Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Перфекционистам тяжелее всего смириться с какими-либо переменами и неизвестностью. А вдруг что-то не получится, вдруг, что-то не будет учтено? В любом случае будет некомфортно. В такие моменты кажется самым комфортным избежать возможного провала путем выбора стратегии не делать ничего вообще. Мудро ли это? Стоит ли опасаться, что что-нибудь пойдет не так? Что делать, если при упоминании о переменах мы ощущаем дискомфорт, перерастающий в панику?
В списке фобий есть такое отклонение – неофобия – боязнь перемен или неумение приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но новые обстоятельства ждут нас повсюду, современный мир требует быстрой адаптации. Боязнь перемен в таком мире можно приравнивать к страху самой жизни, поэтому будем разбираться, как научиться жить в меняющихся условиях и как реализовать себя в меняющемся мире.
Никому не нравится находиться в тревожном состоянии. Каковы его причины? Тревога появляется из-за негативного опыта или при нежелании что-либо менять. Опасно ли это и серьезно ли? Опасной тревога по поводу перемен становится, если из-за боязни мы склонны отказывать себе в логичных и естественных процессах: холостяк боится жениться, женщина – принять решение о рождении ребенка, сотрудник отказывается поехать в важную для карьеры командировку. То есть, если человек вредит сам себе из-за неоправданного страха и психологического ступора.
Если в компании есть человек с подобным страхом, для коллектива это дополнительные ограничения, о которых сотрудники могут и не знать. Люди, неспособные справляться с подобными тревогами, со стороны кажутся спокойными и благополучными. Однако страх не дает им жить полноценно, а в некоторых случаях они даже способны проявить агрессию. Некоторые боятся новых технологий, некоторые будущих событий или даже новых знаний.
Совершенно неожиданно такой человек может проявить панику, отказываясь от выездного тренинга, от выполнения работы новым образом или даже при получении повышения и предложении перейти на новую должность.
Такой сотрудник физически страдает. У него могут быть симптомы:
Чаще всего подобное случается именно у взрослых. Склонность к таким страхам усиливается с возрастом, тогда как у детей подобное бывает крайне редко. А ведь кажется, что все наоборот.
Специалисты ищут корни в детстве и в жизненном опыте, который не всегда позитивен. Если человек лишился высокой должности, перенес несправедливость по отношению к себе, пережил разочарование – это может привести к страху любых перемен.
Чтобы избавиться от страха перемен, психологи советуют:
Начав путь по предложенному плану, можно навсегда забыть, что еще вчера мы боялись что-то изменить. Отлично дополняют этот план и могут служить профилактикой любого страха игры на сплочение коллектива в необычной обстановке.
Помните и учитывайте при мероприятиях по развитию персонала: успешность – самый суровый враг неофобии.
Важно также помнить, что для достижения цели нужно не только не бояться, но много и упорно работать.
Следующее, что увидит человек после того, как справится со страхом перемен, будет открытый путь к собственному развитию.
Это стоит того, чтобы разобраться, что чаще всего приводит к боязни перемен. Знания помогут в борьбе с нежелательными явлениями.
Чего боятся люди на работе?
Чаще всего людям страшно, что изменения не принесут ничего положительного: будет только хуже. Они связывают перемены с возможной утратой привычного комфорта, потерей ощущения безопасности. Людей всегда пугала неопределенность, непредсказуемость и нестабильность.
По этой причине сотрудники часто «в штыки» принимают любое новшество и не желают испытывать свежие чувства. Многие движимы стереотипами, что личность уже сформирована, развивать и преобразовывать ее не нужно.
Присмотримся к страхам еще ближе.
В случае возможных профессиональных изменений, людям страшно следующее:
Трансформацию компании можно планировать даже в постоянно меняющимся мире. Чтобы минимизировать неожиданные повороты, можно определять факторы готовности. И наконец, этим процессом можно управлять.
При смене коллектива и круга общения наступают и личные изменения, которых человек тоже может бояться. Среди страхов, связанных с личными изменениями:
Самое неприятное, что страх не позволяет осознать реальную ситуацию: он парализует, притупляет восприятие реальности, а это недопустимо в профессиональной жизни.
Бизнес не оставляет права на страх – меняться необходимо постоянно. В нынешней ситуации почти каждую задачу нужно «сделать на вчера».
Чтобы развиваться в личном и профессиональном плане, нужно избавляться от страха перемен.
Одной из самых важных профессиональных компетенций сегодня является адаптивность. Это способность справляться с изменениями и непредвиденными обстоятельствами.
Адаптивность – это:
Борьба со страхом перемен – это развитие адаптивности. В корпоративной жизни адаптивности достигают многими путями:
Понимая, насколько страх перемен обедняет нашу жизнь, можно прийти к решению справиться со своими тревогами самостоятельно. Это возможно. Предлагаем алгоритм действий.
1. Осознание. Примите информацию. Осознайте, что испытываете волнение. Ваша задача его ослабить.
2. Сбор информации. Узнайте о своем страхе максимально много. Он должен стать для вас понятным и хорошо знакомым.
3. План. Наметьте план действий. В него нужно включать конструкции типа «Если…, то я…». Продумайте детальнейшим образом, как вы будете действовать в каждой из ситуаций, в которых обычно возникает тревога. Продумывание четкого плана делает нас уверенными и позволяет взять ситуацию под контроль.
4. Фокус на позитив. Найдите позитивные моменты в происходящем и относитесь ко всему, как к захватывающему приключению. Относитесь к своей операции по борьбе со страхом как к игре. В конце концов, стабильность – это утопия. Ее просто не существует. Вся наша жизнь – это перемены.
5. Поощрение. Найдите что-то позитивное лично для себя. Наметьте что-то привлекательное после того, как справитесь с задачей.
6. Поддержка. Откройтесь, поделитесь своей проблемой и планом решения с другими. Вас поддержат. Сами мы способны излишне драматизировать ситуацию. Забота же других людей выводит нас из тупиковой нересурсности. Вспомните тех, кто в трудные времена способен поддержать и обратитесь к ним.
7. Время. Реализация плана займет время. Дайте его себе. Не будьте к себе слишком требовательны. Поддержите сами себя, передвигайтесь к цели, используя принцип маленьких шагов.
8. Прошлый опыт. Вспомните, как в прошлом смогли справиться с подобными задачами. Это вас поддержит.
Вспомните, сколько лампочек создал Эдисон, прежде чем получить свой первый рабочий экземпляр. У каждого известного бизнесмена есть свой персональный список провалов. Собственно, провал и является единственным путем к успеху. Есть даже такое понятие как «Провал вперед».
Всем, кто боится потерь, стоит осознать, что любой прыжок вперед предполагает те или иные потери. Ведь прошлое остается позади, впереди новое. Если держаться за привычное, за окном никогда не откроется новая картина. Главное, чтобы в этой новой реальности вы остались собой. Беречь нужно не привычную рутину, а собственные принципы и ценности. В страхе разочаровать чьи-то ожидания мы рискуем потерять себя.
Существует два врага перемен – это сомнения в собственных силах и чувство вины. Справьтесь с ними – и можете рассчитывать на успех. Как только мы начинаем верить в то, что мы недостаточно умны, квалифицированы и хороши, мы парализуем самих себя.
Прикрываться другими людьми, ради которых мы живем, тоже не стоит. То, что мы ставим свои потребности выше чужих, не должно нас останавливать и развивать в нас чувство вины. Этот путь никогда не приведет к победе и от него не выиграет никто. Иногда мы сами загоняем себя в положение виноватого, когда произносим фразы «Я вынужден», «Я должен». Лучше замените их на «Мне следует», «Я хотел бы», «Я выбираю».
В любом случае другого пути нет. Всем хотелось бы иметь устоявшуюся жизнь раз и навсегда, однако сама жизнь меняется и нам нужно поспевать за ней. Наша собственная тревога раздувает ситуацию до ужасающих размеров. На самом деле нужно просто делать шаг за шагом.
Вспомните слова Стива Джобса: «Сделай шаг, и дорога появится сама собой».