Блог
26.07.21

Древний концепт, которому учат в современной школе тренеров

С древних времен познание и развитие люди представляли как спиралевидный процесс. В китайском буддизме истина изображается в форме спирали. Создавая модель цикла обучения, психолог Дэвид Колб создал свою знаменитую модель Колба, взяв за основу идею спирали и цикличности процесса познания.
Древний концепт, которому учат в современной школе тренеров | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Древний концепт, которому учат в современной школе тренеров | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Модель Колба сегодня применяется при разработке тренингов для руководителей и сотрудников, ее суть достаточно проста: каждый бизнес-тренинг, помимо того что должен включать теорию и практику, причем, в основном практику, должен обеспечивать приобретение навыков по спирали, чередуя теорию и практику на каждом новом витке.

Модель Колба

Спираль тренинга в модели Колба включает в себя четыре ступени. Ни в одной из них нет ничего принципиально нового, и все же Колб удачно объединил их в одну эффективную модель, благодаря которой корпоративное обучение сотрудников становится эффективнее, а время и деньги, потраченные на бизнес-тренинги, дают больше отдачи.

За счет чего? Преимущества модели:

  • Четкое понимание циклов обучения.
  • Возможность найти подход к любому обучающемуся.

Модель Колба давно показала свою эффективность как для бизнес-тренингов и корпоративного обучения, так и для любого обучающего процесса. Модель позволяет правильно спланировать обучающее мероприятие и классифицировать его учащихся. Вполне можно понять, почему лучшие школы тренеров включают модель в обучающую программу как обязательную.

Четыре ступени обучения

Четыре ступени обучения, из которых состоит модель Колба, это:

  • Опыт.
  • Рефлексия.
  • Идеи.
  • Действия.

Все просто: приобретенный ранее опыт становится материалом для рефлексии, рефлексия в результате приводит к идеям, а идеи дают смысл действиям, в результате которых приобретается новый опыт. И все это повторяется по спирали.

Модель работает в корпоративном обучении и в любых тренингах. Автор схемы убеждает, что необходимо пройти все этапы. При этом обращает внимание на то, что для разных людей не все ступени обучения (опыт, рефлексия, идеи, действия) равно предпочтительны. Колб сгруппировал людей по доминирующим парам (опыт-действия, опыт-рефлексия и так далее). Получилось четыре типа учеников.

Четыре типа учеников

Колб выделил такие типы учеников, которые можно встретить в корпоративном обучении и в любом учебном процессе.

Активисты. Это ученики, для которых приоритетными являются этапы «опыт» и «действие». Это люди, добывающие знания через личный опыт. О таких говорят, что они познают путем проб и ошибок. Такие ученики не склонны глубоко исследовать предмет, для них более приемлемой будет «проверка боем». Их непросто усадить за изучение теории.

Мыслители. Есть еще один тип учеников, для которых важен опыт. Но они не спешат действовать. Их доминирующая пара этапов познания – это опыт-рефлексия. Получив определенный опыт, они стремятся разобраться в предмете путем размышлений.

Теоретики. Тип учеников, для которых приоритетна связка идея-рефлексия. Они любят глубоко исследовать каждый предмет и создавать красивые концепции, но не спешат пробовать задуманное на практике.

Прагматики. Прагматики соединяют идею и практику, не углубляясь в детали. Полученные знания тут же закрепляются без переосмысливания и углубления в теорию.

Какой тип необходим для корпоративного бизнес обучения? Колб считает, что при любом можно отлично усвоить знания и навыки, но нужно уметь определять тип ученика и применять к каждому типу свой подход, чтобы корпоративное обучение было максимально эффективным.

Как распознать каждый тип? На самом деле это не такая трудная задача. Активист задает вопросы раньше, чем начнет изучать теоретические материалы. Он и не спешит их изучать, готов сразу приступать к практическим заданиям. Нет смысла склонять его изучать теорию, лучше объяснить, как действовать. Он хороший исполнитель, который не задает лишних вопросов.

А вот мыслитель наоборот, будет много спрашивать, а новую информацию будет сопоставлять с известной. Такого ученика нужно подталкивать к действиям.

Теоретик будет задавать много уточняющих вопросов. Он как никакой другой тип способен смотреть на вещи глубоко. Такого человека непросто убедить, легче дать литературу, которую он сам проштудирует.

Практик будет просить подтверждений теории, его будут интересовать прежде всего жизненные примеры, реальные кейсы. Чаще всего от практика можно услышать вопрос «зачем мы это учим?» или «как это можно использовать?».

