Антикризисный план действий – разрабатываемый компанией внутренний документ, цель разработки которого – зафиксировать, что руководство компании учитывало сложное финансовое положение и предпринимало все необходимые меры для его улучшения.
Антикризисное планирование – это планирование всех возможных мер по улучшению сложного положения.
В антикризисный план действий обычно включают три раздела.
1. Оценка текущего финансового состояния, перечень трудностей и их причин.
Обычно указывают внешние причины: изменение валютного курса, налоговые изменения, санкции, ограничение поставок и подобное. Важно показать, насколько каждая причина повлияла на деятельность компании.
Можно показать планирование финансовых показателей, ожидаемый денежный поток, фактические данные, полученные под воздействием внешних негативных факторов.
В этом разделе также описывают текущую ситуацию компании – платежеспособность, анализ отрасли и рынка. Важным будет расчет стоимости и чистых активов (из размера рыночной стоимости вычитают задолженность перед кредиторами).
2. План действий по выходу из сложившейся кризисной ситуации
Среди действий могут быть:
3. Ожидаемый результат реализации плана.
План действий требует изменения финансовой модели компании, позволяющей выполнить свои обязательства и улучшить свое финансовое состояние.
Планирование антикризисных мер проводится на небольшой срок – от шести до девяти месяцев. Моделирование должно подтверждать, что за этот период могут произойти позитивные изменения.
Иногда план составляется на срок до 1,5 – 2 года. План периодически необходимо актуализировать. Обычно с периодичностью раз в месяц.
Часто для составления и корректировки антикризисного плана проводят стратегические сессии. Для проверки реалистичности и достоверности составленного плана часто заказывают услуги внешнего консультанта, привлекают внешних экспертов.