Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
То, как мы воспринимаем других людей, зависит от множества неосознаваемых факторов, а не от логических умозаключений. Поэтому мы часто ошибаемся, но тоже не осознаем этого. Почему мы к кому-то прислушиваемся, кому-то доверяем с порога, а кого-то незаслуженно отстраняем? В этом часто играет роль внешность, уверенность или неуверенность собеседника, его спокойствие или нервозность. Мало того, на наши решения влияет даже то, что происходило с нами перед встречей, когда мы еще даже не видели своего собеседника.
Что же движет нами, когда мы принимаем решения, не имея достоверных данных? Полезным было бы проведение тренингов для руководителей на тему ошибок в оценке людей. Перечислим иллюзии, которые управляют нами в такие моменты.
Гало-эффект. Его еще называют эффектом престижа. Такой эффект создают общие, поверхностные знания о человеке. Влиять на отношение к человеку может его должность или звание. Если они престижны, человек автоматически вырастает в глазах собеседника. Вы, наверное, и сами ловили себя на мысли, что популярные люди обычно кажутся умнее и красивее. Часто популярным людям автоматически приписывают престижные в текущий период качества: для женщин – женские, для мужчин – мужские. По тому же принципу начальники кажутся благороднее, солиднее, крупнее, а подчиненные – мельче и суетливее.
Эффект снисходительности. Такова психология: во время наблюдения за человеком впервые мы склонны преувеличивать свою положительную оценку. Даже если подмечаем слабости, мы склонны тут же снисходительно «забыть» о них. Автоматически мы готовы принять решение сохранить хорошие отношения и не портить их. В этом решении и «зашита» ошибка.
По утверждению социального психолога В.Н.Панферова, в 85% случаев из 100% отношение к личности собеседника в первые моменты общения строится исходя из внешнего впечатления. Последующее общение дополняет и расширяет это впечатление.
К примеру, если собеседник использует конфликтогены, примеры которых мы рассматривали в одном из материалов, то со временем отношение может измениться в худшую сторону. Но если изначально сложилось хорошее впечатление, то испортить его будет тяжелее.
Усреднение. Человек избегает крайних суждений. Если нет дополнительной информации и поводов к симпатии или антипатии, человек склонен усреднить свою оценку. Если же образуется симпатия или антипатия, человек «дотягивает» свое заключение до желаемого: завышает свою оценку или недооценивает хорошие качества.
Перенос и контрастность. Есть у людей еще склонность «судить по себе»: видеть в других собственные качества – как хорошие, так и не очень. Мы склонны переносить свои хорошие качества на человека, который нам симпатичен, или же лишать своих положительных качеств человека, который вызывает у нас антипатию.
Настроение. Мнение о другом человеке часто зависит от нашего текущего настроения. Вот почему люди, у которых все благополучно в семье и в других сферах жизни, часто считают других позитивными, дружелюбными и милыми. И наоборот, пребывая в депрессии и злости, люди склонны видеть в других врагов и негативных героев.
Разница статуса. Если собеседник ниже по статусу, его часто недооценивают. И наоборот.
Ошибка эпизодичности наблюдения. Иногда первое впечатление дает ошибочный сигнал, от которого зависит последующее отношение к человеку.
Прежние встречи и отношения. Речь о стереотипности выводов – ранее сформированная оценка, положительная или отрицательная, мешает наблюдателю посмотреть на человека свежим взглядом.
Психологическое насыщение. При большом количестве встреч бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном, что не позволяет получить объективную оценку, поэтому она часто бывает случайной.
Это довольно обширная тема, которой посвящают корпоративные бизнес-тренинги. Мы рассмотрели только основные закономерности.
Специалисты указывают идеальные условия для реалистичной оценки человека на основе наблюдения:
Решения относительно других людей принимаются с учетом сформированной оценки и дальнейших взаимоотношений. Чем объективнее оценка – тем меньше ошибок и конфликтов при взаимодействии.
Часто люди вокруг тех или иных вопросов работают в группах. Рассмотрим, как происходит взаимодействие и расхождение мнений в группах.
Когда разные люди объединяются для решения какой-либо задачи, обычно ориентиром поведения каждого участника является мнение большинства. Однако, если мнение большинства не совпадает с мнением отдельных участников, то у таких участников возникает вопрос, кому доверять – себе или мнению других людей. Выбор зависит от сложности задачи, опыта решения подобных задач, авторитета и значимости группы. Если группа не представляет авторитет и не значима для участника – он остается при собственном мнении.
Есть несколько способов принятия решений группой, отработать их помогают тренинги и игровые формы обучения для сотрудников. Обученный необходимым приемам коллектив быстрее приходит к сближению мнений. Однако если группу не обучили эффективным приемам, решения все равно принимаются. Как это происходит?
Выбор мнения каждого участника в основном зависит от механизмов подражания и внушения. Это процессы, которые слабо осознаются человеком.
Иногда участники группы поддаются влиянию большинства незаметно, переставая замечать подмену собственного суждения чужим. Это может быть мнение лидера или мнение большинства. Степень податливости человека чужому мнению зависит от таких обстоятельств:
Принимая решение группы осознанно, человеку приходится делать выбор: быть независимым, но отвергнутым группой, или принятым группой, но несамостоятельным.
Психологи определили типы людей, которые принимают каждое из решений. Так было выделено три независимых и три несамостоятельных типа поведения.
Независимые типы людей:
Несамостоятельные типы людей:
Если спросить несамостоятельных людей о причинах своих решений, они оправдывают свое поведение недостатком информации или озвучивают предположение, что чаще всего большинство право, поэтому нет смысла прилагать усилия для определения собственного мнения. Для знания психологии и умения оценивать сотрудников полезным будет проведение тренингов для руководителей и различные тренинги и игровые формы обучения для сотрудников.
Психологи считают, что на податливость влияет тип деятельности и психологические качества. Например, более зависимы:
Полезными для коллектива были бы корпоративные бизнес-тренинги на создание положительной психологической атмосферы в группе и совместное достижение результатов. Отношения в группе таят в себе массу нюансов. К примеру, в женском коллективе не поймут позицию равнодушного участника, тогда как в мужском вполне достигают отличных результатов, ориентируясь только на дело. Соперничество в коллективах чаще всего возникает между мужчинами из-за женщин, а между женщинами из-за мужчин. Однако часто в группах всего этого не осознают.
Существует методика К. Томаса и Р. Килмана, помогающая определить личностную предрасположенность к конфликтному поведению и выбрать стиль разрешения конфликта. Суть методики заключается в определении адаптационных и коммуникативных особенностей личности с помощью опросника. В опроснике предлагаются варианты типичной реакции человека на конфликт.
По мнению авторов методики, тип конфликтного поведения зависит от поведенческого стиля. Таких стилей два: кооперация и напористость. Кооперация предполагает учет интересов других людей, а напористость демонстрирует защиту собственных интересов.
Исходя их этих двух стилей, существуют способы урегулирования конфликта:
Тест К. Томаса доступен в сети. Опросник состоит из 30 пар высказываний, в каждой из которых нужно выбрать свой вариант. В результате можно узнать, насколько вам свойственен каждый из 5 способов урегулирования конфликта.
Больше о психологических особенностях, которые важно учитывать при организации работы с сотрудниками, можно найти в книге психолога и предпринимателя Н. Н. Обозова «Интенсивная подготовка менеджера». Книга будет полезна менеджеру любого уровня, лидеру и специалисту по работе с персоналом.