Приступим к перечислению ситуаций, в которых будет уместна фасилитация.
Если нужны особенные, прорывные результаты в том или ином практическом контексте, команду можно собрать на фасилитационную сессию. Это позволит найти нестандартные и глубокие решения.
Когда принимаются решения о проведении фасилитации:
В этих случаях динамическая фасилитация будет особенно уместна. Но существует ряд случаев, где фасилитация поможет, но, возможно, будет менее полезна.
Если решение нужно принять быстро. Фасилитация не предусматривает скорости, и все же помогает участникам научиться развивать комплексное понимание общей картины и помогает выйти на более высокий уровень собственного творческого потенциала.
На первый взгляд, фасилитация и срочные решения никак не пересекаются. Ведь фасилитация невозможна в спешке, когда вся группа торопится завершить обсуждение и найти общее решение. И даже в таком случае подход к обсуждению по принципам фасилитации будет более эффективен, чем классические подходы голосованием, компромиссами и пр.
Дело в том, что решения, которые принимаются раньше, чем группа достигнет согласия и понимания, со временем рассыпаются, бывают нереализуемыми и все равно требуют новых решений, тогда как попытка найти решение, устраивающее всех, способна дать результат, который останется более устойчивым, к тому же найдет больше приверженцев и будет сопровождаться мощной энергией. Обычно через время группа находит возможности продолжить обсуждение. После тщательного обсуждения можно хорошо сэкономить время на этапе внедрения.
Даже если хватит времени только на расхождение взглядов, это позволит использовать творческое исследование для поиска идей. Собрав идеи, группа может вернуться к «резервному» способу принятия решений – выбирая лучшую идею из множества таким образом, каким это сделать быстрее. Даже за короткое время группа может больше понять сложности вопроса, чтобы продолжить думать о них творчески.
Если для выбора предлагается ограниченный перечень вариантов. Это ситуация нетипичная для фасилитации. Ситуация, при которой невозможно пробудить творческий потенциал и которая не оставляет простора для креатива и творчества, казалось бы, совершенно невозможная для фасилитации. Однако даже при такой ситуации можно дать возможность проявить творчество в ходе обсуждения, даже понимая, что выбор ограничен.
Если решение уже принято. Обычно динамическая фасилитация неприменима в ситуациях, где необходимо только лишь «продать» группе уже готовое решение. Однако фасилитация может дать возможность представить ситуацию более приемлемым образом.
Такой подход применим в ситуациях, к примеру, когда менеджер уже принял решение, но хотел бы услышать, могут ли быть другие варианты, возможно, более удачные. При достаточном количестве времени команда может достичь прорыва, возможно даже менеджер примет другое решение, ведь суть фасилитации в том, чтобы найти вариант, который устроит всех (включая менеджера). В противном случае группа «откроет» для себя вариант менеджера и будет воспринимать его как свой.
Если времени недостаточно, команда может не успеть прийти к лучшему варианту, зато получит опыт использования техники, сможет лучше понимать разные точки зрения, захочет повторить обсуждение в таком же формате. Но если участники не смогут реализовать свой творческий потенциал, не успеют сделать свой вклад в общее решение, ситуация может привести к росту разочарования и недовольства.
Если решение уже принято, а времени на обсуждение не хватает, лучше всего провести обсуждение в другом, менее творческом, формате. Это позволит узнать мнение группы о варианте, но не вызывать у собравшихся недовольство неполноценной фасилитацией.
Динамическая фасилитация будет эффективной для достижения взаимопонимания между разными группами людей. Поначалу люди могут отнестись к формату настороженно, не понимая, как могут в одном обсуждении совмещаться между собой одновременно формулировки проблем, решений и опасений.
И все же, мало что сближает людей больше, чем работа над общей проблемой. Если проблему озвучить и начать думать, что с ней можно сделать, подтолкнув участников к размышлениям о решениях (Я полагаю, мы могли бы…), люди почувствуют, как они сотрудничают над достижением общей цели. Даже если группа изначально сфокусирована на изучении вопроса, а не на принятии общих решений, участники вовлекаются в процесс поиска выхода.
