Блог
23.03.22

Используйте достижения нейронауки, чтобы стать хорошим учителем и тренером

Как стать хорошим учителем, тренером, как научиться доносить свои мысли понятно и просто? В этом помогут знания о мозге. Учет достижений нейронауки обеспечит вашей компании эффективное обучение даже в самые сложные периоды.
Используйте достижения нейронауки, чтобы стать хорошим учителем и тренером | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Используйте достижения нейронауки, чтобы стать хорошим учителем и тренером | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Вспомним, как организовать образовательный процесс с учетом достижений нейронауки.

Мозг ориентирован на отношения

Мы еще не все знаем о мозге. Существующие достижения нейронауки – лишь начало большого пути познания того, как мы устроены, но кое-что известно точно. Нейролог Джон Медина уверен на все 100%: эффективное обучение невозможно, если ученик не чувствует себя в безопасности с учителем.

Обучение просто обречено, если оно проходит в состоянии травматического стресса. Обеспечьте обучаемым комфортную среду, убедитесь, что между участниками процесса доверительные отношения.

Мозг получает закодированную информацию

Информация и контекст обучения кодируется мозгом. Получая обучающую информацию, мозг вспоминает уже известное ему.

Мозг можно представить в виде шоссе с дорожными знаками: не по каждому пути можно ехать, зато мозг позволяет прокладывать новые пути, где еще нет запретов и условностей. Можно также сравнить мозг с ледником, с которого скатывается вода, прокладывая себе путь. Если воды недостаточно, русло может замерзнуть и прежний путь не будет использоваться, зато могут образовываться новые пути.

Есть определенные коды, не позволяющие продолжать обучение, есть возможности прокладывать новые способы получения знаний. Важно учитывать это при построении учебного процесса, избегать травмирующего опыта при обучении, а если такой уже есть – искать новые пути, вместо попыток отправляться туда, где уже выстроены «запреты».

Как это работает на практике? Допустим, студент получил негативный опыт, получил стресс, обучаясь в одном из кабинетов. Отправьте его обучать материал в другое окружение – в онлайне, в другом здании, в другом кабинете, в другой команде или с другим тренером. Меняйте окружение, подачу или программу, давая те же знания.

Мозгу нужен контекст

Когда в мозгу кодируется информация, формируется связь между информацией и окружающей средой. Учитывается контекст – запахи, зрительные ощущения, звуки, настроение. Весь этот контекст помогает оживать хранящейся в памяти информации. Мозгу необходимы ассоциации. Чем больше контекста – тем больше возможностей запомнить информацию и вызвать ее из памяти.

Таким образом, эффективное обучение связано с контекстом: во время учебных занятий задействуйте все органы чувств участников.

Еще эффективнее будет обучение, если вы будете использовать повторение с определенными интервалами, упражнения в ходе обучения, продолжение подачи материала в тех же условиях в которых происходило «кодирование».

Для мозга важен лексикон

Важно, чтобы для слушателей все термины и слова были понятными. Участники учебного процесса пытаются воспроизвести в мозгу непонятные слова и фразы, и если они не смогут быстро связать их с тем, что уже известно, процесс обучения будет заморожен. С момента встречи с незнакомым словом они перестанут воспринимать все остальное.

Всего 5-10 секунд на попытку понять незнакомое – и слушатель потерян. Не забывайте об этом, если стремитесь организовать эффективное обучение.

Как упростить обработку информации

Если вы читаете лекцию, помните, что многие не смогут обработать вашу информацию, если она будет слишком насыщенной. По возможности используйте слова попроще, которые обычный человек часто использует в своей ежедневной жизни.

Если вы собираетесь посещать лекции – научитесь брать из них максимум и упростить для себя восприятие. Учитывая достижения нейронауки, упростить запоминание можно, записывая что-то во время лекции. Так мы помогаем установить связь между двумя участками мозга.

