблемы в мини-группах, марафоны, деловые игры, в том числе онлайн – вовлекают несмотря на сложность материала. Мы стремимся к тому, чтобы обучение было увлекательным и ярким событием. Мы уверены: обучение не должно подавлять, обучаемый не должен чувствовать себя жертвой и заложником, не должен ощущать себя беспомощным.

Знакомы ли вам такие ощущения и непрямые послания в ходе обучения?

  • Нужно строго следовать правилам.
  • Во время обучения личные отношения между обучаемыми не играют никакой роли.
  • Старательно усваивайте материал: если сможете дать правильные ответы, получите поощрение.

Мы против такого подхода, у нас нет единого правильного ответа – играйте и ищите ответы, учитесь чувствовать свою команду, друг друга, учитесь справляться с трудностями и обстоятельствами, становитесь в ходе игры увереннее и мудрее.

Обучайтесь с нами, играя! Заказать каталог деловых игр можно прямо здесь!

Закажите полный каталог игр ManGO! Games