IT-тренды влияют на развитие образования, поэтому их необходимо отслеживать. Рассмотрим, какие IT-тренды важно учитывать, занимаясь образовательными программами, отвечая за корпоративное обучение персонала или развивая собственный образовательный проект.
Что влияет на развитие IТ в корпоративном секторе? Компании все больше понимают, как технологии могут улучшить их бизнес-процессы, включая развитие и обучение персонала. Даже такие форматы как фасилитация и деловые игры, где важно живое взаимодействие, в этом году научились проводить онлайн, благодаря технологиям.
Руководство компаний становится все более информированным и понимает необходимость цифровой трансформации. Основные тенденции развития IТ-инфраструктуры в компаниях:
Компании понимают, что без цифровизации сегодня невозможно конкурировать на рынке. Эксперты называют цифры – повышение эффективности бизнес-процессов с внедрением цифровых технологий составляет 15-20%.
В то время, как взрослые пытаются диджитализировать свою работу и развитие, дети осваивают цифру буквально с пеленок, и даже умудряются зарабатывать больше чем родители.
К примеру, сеть TikTok помогает блогерам немало зарабатывать. В списке самых успешных тиктокеров есть пользователи, которые в 20 лет зарабатывают на приложении более 5 миллионов долларов в год. Причем, в соцсети нет возможности «однажды выиграть» или каким-то образом начать зарабатывать, не вкладывая время и старания. Нужно публиковать много востребованного контента, чтобы собрать большую аудиторию, после чего можно заключать контракты с магазинами и продавать товар.
Для успеха в TikTok нужно творить, следить за трендами, сотрудничать. Начинающие публикуют по 20-30 видео в день. Именно так выглядит история успеха почти каждого блогера, который начал на этом солидно зарабатывать. Нужно не просто делать много, нужно анализировать свои публикации, фиксировать инсайты, применять их к будущим видео. Для успеха необходимо следить за трендами. Если не использовать трендовые видео, успеха не видать – это все равно, что говорить в пустоту.
Успешные блогеры научились монетизировать внимание и интерес своих подписчиков. Если бы бизнес так же подходил к созданию тренингов для сотрудников компании, он бы монетизировал внимание учащихся, ведь в корпоративном обучении все происходит точно так же – курс должен увлечь, запомниться, не надоесть, вызвать желание учиться еще. К тому же завтра в офисы придут те подростки, которые сегодня пользуются TikTok и другими соцсетями с коротким ярким и запоминающимся контентом. Компания может подготовить для них яркий я эффективный онлайн-курс. Многие это уже сделали.
Учитывая тенденции, проведение корпоративных тренингов частично можно и нужно перевести в цифровой формат. Развитие технологий позволяет сделать это быстро, сосредотачиваясь не на технической части, а на качестве контента.
Предлагаем список сервисов для бесплатного создания онлайн-курса.
Google Classroom. Ссылка: http://classroom.google.com
Раньше к платформе могли подключаться только образовательные компании, сейчас сервис доступен любому желающему, достаточно иметь Google-аккаунт. Платформа проста, имеет минимальный и достаточный набор функций: публикация материалов, задания, общение. Отличие от многих других учебных платформ – общая лента как среда для совместной работы.
Moodle и MoodleCloud. Ссылка: http://moodlecloud.com
Большое количество опций, вариантов, что позволяет реализовать любой педагогический сценарий, возможность расширения базового функционала. Есть возможность проводить видеоконференции. Для человека, технически неподкованного, система может показаться сложной. Бесплатный тариф ограничивается 50-ю регистрациями.
Online Test Pad. Ссылка: http://onlinetestpad.com
Сервис для тестирования, который относительно недавно разросся до системы дистанционного обучения. Учебный материал можно размещать в формате текста и видео. Отличительная функциональность сервиса – комплексные задания.
Для обучения большого количества людей можно освоить и платные платформы, предназначенные для коммерческого использования.
Обучающие платформы онлайн изначально разрабатывались в двух концепциях – cMOOC, основаны на коллективной работе обучающихся и использующие преимущественно текстовый контент, и xMOOC – массовые открытые онлайн-курсы для самостоятельного обучения, часто использующие видеоконтент. Вторые сейчас сверхпопулярны.
Предлагаем список коммерческих обучающих платформ.
Udemy. Ссылка: http://udemy.com
Платформа позволяет создавать публичные и приватные курсы. Платформа платна для организаций, индивидуальным пользователям можно пользоваться бесплатно. Причем платформа не берет абонплаты – только процент с продажи платных курсов.
Доступные инструменты – видео, тесты, дискуссии. Платформа хорошо индексирует, можно публиковать в сети и привлекать пользователей.
Flora LMS. Ссылка: https://www.floralms.ru
Возможность создать полноценную онлайн-школу, включающую курсы с самым разным контентом. Можно создавать отдельные видеоуроки, статьи и тексты или собирать их в курсы. Можно настраивать сроки и правила, использовать тестирование и диалоговые тренажеры. Особенности – встроенный маркетплейс.
Платформа хорошо индексируется поисковиками, интегрируется с Zoom, позволяет использовать геймификацию – рейтинги, баллы, сертификаты.
Stepik. Ссылка: http://stepik.org
Есть платная версия для внутренних курсов, и бесплатная – для открытых. Позволяет создавать видео и текстовые курсы, использовать различные типы заданий.
iSpring Learn. Ссылка: https://www.ispring.ru/ispring-learn
Сервис, создан для организации корпоративного онлайн-обучения. Решение облачное, что позволяет получить быструю настройку.
Платформа предлагает возможности: проведение вебинаров, создание электронных курсов с помощью конструктора, тестирование и отчетность. Есть мобильное приложение, что является большим плюсом. Платформа интегрируется с другими сервисами, включает геймификацию.
Learmi. Ссылка: http://learmi.ru
Платформа построена на ссылках на материалы, размещенные вне этой системы. У нее нет своего файлового хранилища, но это никак не влияет на качество курсов. Сервис позволяет создавать лендинги, чтобы привлекать пользователей к каждому своему курсу, причем сразу несколько для разных целевых групп.
Eduardo.Studio. Ссылка: http://eduardo.studio
Сервис для создания видеокурсов. Контент курсов не привязывается к видео.
Как видим, выбора достаточно, чтобы начать переводить курсы в цифровой формат или сразу создавать цифровые курсы. Рынок дает нам такие возможности. Но сотрудники будут проходить курсы до конца лишь в 10% случаев, если не продумать контент досконально и не учесть психологические особенности аудитории. О том, как учитывать при создании курсов принципы поведенческого дизайна мы писали в блоге, а к созданию интересного контента следует относиться, как блогеры относятся к созданию востребованного контента для TikTok: пробовать, анализировать, находить и применять инсайты.
Для вовлечения сотрудников в ходе обучения используются деловые игры, геймификация курса, но прежде всего должен вовлекать сам материал.
Обучающее видео кроме инструкции должно давать пользователю уверенность в том, что он справится. Для этого нужно показывать примеры результатов, которые могут получить пользователи, если научатся.
Есть разновидности обучающего видео:
Как создать эффективные видеоролики:
Для создания качественных роликов используют профессиональные программы:
Можно использовать сервисы для создания интерактивных элементов: