Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Ученые определили, что чем более творческий характер задачи, тем эффективнее решать ее по принципу от сложного к простому. То же самое с обучением. К таким выводам ученые из Калифорнийского университета пришли на основе эксперимента.
В рамках эксперимента было создано три экспериментальные группы. Одна решала задачи «от сложного к простому», вторая – «от простого к сложному», а третья – случайным образом. Все имели хорошее зрение или использовали очки или контактные линзы. Зрение в данном эксперименте играет важную роль, поскольку задачей была сортировка объектов «на глазок».
Материал, который нужно было сортировать, состоял из бумажных кружков, на которые были нанесены полосы двух цветов, причем цвет был нанесен градиентом. Ширина полосы с каждым следующим кружочком была все меньше. Менялся и угол. Все объекты были одинакового размера и одинаковой контрастности. Каждый набор составлял по 30 объектов. Задачей было разделить весь набор на две равновеликие группы по 15 объектов в каждой.
Было предложено два набора. Один более простой для сортировки – с понятными критериями, второй требовал более сложной мыслительной работы.
Каждого участника оставляли одного в комнате. Группа, которая проводила отбор «от простого к сложному», сначала в случайном порядке сортировала простые элементы, за ними средние и сложные, вторая группа выполняла задание в обратном порядке сложности, а третья группа распределяла все элементы вперемешку. На завершающем этапе каждый выполнял упражнения, играющее роль экзамена по освоению данного вида задания.
В случае с простым заданием результаты оказались примерно равными – участники одинаково выполнили экзаменационное задание. В случае с более сложным выбором результат оказался принципиально другим.
Результаты «экзамена» группы, которая начала со сложного, оказались намного выше тех, кто следовал принципу «от простого к сложному» и от группы, выполняющей задачу в случайном порядке. Группа, следовавшая «от сложного к простому» при решении сложной задачи, простые задачи решала легко и с 90% правильных ответов.
Исследователи пришли к выводу, что, решая простые задачи вначале, люди способны формализовать правила, которые потом пытаются применить и по отношению к более сложным задачам. Они, создав простую стратегию, пытаются экстраполировать ее на сложные случаи, что мешает им в будущем справляться со сложными заданиями. Если сначала справиться со сложной задачей, шансов успешно решать сложные и простые задачи намного больше. Для обучения, которое ставит целью помочь людям решать в будущем сложные задачи, лучше упрощение, чем наоборот.
Психологи считают, что этот эксперимент дает почву для размышлений педагогам и бизнес-тренерам.
Как же научиться решать сложные задачи, используя подход «от сложного к простому»? Программист и математик Дэвид Макайвер в своем блоге поделился собственной системой.
В основе системы лежит полезная концепция, позволяющая лучше усвоить то, что кажется сложным.
Ее можно применять каждый раз, когда хотите разобраться в чем-то сложном, когда нужно добиться успеха, или когда кто-то просит совета, как справиться с какой-либо задачей. Просто следуйте в таких случаях этой системе.
Система работает всегда, поскольку всегда, идя по указанному алгоритму, можно получить результат: это будет либо успех, либо четкое понимание того, что цель недостижима.
Однако система не гарантирует, что для получения такого результата не потребуется бесконечно долгое время, поэтому лучше говорить о более вероятном результате: вы получите задуманное или вам надоест и вы сдадитесь. Это и неплохо: система разработана таким образом, чтобы всегда можно было получить пользу в ходе ее применения, на каждом этапе, даже если достичь цели не получилось.
Важно знать, что систему нельзя назвать кратчайшим путем достижения успеха, она потребует много работы. Ее цель – не решить все за вас и не оградить вас от работы, а гарантировать полезность проделанной работы, каждого шага на пути к цели.
Если вы хорошо понимаете, каким должен быть успешный результат, но сейчас не можете его достичь, работать над задачей нужно в следующем порядке:
Если после проделанной работы исходная трудная задача стала легче, вы справились, если нет – вернитесь к пункту 2.
Такая система намного результативнее, чем просто выполнение сложных задач: она дает прямой цикл обратной связи.
Каждый раз, когда вы пытаетесь стать лучше в каком-либо деле, есть ровно один аспект проблемы, на котором можно сосредоточиться, исключив все остальные.
Если пытаться справиться с чем-то сложным, работая сразу с несколькими аспектами, каждый будет не даваться. Кроме того, вы справитесь хуже, чем если взяться за каждый аспект по отдельности. И, что тоже не маловажно, если вас постигнет неудача, вам нелегко будет найти причины – понадобится сложный анализ.
В случае, если вы недостаточно четко представляете себе желаемый результат, применяйте «систему с двойной петлей», предполагающей двойное обучение, чтобы лучше понять проблему, прежде чем применять решение.
Сначала примените систему с одной петлей, в ходе чего изучите побольше примеров и разберитесь, что точно подходит, а что нет. Это поможет выработать определенное чувство хорошего вкуса.
Снова примените систему с одной петлей к своей проблеме, но уже с учетом хорошего вкуса.
Попросите других дать вам отзыв. Спросите у них, считают ли они, что вы хорошо справились? Если получите положительный ответ, можно действовать, если отрицательный, продолжайте формировать свое чувство вкуса, а может, вкус других людей. Выбрали первое – возвращайтесь к первому пункту с новым примером, если второе – применяйте систему с одной петлей, чтобы решить новую задачу – убедить других людей в том, что у вас получилось хорошо.
Считаете, что все слишком упрощено? Так и есть. Но упрощение полезно, оно выводит из тупика, из которого не видно выхода.
Ясно, что в тупиковой ситуации что-то нужно улучшать. Как узнать, что именно, в чем именно проблема? Иногда это неочевидно. Понять помогут следующие советы.
Старайтесь, чтобы задача была выполнена как можно лучше. Знайте, что неудача ожидаема, и не волнуйтесь об этом. Лучше обратите внимание на то, в связи с чем именно она случается. Составьте список того, что, вам кажется, получилось неудачно, а что хорошо, но с трудом. Если вы столкнулись с тупиком, зафиксируйте, на чем именно вы застряли.
Подыщите упражнения для начинающих в той сфере, в которой хотели бы улучшить результат, попробуйте их. Зафиксируйте, какие из них даются вам с трудом.
Обсудите этот вопрос со специалистом, желательно с тем, который умеет учить людей. Попросите его помочь определить направления, которые вам нужно проработать.
Не начинайте с легкой задачи, возьмите трудную задачу и убирайте сложные моменты один за другим, пока задача не станет легче.
Как это работает на практике? Давайте возьмем в качестве иллюстрации обучение писательским навыкам.
Научиться писать нелегко. Основные составляющие трудности:
Если вы все это читаете, вы можете писать. Может вы не сможете написать роман, но вполне сможете составить твит. Чтобы написать целое произведение, нужно всего лишь проделать серию дополнительных шагов в направлении к цели.
Как конкретно идти к такой цели? План может быть таким:
Что может стать отправной точкой? Попробуйте такие упражнения:
Это пример применения метода. Как видим, его можно применять в самых разных задачах, которые появляются в нашей жизни.