Блог
24.10.21

Хотят ли компании вернуться в докарантинный период?

Как изменилось корпоративное обучение за последние два года, как повлиял на это карантин, и что будет с корпоративным обучением дальше? Интересно, теперь, когда мир начал привыкать к новой реальности, хотели бы компании вернуться к докарантинному состоянию дел?
Хотят ли компании вернуться в докарантинный период? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Хотят ли компании вернуться в докарантинный период? | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Все изменилось кардинально в корпоративном обучении в начале 2020-го. Нельзя сказать, что старые методы обучения полностью утратили актуальность, но использоваться они стали иначе. Учить сотрудников стали по-другому – корпоративные тренинги стали другими, командная работа приобрела новый смысл, деловые игры для коллектива стали проводиться иначе, и даже в понимание того, что такое команда, каждый вкладывает новый смысл. Возможность почувствовать силу команды, будучи на расстоянии, получать поддержку друг друга, оставаясь каждый у себя дома, работать с онлайн доской, которая заменила собой поднятые руки и живую энергетику, – все это стало новым опытом, для кого-то успешным, для кого-то тяжелым.

Когда ощущение нереальности развеялось, оказалось, что обсуждать можно онлайн, корпоративные тренинги у экрана монитора могут вовлекать не меньше, чем очные, а собрать одновременно все регионы для участия в волнующем переговорном чемпионате можно только в онлайн-формате.

Хотим ли мы теперь вернуться назад? Многие уже не хотят – они нашли возможности совмещать онлайн и очное образование, им нравится иметь более широкий выбор и пользоваться всеми теми открытиями, которые сопровождали нас последние два года. Мир изменился, корпоративное обучение трансформировалось. Теперь важно учитывать новые правила и особенности посткарантинного корпоративного обучения.

Обучение трансформировалось в новую форму

Обучение уже и не сможет вернуться в прежнее положение – это стало понятно, когда послабили карантинные меры, но обучающие программы остались такими же, как при карантине. Во-первых, компании нашлю плюсы в новом формате, во-вторых, они предпочли оставить все, чего достигли, чтобы при любых обстоятельствах не приходилось снова перестраиваться. Практически все компании шли к онлайн-обучению и раньше, карантин только ускорил процесс.

Изменился не просто канал передачи знаний, изменились сами программы. Теперь онлайн-программы более актуальны и более эффективны.

Благодаря ситуации, появилось больше онлайн-тренеров, и все они будут востребованы не только в карантин. Мы все научились использовать онлайн-площадки для обучения, переводить учебные программы в онлайн-формат, создавать онлайн-программы, проводить обучение онлайн, готовить и развивать онлайн-тренеров. А еще каждая компания пересмотрела свои таланты и нашла внутри отличных тренеров. Теперь они будут приносить пользу компании, хорошо зная потребности изнутри, и при этом сокращать затраты компании на обучение.

Среди самых популярных курсов сейчас – навыки обучения в онлайн. Цифровой тренер сегодня новая популярная профессия. Такие специалисты все еще на вес золота.

Микрообучение вышло на первый план

Если до пандемии мы говорили о микрообучении как о формате для нового поколения, готовясь к тому, что вот-вот «зеты» заполнят офисы, то сейчас это одно из ключевых требований к онлайн-лекциям. Люди любых возрастов хотят потреблять знания маленькими порциями с одним акцентом в каждой.

Один учебный модуль понятно доносит одну идею или помогает отработать один навык. Урок за уроком осваивается вся тема. Формат позволяет усваивать информацию порцию за порцией.

Микрообучением называют:

  • Обучающие программы, состоящие из микромодулей с практическими заданиями.
  • Усвоение новых знаний маленькими порциями в формате очных или онлайн-уроков.
  • Освоение на рабочем месте одного навыка или одной новой привычки в день.

Групповая активность онлайн

Оказалось, что динамика, групповая активность и глубокая практическая проработка навыков возможна и эффективна в онлайн-формате. Потерь не оказалось, появились даже плюсы такого подхода. Стали создаваться программы, совмещающие в себе самообучение, синхронные сессии, коучинг, наставничество, деловые игры. Программы геймифицируются и вовлекают участников даже больше, чем очные. Очные программы носят более точечный характер, не успевая глубоко вовлечь.

Эффект отмечают не при любом онлайн-обучении, а при грамотно построенной и хорошо выполненной длительной программе. Если проводить по пару вебинаров в месяц, то пользы от онлайн обучения будет немного.

Когда карантин отменяется, компании осторожно подключают очные занятия, но теперь, когда они открыли для себя возможности онлайн-обучения, дополняют свои программы новыми элементами – между очными сессиями тренер поддерживает группу в Telegram-чате, перед встречей участники изучают информацию в формате видеоуроков онлайн, по результатам оставляют свои пожелания в онлайн-опросниках.

Природа рабочего места

Изменилось осознание того, что является рабочим местом. Мы давно знали, что обучение на рабочем месте – одно из самых эффективных. Но что такое теперь для нас наше рабочее место?

Когда люли начали работать дистанционно, они испытывали дискомфорт, потому что работают не на своем рабочем месте. Тем не менее, они научились выполнять свои задачи, получать новые знания независимо от того, где физически находятся. Они перестроились: теперь их рабочее место везде, где есть доступ к интернету и где есть возможность организовать себя и располагать необходимым для работы и обучения программным обеспечением. Новые условия, как оказалось, не сузили, а расширили возможности сотрудника, и это приятное открытие.

На любое обучение онлайн влияют факторы:

  • Технологии и онлайн-каналы.
  • Организация рабочего места.
  • Диджитал-маркетинг.

На корпоративное обучение влияют еще три дополнительные группы факторов:

  • Демография сотрудников.
  • Природа рабочего места.
  • Внутренние коммуникации.

Обучение – элемент управления

С переходом на дистанционный формат работы у руководителей стало намного меньше контроля над сотрудниками. Сначала это казалось катастрофой, но высвобожденное время компании успешно направили на обучение. Теперь руководители еще больше взаимодействуют с сотрудниками, кооперируясь с ними в роли наставников – онлайн-режим только способствует этому.

Даже когда к обучению подключаются тренинговые компании, они задействуют руководителей, позволяя им лучше узнавать своих сотрудников и помогать им развиваться.

Новые модели обучения

В поисках эффективности провайдеры тренинговых услуг стремились создавать каждый бизнес-тренинг онлайн так, чтобы он мог конкурировать с очным тренингом. Так были открыты новые форматы, которые не только догнали уровень усвоения знания и навыков, но и пошли дальше. Теперь в копилке бизнес-тренеров есть кейсы онлайн-программ, эффективность которых выше, чем очных. Это программы в формате микрообучения, онлайн-программы и отдельные онлайн-тренинги, построенные по принципу перевернутого класса, марафоны и онлайн-чемпионаты.

Важный поворот произошел в корпоративном образовании, когда результаты обучения начали прямо привязывать к текущим рабочим задачам, а процесс использования новых знаний передали под контроль наставников из представителей своей компании. Хоть эффективность такого подхода и была очевидной, полностью реализовать ее удалось именно в онлайн-формате, где помощь и поддержка куда меньше напоминает надзирательство и микроменеджмент, которыми «грешили» руководители в офисах. Все это потребовало и повышения уровня самих руководителей, которые сами осознали потребность в обучении, тогда как раньше воодушевить руководителя обучаться было непростой задачей.

Кросс-функциональная кооперация

В поисках путей к качественному обучению бизнес-тренеры начали кооперироваться со специалистами из других сфер – с дизайнерами, программистами, маркетологами, операторами, режиссерами, копирайтерами, монтажерами. Качественный продукт стало возможно получить только в кооперации с ними.

Для онлайн-курса обычно задействуют творческих и технических специалистов, цифровых помощников, специалистов, способных обеспечить качественную коммуникацию в онлайн-режиме. Как известно, на стыке сфер рождаются отличные идеи, которые могли бы появиться и докарантинный период, но возникли именно в рамках подготовки онлайн-программ. Теперь никто не хотел бы от них отказываться.

Маркетинг теперь обязателен

Теперь без маркетинга трудно представить себе корпоративное обучение. Особенности онлайн-обучения, такие как невозможность проконтролировать каждый «чих» обучаемого, привели к осознанию того, что качественное обучение невозможно под принуждением. Появились курсы по желанию, а для привлечения к программе начали использовать те же приемы маркетинга, что и для привлечения потребителей к продуктам компании.

Это новый поворот в отношении к сотрудникам. Внутренний пиар говорит о том, что в компаниях начали относиться к сотрудникам как к ценности, которую важно привлекать и удерживать. Маркетинг теперь нужен везде, в том числе и внутри компании в корпоративном обучении.

Компании начали продавать свои образовательные продукты собственным сотрудникам так же ответственно, как продают товар клиентам. Соответственно, образовательные продукты приобрели товарный вид, стали «вкуснее» и значимее, что благоприятно повлияло на обучающий процесс и на отношения между руководством компании и сотрудниками.

Готовя онлайн-программы, компании используют «элементы Голливуда», мир обучения стал более красочным и привлекательным. Никто не хотел бы вернуться в ситуацию ДО такого изменения, онлайн-взаимодействие теперь будет с нами, независимо от внешних условий.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных