Блог
13.12.20

Как сформулировать миссию компании

Как сформулировать миссию компании? Для многих это слишком сложный вопрос, для некоторых – обычная формальность. Но если следовать четкому плану, то процесс не будет сложным, а если учесть важные принципы создания миссии компании – то процесс станет осознанным и увлекательным, а компания – эффективнее. Вы узнаете много нового о собственной компании и команде, а ваша работа приобретет новый смысл.

Научимся разбираться в структуре миссии, составлять миссию, дорабатывать и проверять ее, а также разберемся, чем миссия компании отличается от слогана.
Как сформулировать миссию компании | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Как сформулировать миссию компании | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Миссия компании – что это, для чего она нужна и для чего компании нужны ценности? Как все это создается и как доносится всем заинтересованным – разбираемся.

Что такое Миссия компании

Об этом много говорят, но давайте разберемся, что такое миссия компании и как конкретно ее создавать. Тут все предельно просто: миссия – смысл существования компании.

Миссия компании всегда индивидуальна. Ее нельзя «списать», скопировать, сделать по аналогии. Это не работает.

Как выглядит миссия? Приведем примеры миссий известных компаний.

  • Миссия компании Дикси: Удовлетворять ежедневные потребности большинства жителей России с лучшим соотношением цены и качества – Просто, Рядом, По-соседски.
  • Миссия компании РОСПЕЧАТЬ: Быть связующим звеном между издателями и читателями.
  • Миссия компании АШАН: Предлагать все большему количеству покупателей более широкий ассортимент качественных товаров по низким ценам.
  • Миссия компании Alibaba: Убрать все барьеры между покупателем и продавцом.
  • Миссия компании Amazon: Быть «самой заботящейся о клиенте компанией на Земле».
  • Миссия компании Ebay: Предоставить глобальную торговую площадку, где кто угодно может продать или купить практически что угодно.
  • Миссия компании IKEA: Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей.
  • Миссия компании Zappos: Обеспечивать для клиентов самый лучший сервис, который только возможен.
  • Миссия компании Билайн: Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве.
  • Миссия компании Яндекс: Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.
  • Миссия компании BBC: Благодаря BBC народ будет говорить с народом языком мира.
  • Миссия компании Dropbox: Мы создаем легкие в использовании продукты, основанные на доверии. Когда люди хранят свои файлы в Dropbox, они могут быть уверены в их безопасности.
  • Миссия компании Facebook: Дать людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым.
  • Миссия компании Google: Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной.
  • Миссия компании Intel: Создавать и улучшать компьютерные технологии для соединения и улучшения жизни каждого человека на Земле.
  • Миссия Pinterest: Помочь вам заниматься любимым делом.
  • Миссия Skype: Стать платформой для общения людей в реальном времени.
  • Миссия Twitter: Дать каждому возможность обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров.
  • Миссия YouTube: Предоставлять быстрый и простой видео доступ и возможность часто делиться видео.
  • Миссия компании Danone: Обеспечить как можно большее количество людей здоровыми продуктами питания.
  • Миссия компании Nestle: Мы верим, что исследования и разработки помогут сделать продукты питания лучше, тем самым улучшить жизнь людей.
  • Миссия компании Nike: Доносить вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире.
  • Миссия Автодель: Создание комфортных условий для потребителей на автомобильном рынке.
  • Миссия Domino’s Pizza: Быстрая доставка горячей пиццы не более чем через 30 минут после принятия заказа.
  • Миссия компании KFC: Привносить радость в жизнь.
  • Миссия компании McDonald’s: Быть любимым местом наших клиентов для того чтобы поесть или попить. А формула для достижения этой цели – «Макдоналдс»: ККЧ и Д, что означает Качество, Культура обслуживания, Чистота и Доступность.
  • Миссия Uber: Обеспечить транспорт повсюду и для каждого.
  • Миссия Диснейленд: Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе.
  • Миссия компании BMW: BMW Group является ведущим поставщиком в мире премиальных продуктов и премиальных услуг для индивидуальной мобильности.
  • Миссия Visa: Visa дает возможность клиентам обменивать ценности и активы на акции, не выходя из дома, покупать практически что угодно и где угодно.

Как они создавались, по какому принципу? Как создать свою? Сначала нужно определиться со структурой вашей миссии.

Структура миссии

Миссия компании должна содержать в себе четыре аспекта:

  • Рыночный.
  • Социальный.
  • Частный.
  • Качественный.

Рыночный должен отобразить информацию о продукте и целях компании на ранке. Социальный – дать информацию о философии и культуре компании. Частный – сообщить о стремлениях компании в материальном плане. Качественный – о целях компании по изменению качества жизни общества и человечества.

Однако не всегда это простая задача, поэтому даже некоторые знаменитые компании, как видим, сосредотачиваются только на одном аспекте – качественном. Можете еще раз пересмотреть миссии компаний и убедиться, что такие компании как KFC, Nike и многие другие включили в свои миссии только этот аспект.

Такой подход позволяет получить короткую и понятную миссию, которая проще всего будет понята потребителями. Но выбор за вами – полная миссия, включающая все аспекты, или краткая, из нескольких или только одного. А лучше – два варианта, ниже об этом подробнее. Качественный аспект из миссии исключать не стоит, он самый важный и он есть у каждой команды, главное, определить его.

Основа миссии

Чтобы найти самое главное, что будет отображено в миссии, нужно ответить на ряд вопросов:

  1. Чем занимается наша компания?
  2. Ради чего она это делает?
  3. Кто наши клиенты?
  4. Какие их главные потребности мы закрываем?
  5. Что способно обеспечить успех компании через десять лет?
  6. Каким путем мы сможем достичь этого успеха?
  7. Чем мы полезны обществу и миру?

Если вы решили включить в миссию все аспекты и выполнить ее в расширенном варианте, ответьте еще и на эти вопросы:

  1. Какова цель функционирования нашей организации?
  2. Какова наша область деятельности?
  3. В чем философия нашей компании?
  4. Какими методами мы достигаем наших целей?
  5. Какими методами мы взаимодействуем с обществом?
  6. Что мы хотим показать своим существованием?
  7. Каким способом мы сможем этого достичь?
  8. К какому именно результату мы стремимся?

Как правильно отвечать на все эти вопросы? На каждый вопрос сначала найдите ответ, после этого задайте углубляющие вопросы: Почему именно так? Зачем? Когда? Каким способом?

Обработка информации

После того как в ваших руках окажутся ответы на все вопросы, их нужно обработать и сократить до одного, или максимум трех-пяти предложений. То есть нужно найти самое главное, глубинное и принципиально отличающее вас от других.

Основная задача – сократить полученную информацию до одной мысли. Миссия компании должна быть максимально короткой и ясной.

Отсекайте банальные и повторяющиеся фразы, оставляйте самое важное. Помните, что сознание будет пытаться сообщить как можно больше информации, это нормально. Но в несколько подходов вам удастся отсечь менее значимое. Чаще всего это удается именно в несколько этапов. Если у вас будут сомнения по поводу того, как лучше, сделайте сразу несколько версий. После каждого этапа может получиться отдельная версия – в некоторых случаях улучшенная, в некоторых – альтернативная.

Проверка миссии

После того как муки творчества закончены и вам понравилось то, что получилось, миссию компании нужно проверить. Вашу идею должны понимать не только вы, но и другие люди.

Помните, что миссия создается для ваших клиентов и сотрудников, значит им и оценивать.

Сначала проверьте полученную миссию сами по ряду критериев, после этого по тем же критериям пусть ее оценят клиенты и сотрудники.

Критерии:

  • Удовлетворенность покупателя. Клиент должен услышать в вашей миссии, как вы проявляете заботу о нем, как именно ваша компания будет способствовать улучшению его жизни.
     
  • Уникальность. Вы не должны быть чьей-то точной копией, нужно отличаться от конкурентов. В миссии должно просматриваться ваше уникальное торговое предложение.
     
