Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Чтобы обучить взрослых, необходимо сделать обучение увлекательным и эффективным. Для этого нужно разобраться, как устроен ум обучаемого.
Если речь идет о корпоративном обучении, в качестве ученика выступает взрослый специалист, который уже за свою жизнь накопил определенные знания и навыки, имеет свой опыт. Особенностями обучения взрослых занимается андрагогика.
Теорию обучения для взрослых, андрагогику, разработал Малкольм Ноулз в 1968 году. Она представляет собой концепцию обучения взрослых, а также и исследование того, как обучение взрослых отличается от обучения детей.
Основная задача андрагогики – поиск стилей обучения, которые более всего подходят взрослым. Теория постоянно дополнялась и переживала адаптацию под меняющиеся внешние обстоятельства. Сейчас она способна дать некоторые ответы по поводу организации корпоративного обучения сотрудников, предлагая принципы обучения взрослых и определяя цели учебных курсов для взрослых.
В своей теории Ноулз сделал 5 предположений об обучении взрослых:
Так Ноулз обозначил основные отличительные особенности обучения взрослых, то, как взрослые воспринимают обучение и что ими движет.
Ноулз описал также принципы, которые позволяют улучшить процесс обучения взрослых:
Все это вполне можно учесть в системе корпоративного обучения компании, чтобы процесс обучения был еще продуктивнее.
Как мы можем учесть эти предположения и принципы обучения взрослых? Можно пересмотреть систему корпоративного обучения с учетом теории и определить, соответствует ли она принципам андрагогики.
Для этого нужно задать вопросы:
Один из принципов – стремление взрослых участвовать в процессе своего обучения. Вовлекайте сотрудников в процесс! Перед началом разработки курса узнайте у сотрудников, интересны ли будут для них такие курсы, на самом ли деле они хотят этому научиться, нужно ли это им.
Сотрудники – не маленькие дети: им не нравится, когда вопрос их собственного развития решается без них. Вы об этом можете и не узнать, но эффективность будет ниже, чем могла бы быть.
Позволяйте им участвовать и в ходе обучения. Поощряйте их высказывать свое мнение, запрашивайте обратную связь, а по окончании посоветуйтесь о том, что можно было сделать лучше. Чувство участия позволит сотрудникам обучаться осознанно.
Во многих компаниях в определенное время появилась традиция проводить обязательное для всех корпоративное обучение в строго выделенный период в году. Часто это было оправдано: участников нужно было собирать в одной аудитории, приглашать бизнес-тренера. Сейчас обучаться можно когда угодно и где угодно – многие курсы уже есть в онлайн-формате, бизнес-тренинги проводятся в зуме, развито микрообучение. Это позволяет не ограничивать сотрудников во времени и сроках, а также в порядке прохождения тех или иных курсов. Позвольте им обучаться и тренироваться, когда им удобнее, предложите самостоятельно выбрать перечень дисциплин и порядок прохождения курсов, самостоятельно установить цели и принять решение о целесообразности обучения.
В нашем портфолио есть удивительный и воодушевляющий кейс онлайн-курса, в котором все участники дошли до конца с высокой вовлеченностью. Дело было не только в талантливом бизнес-тренере, что само собой важно. Перед обучением руководитель поставил перед сотрудниками сложную задачу, решить которую помогало обучение, а сдача с презентацией была запланирована после обучения. Каждый обучаемый точно понимал, как применять полученные знания для конкретной рабочей задачи, никому и в голову не пришло пропустить учебу. Кейс здесь.
И наоборот, нет ничего более демотивирующего, чем обучение тому, что в ближайшее время не пригодится.
В ходе обучения решайте проблемы, а не просто озвучивайте факты. Лучше всего это происходит в ходе деловых игр. Заказать деловые игры можно в ManGO! Games, здесь можно заказать каталог. Взрослые отлично играют в бизнес-игры, усваивают новые навыки в ходе игр или осознают потребность в новых знаниях.
Обучайте в ходе реализации реальных проектов, это тоже эффективный способ получения новых знаний и практического опыта.
Удачно совмещает все четыре принципа обучения взрослых такой формат как воркшоп. Его можно также назвать мастерской. Суть формата – в совместной деятельности для достижения определенной цели. Формат позволяет участникам самовыражаться, проявлять активность, принимать самостоятельные решения, экспериментировать, рисковать, согласовывать свои решения с другими участниками и, главное, быть полностью вовлеченными в процесс, в котором обучение и применение практически одновременны.
Чтобы обучение взрослых стало не классическим обучением, таким как для детей, только с добавлением юмора, кофе-пауз и некоторых других элементов, важно учитывать чувства участников, климат всей группы, отношение участников к обучению. Задайте участникам обучения или даже сами себе вопросы:
Почему традиционная модель поведения уже не работает? Давайте вспомним признаки традиционной системы обучения:
Чем ваш курс отличается от этого и отличается ли? Прежде чем заказать курс у популярного провайдера, задумайтесь, какое обучение вам нужно и как учесть в курсе требования к обучению взрослых.
Традиционное обучение неприятно, потому что оно ставит обучаемого в ситуацию, которую не считают успешной. Все стремятся к успеху, а успех ассоциируется с уже полученным образованием, с уже имеющейся компетентностью. Ученик же в такой философии еще не успешен – он только на пути к успеху.
Однако кроме успеха есть еще любознательность, поиск, исследования, открытия, творчество – это процесс, в котором хочется оказаться, особенно взрослым, имеющим за плечами опыт, который хотелось бы применять и использовать для новых открытий.
Именно это имелось в виду, когда появился термин «обучение на протяжении всей жизни» или непрерывное обучение. Но не везде подход был воспринят правильно, увы, в основном структура обучения не изменилась.
В ManGO! Games подход совершенно другой. Мы уверены, что удовольствие можно и нужно получать не когда достигнешь цели, а в самом процессе обучения.
Наши интерактивные тренинги, в ходе которых мы решаем проблемы в мини-группах, марафоны, деловые игры, в том числе онлайн – вовлекают несмотря на сложность материала. Мы стремимся к тому, чтобы обучение было увлекательным и ярким событием. Мы уверены: обучение не должно подавлять, обучаемый не должен чувствовать себя жертвой и заложником, не должен ощущать себя беспомощным.
Знакомы ли вам такие ощущения и непрямые послания в ходе обучения?
Мы против такого подхода, у нас нет единого правильного ответа – играйте и ищите ответы, учитесь чувствовать свою команду, друг друга, учитесь справляться с трудностями и обстоятельствами, становитесь в ходе игры увереннее и мудрее.
Обучайтесь с нами, играя! Заказать каталог деловых игр можно прямо здесь!