Общие требования

Исходя из всего этого, общими требованиями к эффективному обучению будет обеспечить разнообразные элементы контекста, проложить разные пути для усвоения материала, обеспечить студентам безопасную заботливую среду обучения. Даже если вы примените некоторые знания о работе мозга, обучение станет эффективнее.

БОНУС. Необычные способы учиться

Знания нейронауки позволяют открывать новые необычные способы обучения. Попробуйте некоторые из них, чтобы обучиться чему угодно проще обычного.

Создайте себе трудности

Создавая трудности, мы повышаем эффективность обучения. Идея «желательных трудностей» была предложена Робертом и Элизабет Бьорк из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Суть – постараться вызвать при обучении легкое чувство разочарования, и оно заставит мозг обрабатывать получаемый материал более тщательно. Вы, наверное, и сами замечали, что как только нам встречается противодействие, мы стремимся получить результат более усиленно.

Если кто-то не очень хочет того, что мы предлагаем, мы начинаем предлагать еще более интенсивно. Точно так все работает и по отношению к самому себе – убедите себя, что разочарованы, и ваш мозг постарается взять на себя больше работы.

Тест перед обучением

Еще небольшая хитрость, позволяющая лучше запомнить материал, – пройти тест на проверку знаний не после обучения, а до. Если вы до обучения встретитесь с ответами, которые вам неизвестны, в ходе обучения вы их лучше запомните.

Причем этот фокус работает и с мелкими знаниями, и с глубоким материалом. Исследования показали, что в результате этого несложного приема студенты запоминали на 10-15% больше.

Перед началом изучения проверьте свой уровень, даже если он нулевой.

Обучите другого

Чтобы создать более прочные «следы памяти», после освоения темы расскажите материал другому человеку, подготовьте вопросы по теме и задайте их другому. И кому-то поможете, и свои знания укрепите. Если добровольца найти не удалось, представьте, что кого-то обучаете – мозг примет это за чистую монету и результат будет таким же, как при реальном обучении другого человека.

Представьте, что пишете приятелю о том, что узнали, что объясняете предмет студентам или что проверяете их знания.

Чередование

Не тратьте слишком много времени на одну тему. Переключайтесь между темами и предметами. Эта стратегия называется «чередование» и позволяет тратить меньше усилий на изучение сразу нескольких тем или предметов.

Стратегия опирается на то, что возникает разочарование, поскольку нет возможности глубоко погрузиться в материал. На это все и рассчитано: память работает более основательно, понимая, что скоро источник информации будет недоступен.

Движение помогает

Существует стереотип – медлительный ботан, который работает головой и не склонен к физической активности. Тем не менее именно физически активные люди – лучшие ученики. Кардиоваскулярные упражнения способствуют высвобождению допамина и адреналина, необходимых для формирования памяти.

Особенно хорошо работает разум после утренней пробежки. Планируйте обучение вместе с физическими нагрузками и запоминание будет крепче.

Смена окружения

Замечали, что при возвращении в город детства невольно всплывают воспоминания о далеких событиях? Как мы уже говорили – мозгу нужен контекст, а на память влияют сигналы окружающей среды. Зависимость от контекста может как вызвать воспоминания, так и заблокировать обучение. Если мы изучаем что-то в одном и том же месте, нам будет сложнее вспомнить новый материал в новой обстановке. Чтобы не получить такую зависимость, при обучении меняйте обстановку.

Отдыхайте

Предлагайте мозгу «желательные трудности», меняйте место и окружение, чередуйте и обучайте других, но после занятий давайте себе хороший отдых. Дайте своему мозгу прийти в себя после всех задач, которые были ему предложены. Позволяйте себе ничего не делать. Просто поваляйтесь, не отвлекая себя ничем. Это помогает мозгу упорядочить полученные данные, консолидировать воспоминания. Позвольте своим мыслям отправиться туда, куда они сами захотят. Это важно: как раз в это время ваши знания закрепляются на долгую перспективу.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games