Чтобы сотрудничество состоялось, фасилитатору нужно уделить большое внимание защите вклада каждого участника и созданию безопасного пространства для выражения самых разных взглядов на одну и ту же проблему. Особенно велика роль фасилитатора в высококонфликтных ситуациях.
Благодаря тому, что динамическая фасилитация имеет нелинейную, открытую структуру, формат освобождает фасилитатора от управления процессом на макроуровне. Его задача ограничена только лишь поддержкой каждого участника на микроуровне.
Роль фасилитатора в нашей современной жизни растет все больше. Возможно, фасилитация – это единственная форма диалога в трудных ситуациях между людьми, которые не только имеют разные ценности и взгляды на обсуждаемые вопросы, но и привыкли коммуницировать по-разному. Это могут быть группы людей, которые даже не согласятся принимать правила фасилитации.
Фасилитация способна разрядить уже существующий конфликт. Все дело в предусмотренном форматом умении фасилитатора слушать вклад каждого участника, позволить каждому убедиться, что его хорошо услышали, не формально, а действительно услышали, выслушали полностью.
Уже сам факт быть выслушанными многих успокаивает, снижая накал страстей вокруг той или иной ситуации. После этого можно спокойно обсуждать, что делать с самой ситуацией.
Не каждый способен справиться с работой фасилитатора, просто включившись в формат и выбрав роль, как в игре. Однако успех в фасилитации зависит от личности и профессионализма фасилитатора. Быть фасилитатором нужно уметь и хотеть.
Стать фасилитатором можно, если:
Многие профессиональные фасилитаторы уже опробовали этот метод в своей практике и считают его необычайно полезным. Фасилитатором также может стать любитель, который стремится влиять на групповые решения и участвовать в решении конфликтов. Среди непрофессионалов есть много людей, которые по собственному желанию развивают в себе те навыки, которые в фасилитации можно считать базовыми и основополагающими.
Перечислим такие базовые навыки:
Многие профессионалы, которые долго и много занимаются саморазвитием, поняли, насколько важны все эти навыки при работе с людьми. Но и непрофессионалы достигают собственных успехов, благодаря владению этими навыками общения и взаимодействия с людьми.
Благородная работа фасилитатора позволяет группам испытать трансформационную силу нового формата обсуждения.
Чтобы получить опыт фасилитации, полезно предварительно иметь опыт консультирования, а чтобы совершенствоваться в фасилитировании, недостаточно помогать группам вовлекаться в процесс – необходимо учиться работать с большой системой в целом, поскольку каждая группа, с которой работает фасилитатор, в свою очередь включена в большие организации или сети.
Фасилитация становится особенно востребованной в новых условиях, которые требуют решений на более сложном уровне, с учетом разных, часто противоположных, точек зрения, на стыке разных групп, которые, возможно, раньше не пересекались, а сегодня должны сотрудничать.
К тому же накопилось слишком много вопросов, которые невозможно решить использованием старых методов.
Владельцы не могут понять, почему не получается внедрить принятые решения, почему планы и применение все чаще расходятся, почему так трудно вовлечь разбирающихся людей в бизнес-процессы, как помочь сотрудникам стать генераторами идей, как научить команду принимать коллегиальные решения, устраивающие всех участников.
В нашей стране такие вопросы начали задавать лишь недавно, тогда как в США еще в 40-е годы 20-го века в структурах многих корпораций существовал отдел фасилитаторов. Возможно, дело в недостаточной открытости в силу особенностей менталитета, все-таки фасилитатор не должен быть членом команды – это независимый внешний человек. Возможно, настораживала неконтролируемость процесса, ведь каждый фасилитатор применяет свои инструменты, у каждого свои приемы и своя динамика. Но сейчас этот формат стал особенно востребованным, поскольку это единственная возможность отыскать лучшие варианты за короткое время и сделать это так, чтобы решения легко и с высокой инициативностью внедрялись с жизнь.
Сейчас фасилитативную работу используют:
Этот список с каждым годом дополняется, фасилитация используется все чаще, профессия становится все более востребованной, а фасилитатор – все более ценным специалистом.
«Фасилитатор — хранитель огня, верящий в то, что дискуссия может быть честным, взаимоприемлемым и открытым процессом». Майкл Дойл, американский ученый, специалист по международным отношениям.