Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Миссия компании – что это, для чего она нужна и для чего компании нужны ценности? Как все это создается и как доносится всем заинтересованным – разбираемся.
Об этом много говорят, но давайте разберемся, что такое миссия компании и как конкретно ее создавать. Тут все предельно просто: миссия – смысл существования компании.
Миссия компании всегда индивидуальна. Ее нельзя «списать», скопировать, сделать по аналогии. Это не работает.
Как выглядит миссия? Приведем примеры миссий известных компаний.
Как они создавались, по какому принципу? Как создать свою? Сначала нужно определиться со структурой вашей миссии.
Миссия компании должна содержать в себе четыре аспекта:
Рыночный должен отобразить информацию о продукте и целях компании на ранке. Социальный – дать информацию о философии и культуре компании. Частный – сообщить о стремлениях компании в материальном плане. Качественный – о целях компании по изменению качества жизни общества и человечества.
Однако не всегда это простая задача, поэтому даже некоторые знаменитые компании, как видим, сосредотачиваются только на одном аспекте – качественном. Можете еще раз пересмотреть миссии компаний и убедиться, что такие компании как KFC, Nike и многие другие включили в свои миссии только этот аспект.
Такой подход позволяет получить короткую и понятную миссию, которая проще всего будет понята потребителями. Но выбор за вами – полная миссия, включающая все аспекты, или краткая, из нескольких или только одного. А лучше – два варианта, ниже об этом подробнее. Качественный аспект из миссии исключать не стоит, он самый важный и он есть у каждой команды, главное, определить его.
Чтобы найти самое главное, что будет отображено в миссии, нужно ответить на ряд вопросов:
Если вы решили включить в миссию все аспекты и выполнить ее в расширенном варианте, ответьте еще и на эти вопросы:
Как правильно отвечать на все эти вопросы? На каждый вопрос сначала найдите ответ, после этого задайте углубляющие вопросы: Почему именно так? Зачем? Когда? Каким способом?
После того как в ваших руках окажутся ответы на все вопросы, их нужно обработать и сократить до одного, или максимум трех-пяти предложений. То есть нужно найти самое главное, глубинное и принципиально отличающее вас от других.
Основная задача – сократить полученную информацию до одной мысли. Миссия компании должна быть максимально короткой и ясной.
Отсекайте банальные и повторяющиеся фразы, оставляйте самое важное. Помните, что сознание будет пытаться сообщить как можно больше информации, это нормально. Но в несколько подходов вам удастся отсечь менее значимое. Чаще всего это удается именно в несколько этапов. Если у вас будут сомнения по поводу того, как лучше, сделайте сразу несколько версий. После каждого этапа может получиться отдельная версия – в некоторых случаях улучшенная, в некоторых – альтернативная.
После того как муки творчества закончены и вам понравилось то, что получилось, миссию компании нужно проверить. Вашу идею должны понимать не только вы, но и другие люди.
Помните, что миссия создается для ваших клиентов и сотрудников, значит им и оценивать.
Сначала проверьте полученную миссию сами по ряду критериев, после этого по тем же критериям пусть ее оценят клиенты и сотрудники.
Критерии:
Если вы честно согласитесь, что ваша миссия отвечает этим критериям, можно протестировать ее на тех, кто не участвовал в ее разработке.
Можно задать им вопросы, какой из вариантов самый запоминаемый, правдивый, какой больше всего соответствует реальности, понятны ли преимущества и уникальность компании, как компания проявляет заботу о клиенте. Можно другими способами оценить реакцию людей на миссию и предложить им выбрать самый удачный вариант.
Обычно каждый владелец компании через 3 года существования осознает необходимость миссии, которая бы могла донести до сотрудников и потребителей ценность компании и ее отличие от конкурентов. Мы знаем, что цель компании – прибыль, но именно миссия объясняет, каким образом компания достигает своей цели. Если компания удерживается на рынке, появляется потребность транслировать в мир ее особенности и отличия от других.
Первую миссию составил японец Коносуке Мацусита, основатель бренда Panasonic. Тогда, в 1930-х его миссия промышленного предприятия шокировала весь мир. Он считал, что миссия промышленного предприятия должна заключаться в преодолении бедности, в избавлении общества от страданий и в том, чтобы люди стали богатыми.
В своей книге «Миссия бизнеса» он выражает уверенность в том, что менеджеры не меньше, чем политики, могут формировать свое видение общества и мира и работать над реализацией своей модели, а не довольствоваться только анализом готовых данных.
Нужно пытаться заглянуть в будущее и делиться своим видением с сотрудниками. Важно сохранять открытость мышления, аккуратно оценивать происходящее, помня о том, что бизнес тоже несет ответственность за формирование новой эпохи.
Именно в миссии озвучивается видение конкретной компанией образа будущего и направление ее движения.
Эксперты считают, что миссия нужна прежде всего компаниям, которые уже вышли на стабильные продажи. Поначалу компании думают о выживании и становлении, им важно закрепиться на рынке, хотя бывает и иначе – сама компания создается, чтобы привнести в мир свою идею.
Миссия – это то, что собирает всех участников под одним флагом, это ответ на вопрос, почему они служат именно этой компании, почему выбирают именно ее.
Миссия должна быть запоминающейся, простой и короткой, но желательно, чтобы был и более полные ее вариант. Короткий вариант – для потребителей, он формирует образ компании в обществе. Более полный вариант используется для сотрудников и служит для мотивации и вдохновения. Он должен быть правдивым: сотрудники должны верить в свою миссию. Именно эта вера способна помогать им лучше работать, осознавая смысл своего труда.
Задавая себе вопросы «Зачем я хожу каждый день на работу?», «Чем я занимаюсь на работе каждый день?», «Как я определяю, что работаю не зря?» или «В чем смысл моей работы?», сотрудник найдет ответы в миссии компании.
Кажется, миссия – то же самое, что слоган? Короткая емкая мотивирующая фраза, отличающая компанию от конкурентов.
Слоган действительно может быть очень похож на миссию. Но слоган отвечает на вопрос потребителя «Как я с этой компанией стану лучше (или чего достигну, что получу)?», а миссия на вопрос «Какой смысл существования этой компании, зачем она?»
Например, слоган: «Экономь деньги, живи лучше!», миссия «Мы экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше».
Миссия может меняться – совершенствоваться, улучшаться. Меняется мир, меняетесь вы. Иногда владелец компании понимает, что миссии пора «повзрослеть». У некоторых компаний в миссии прослеживается польза для клиента, который воспользуется услугами компании, а в некоторых – как клиент должен быть счастлив от того, что пользуется услугами такой крутой компании. Что лучше – делайте выводы сами. Со временем акценты могут смещаться.
Закончить этот материал хочется красивыми глубокими словами. Можно поменять миссию, но нельзя предавать идею.