Блог
02.04.21

Чтобы понял даже ребенок

Многие недовольны тем, как они излагают свои мысли. Их рассказы бывают хаотичными и затянутыми, а от этого часто зависит, удастся ли убедить своего собеседника в чем-то важном для обеих сторон.

Как формулировать мысли, излагать их коротко, ясно и убедительно, так, чтобы понял даже ребенок?
Чтобы понял даже ребенок | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Чтобы понял даже ребенок | ManGO! Games – деловые игры, тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

В лидерстве ораторское искусство – один из основных навыков, в продажах и переговорах – один из важнейших факторов успеха. От того, как вы говорите, зависит реакция на вас. Отрицательная реакция – и вас не слушают вообще. Вряд ли есть что-либо настолько же важное.

Как научиться формулировать свои мысли

Чтобы быть успешным, важно развивать и укреплять свои навыки коммуникации постоянно. Если вы заинтересованы в успехе своей компании, тренинги по ораторскому искусству стоит включать в корпоративное обучение сотрудников компании и учитывать при организации деловых игр для коллектива. Не надо забывать и о самостоятельных тренировках, которые стоит поощрять среди коллег.

Сегодня, в эпоху избытка информации и всевозможных ее каналов, говорить, а не просто произносить слова, говорить, чтобы нас слушали, – невероятно сложно.

По статистике, человек, живущий в мегаполисе, получает по 3000 сообщений в день. Это сообщения в мессенджеры, звонки родственников и сотрудников, рассылки и даже стикеры на холодильнике. Некоторая информация повторяется много раз и нам приходится предпринимать меры, чтобы защититься от нее. У каждого есть круг своих интересов, которые для него важнее, чем все, что ему доносят всевозможные средства массовой информации. Телеведущая Нина Зверева делится наблюдением: в случаях избытка информации люди часто ведут себя вежливо, кивают и соглашаются, но не слушают оратора. Это хорошо можно заметить в моменты, когда люди при удачной шутке или важной информации «просыпаются» и начинают толкать друг друга локтем, уточняя, что было сказано.

Как в такой ситуации доносить до людей информацию? Нужно говорить коротко, потому что вес каждого слова очень высок, весело, потому что иначе вас вообще не заметят, убедительно, потому что иначе вашу информацию посчитают недостаточно важной и переключатся на что-то другое.

Легче всего привлечь внимание с помощью юмора. Людям, которые способны нас рассмешить, мы прощаем очень многое. Правда, далеко не у каждого есть соответствующий дар.

В любом случае нужно дарить людям позитивные эмоции и не забирать их время, нужно говорить так просто и ясно, чтобы понял даже ребенок, и, наконец, нужно быть убедительными, чтобы вас захотели слушать.

Можно ли всему этому научиться самостоятельно? Есть упражнения, которые помогут.

Игра в журналистику

Журналисты – это профессиональные коммуникаторы, поэтому упражнения, похожие на работу журналистов, самые эффективные для тех, кто хочет видеть результат как можно быстрее.

Все что нужно – записывать как можно больше историй, которые произошли с вами или с другими людьми. Можно писать длинные заметки и выкладывать их в соцсети. Читать будут ваши друзья, что позволит вам получать обратную связь и совершенствовать свои навыки. Можно записывать видеосообщения и размещать их в соцсетях. Можно начать вести свой закрытый ютуб-канал. Прелесть этого способа в том, что вы всегда можете позвать на свой канал или страничку выбранный вами круг друзей, а для остальных сообщения или канал будут закрыты. Таким образом, любую соцсеть или канал можно использовать как личный дневник.

Это живая практика. Более действенного способа просто не найти. Только работать нужно, как это делают журналисты: ставьте цель, устанавливайте длительность или объем, стремитесь достичь цели, а не записать, что получится. Начинайте с простого, например, видео на одну минуту, но постепенно усложняйте цели, например, видео на 7 минут на какую-нибудь философскую тему.

Добивайтесь, чтобы ваш рассказ легко воспринимался. Делите его на части, записывайте, исправляйте, совершенствуйте. Делитесь своими мыслями и рассуждениями, стремитесь, чтобы их понял каждый.

Не откладывайте – просто начните писать тексты или видео. Работайте каждый день. Через месяц вы уже заметите результаты.

Стендап

Многие рекомендуют учить и читать на публику стихи. Это очень полезный совет: натренированная память пригодится во многих ситуациях. А если задачу немного привести к современному формату, то получится стендап. Попробуйте подготовить стендап и выступить перед публикой. Это может быть комедийный стендап или выступление для конференции TED. Лидеру очень пригодятся навыки стендапера.

Чтобы развивать сотрудников в команде, упражнения по подготовке стендапа можно включить в дистанционные игры для компании. Подключайте фантазию, чтобы гармонично включить задачу выступить перед публикой в корпоративные онлайн-мероприятия – участникам будет трудно, зато очень полезно.

Стендап нужно сначала составить, поработав над написанием своей истории, над ее лаконичностью и по возможности юмором. По завершении подготовки историю нужно будет выучить и рассказать на публику.

Самое важное – грамотно расставить акценты и дать максимум жизни стендапу. Для этого нужно проработать персонажей и детали, предусмотреть шутки и добавить собственные выводы.

После этого желательно найти слушателя и выступить на публику. Хорошо, если подобное упражнение будет включено в корпоративную игру – тогда с публикой вопрос будет решен.

Ораторское искусство важно включать в корпоративное обучение: тренинги по ораторскому искусству развивают сотрудника, позволяют ему приобрести навыки, которые пригодятся везде. Если ваша компания развивает собственных лидеров – без ораторского искусства не обойтись, это одно из основных лидерских качеств. А упражнения типа «стендап» здорово укрепляют этот навык.

Полемика

Выберите оппонента для конструктивного диалога и найдите тему для обсуждения. Определитесь, кто какой позиции будет придерживаться. Например, выбираете тему «Можно ли изменить характер» и две позиции «Можно» и «Нельзя».

Ваша задача победить собеседника аргументами. Будет полезнее, если вы будете спорить на тему, которая вас на самом деле волнует и по которой у вас с собеседником на самом деле противоположные взгляды.

Живописный рассказ

Выберите ситуацию или историю и расскажите на камеру, используя максимальное количество эпитетов, метафор, высокопарных слов, максимум разнообразных описаний.

Упражнение тренирует образное мышление и помогает научиться понимать, где эти детали нужны, а где нет. Если не обращать на это внимание и не пробовать применять как можно больше живописных оборотов, остается соблазн включить в свою речь красивую фразу только потому, что она вспомнилась, даже если неуместна. Упражнение поможет ясно и легко словами создавать картинку, которую нарисует ваша фантазия. Мозг будет выдавать образы, а вы будете легко передавать их в своей речи.

Литература

Чтобы упражнения, описанные выше, приносили больше пользы, нужно читать литературу, желательно разных жанров. Книга расширяет словарный запас, позволяет изучать примеры интересного и грамотного изложения мыслей, развивает воображение.

Мы это знаем с детства, но так ли часто читаем? Многие делают это редко, считая чтение книг отдыхом, часто непозволительным. Начните относиться к чтению книг как к важному упражнению по развитию воображения и искусству красиво и понятно излагать мысли.  

Всестороннее развитие

Запишите список тем, которые вас интересуют. Какие темы приносят вам удовольствие? Возьмите за привычку еженедельно изучать установленный вами объем информации из каждой интересующей вас области.

Делитесь с приятелями своими мыслями по поводу прочитанного, вырабатывая таким образом личное мнение, дискутируя на интересные для вас темы и формируя навык формулирования мыслей. Со временем ваши доводы и описания будут обретать все более грамотную структуру, вы станете звучать емко и интересно.

Аргументированное формулирование личной точки зрения – важное качество спикера, оратора, лидера. Это не приходит за один день, не появляется после одного тренинга, поэтому стоит учитывать развитие ораторских навыков при планировании корпоративного обучения и развития персонала на год, следить, чтобы у сотрудников постоянно была практика, развивающая ораторские способности и навыки убеждения. Подобные упражнение должны стать частью жизни, и, конечно, частью корпоративной жизни.

Что важно учитывать

Тренировки будут успешнее, если мы будем учитывать некоторые моменты.

Наш голос не такой, как нам кажется

Нас слышат иначе, чем мы слышим себя сами. Запишите себя на диктофон – именно так все слышат вас. Если вам не нравится, как вы звучите, добивайтесь, чтобы вас устраивал ваш голос, записанный на диктофон. Рекомендации о том, как работать с голосом, можно найти в статье «Изменив голос, можно изменить свой банковский счет».

Если вкратце – лучше всего, когда голос низкий и ровный – без «прыгающего диапазона».

Голос – это не физический недостаток, над ним можно работать. Если вы работаете с людьми, голос должен быть поставлен. Говорить нужно на выдохе и этому можно научиться. Кстати, научиться говорить будет легче, если вы будете чаще петь в качестве упражнения, независимо от музыкального слуха.

Чтобы разогреть свой речевой аппарат, многие дикторы делают специальные упражнения. Нина Зверева рекомендует повторять конструкцию «тр (и, а, о, е, э, ы, у) ль», подставляя разные гласные.

Люди слушают только о себе

Попробуйте проверить в своей жизни: чтобы вас слушали, говорите как можно больше существительных и как можно меньше прилагательных. Речь, которая начинается со слова «однажды» привлечет внимание почти всех присутствующих, а если начать словом «представьте себе», будут вовлечены все.

Наша логическая часть мозга устала от одних и тех же слов, призывов, наставлений. Наша креативная часть мозга недополучает смеха, сравнений, метафор.

Чтобы вас слушали, говорите о тех, к кому обращаете свой разговор. Люди слушают только о себе. Люди также охотнее слушают то, что им понятно.

Заинтересовать слушателя за 30 секунд

Сообщайте слушателю, что его ждет, сколько времени займет общение, каков формат и что нужно от него.

Если первые 30 секунд вы не смогли заинтересовать слушателя, он перестает вас слушать. Это важно продумать заранее.

Доказано, что в выступлении или разговоре человек обращает внимание только на три вещи. Продумайте, какие три вещи вы сообщите собеседнику или слушателям в самом начале.

Желательно, чтобы одна из них была веселая. А самое интересное оставьте на последние минуты разговора или выступления – тогда встреча с вами запомнится.

Используйте в своем выступлении или разговоре историю. Фразы, которые хорошо воспринимаются, студия Pixar включила в шаблон идеальной истории: «Однажды жил да был____. Каждый день____. Однажды____. Поэтому____. Поэтому____. Поэтому____. Пока наконец не____.».

Чтобы было весело и легко, спикеру важно уметь иронизировать над собой. А чтобы было убедительно, важно подкреплять свой рассказ фактами. Избегайте эмоций, вместо этого используйте факты.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games