Четыре стиля обучения

В зависимости от типа ученика, выбирается и тип обучения, которых тоже четыре. Знание этих типов позволяет эффективно обучать взрослых.

Каждый тип учеников требует своего подхода, однако цикл обучения при этом не меняется. Как всего этого достичь?

Обучение по Колбу называется эмпирическим, то есть знания приобретаются через трансформацию личного опыта. Такой подход к обучению Колб назвал универсальным. Только пройдя все четыре стадии можно надежно усвоить новые знания.

Конкретный опыт мы получаем, встречаясь с новой ситуацией или переосмысливая существующий опыт.

Мыслительные наблюдения у нас возникают, когда мы обнаруживаем расхождения между новым опытом и существующими знаниями и пониманием.

Абстрактная концептуализация – обязательный этап обучения, суть которого в рождении новой идеи или в переосмыслении существующей.

Активное экспериментирование происходит, когда мы начинаем применять новую концепцию, чтобы увидеть, насколько она реальна и успешна.

Колб был уверен, что один и тот же человек не может одновременно выполнять два взаимоисключающих действия, например, действовать и наблюдать, или думать и чувствовать. Зато можно одновременно действовать и думать, действовать и чувствовать, наблюдать и думать, наблюдать и чувствовать. С этим связаны и типы учеников, и стили обучения.

Вдумчивое многостороннее осмысление

Это стиль обучения для тех, кто чувствует и наблюдает. Для отстраненных мыслителей. Их сильные стороны – воображение, внимание к мнениям, эмоциональность. Люди такого типа наблюдают и изучают ситуацию с разных сторон, прежде чем перейти к действиям. Они отлично собирают информацию и подключают воображение для решения задачи.

Таких учеников лучше обучать путем проведения мозговых штурмов, разработки новых концепций, в ходе дискуссий и фидбэков по выполненным заданиям. Обычно к такому типу относятся люди определенных профессий – гуманитарии и специалисты в сфере искусства.

Методическое и последовательное освоение теории

Глубокое изучение теории подойдет для тех, кто склонен ассимилировать информацию, думать и наблюдать. Это теоретики. Сильные стороны таких людей – способность создавать логическую структуру из различных разрозненных фактов, часто противоречащих друг другу. Это люди, способные обеспечить логический подход к решению различных задач.

Им важно найти объяснение, а реализация – не их сильная сторона. Для таких обучаемых вполне подойдут лекции, теоретические курсы, ютуб-каналы и подкасты. Они способны справиться с большим количеством теории.

К такому типу часто относятся сотрудники, которые занимаются планированием.

Конкретный опыт

Стиль обучения через конкретный опыт подойдет тем, кто склонен думать и действовать. Это прагматики. Сильные стороны таких обучаемых – в способности применять полученные знания на практике и в быстром освоении материала.

Им мало интересны люди и межличностные отношения, не интересуют их и разные теории. Куда интереснее для прагматиков конкретные технические задачи, особенно те, эффективность которых можно измерить.

При обучении таких людей нужно предлагать минимум теории и побольше практики и кейсов из реальной жизни. Оценивать их лучше через тесты с выбором правильных ответов.

Обычно обучаемых такого типа можно встретить среди аналитиков, оперирующих цифрами, а также технических специалистов.

Активные эксперименты

Для обучаемых, которым нужно чувствовать и действовать, подойдет обучение в ходе экспериментов. Это активисты. Они любопытны, энергичны и рисковые, отлично приспосабливаются к меняющейся среде и способны не растеряться в нестандартных и неожиданных ситуациях. Они умеют действовать по обстоятельствам, полагаясь при отсутствии знаний и опыта на интуицию. Их девиз: «Не попробуешь – не узнаешь».

Им трудно запоминать сухие факты, лучше примеры из жизни. Это те, кто учится на собственных ошибках и постигают новое через личный опыт. Их можно встретить среди менеджеров, маркетологов, специалистов по продажам.

Как обучать по модели Колба

Четыре этапа Колба можно применять так:

  • Мотивация и объявление новой темы – 10% всего времени.
  • Повторение пройденного – 20%.
  • Изучение нового – 50%.
  • Оценивание – 10%.
  • Итоги, дебрифинг, рефлексия – 10%.

При этом важно помнить, что у разных типов учащихся разная мотивация. Теоретикам нужно объяснить, какой глубины нужно достичь, чтобы познать тему, практиков нацелить на возможность решать такие задачи в дальнейшем, мыслителям предложить найти спорные моменты в теме, а активистам подсказать, как прямо сегодня проверить знания на практике и узнать по теме больше.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games