  • Преимущества компании и ее ценности. В миссии должны быть понятны ваши преимущества и ценности, которые вы транслируете в мир.
     
  • Правдивость. Озвучьте в своей миссии правду. Например, если делаете самые дешевые товары, то так и скажите, но не обещайте самые лучшие. 
     
  • Прозрачность. Донесение миссии должно быть правдивым, легким и четким. Использовать нужно самые простые слова с понятным смыслом.
     
  • Запоминаемость. Миссия должна запоминаться, поэтому должна быть легкой и короткой.

Если вы честно согласитесь, что ваша миссия отвечает этим критериям, можно протестировать ее на тех, кто не участвовал в ее разработке.

Можно задать им вопросы, какой из вариантов самый запоминаемый, правдивый, какой больше всего соответствует реальности, понятны ли преимущества и уникальность компании, как компания проявляет заботу о клиенте. Можно другими способами оценить реакцию людей на миссию и предложить им выбрать самый удачный вариант.

Немного истории и теории

Обычно каждый владелец компании через 3 года существования осознает необходимость миссии, которая бы могла донести до сотрудников и потребителей ценность компании и ее отличие от конкурентов. Мы знаем, что цель компании – прибыль, но именно миссия объясняет, каким образом компания достигает своей цели. Если компания удерживается на рынке, появляется потребность транслировать в мир ее особенности и отличия от других. 

Первую миссию составил японец Коносуке Мацусита, основатель бренда Panasonic. Тогда, в 1930-х его миссия промышленного предприятия шокировала весь мир. Он считал, что миссия промышленного предприятия должна заключаться в преодолении бедности, в избавлении общества от страданий и в том, чтобы люди стали богатыми.

В своей книге «Миссия бизнеса» он выражает уверенность в том, что менеджеры не меньше, чем политики, могут формировать свое видение общества и мира и работать над реализацией своей модели, а не довольствоваться только анализом готовых данных.

Нужно пытаться заглянуть в будущее и делиться своим видением с сотрудниками. Важно сохранять открытость мышления, аккуратно оценивать происходящее, помня о том, что бизнес тоже несет ответственность за формирование новой эпохи.

Именно в миссии озвучивается видение конкретной компанией образа будущего и направление ее движения.

Эксперты считают, что миссия нужна прежде всего компаниям, которые уже вышли на стабильные продажи. Поначалу компании думают о выживании и становлении, им важно закрепиться на рынке, хотя бывает и иначе – сама компания создается, чтобы привнести в мир свою идею.

Миссия – это то, что собирает всех участников под одним флагом, это ответ на вопрос, почему они служат именно этой компании, почему выбирают именно ее.

Короткая и длинная миссия

Миссия должна быть запоминающейся, простой и короткой, но желательно, чтобы был и более полные ее вариант. Короткий вариант – для потребителей, он формирует образ компании в обществе. Более полный вариант используется для сотрудников и служит для мотивации и вдохновения. Он должен быть правдивым: сотрудники должны верить в свою миссию. Именно эта вера способна помогать им лучше работать, осознавая смысл своего труда.

Задавая себе вопросы «Зачем я хожу каждый день на работу?», «Чем я занимаюсь на работе каждый день?», «Как я определяю, что работаю не зря?» или «В чем смысл моей работы?», сотрудник найдет ответы в миссии компании.

Не путайте миссию со слоганом

Кажется, миссия – то же самое, что слоган? Короткая емкая мотивирующая фраза, отличающая компанию от конкурентов. 

Слоган действительно может быть очень похож на миссию. Но слоган отвечает на вопрос потребителя «Как я с этой компанией стану лучше (или чего достигну, что получу)?», а миссия на вопрос «Какой смысл существования этой компании, зачем она?»

Например, слоган: «Экономь деньги, живи лучше!», миссия «Мы экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше».

Можно ли менять миссию?

Миссия может меняться – совершенствоваться, улучшаться. Меняется мир, меняетесь вы. Иногда владелец компании понимает, что миссии пора «повзрослеть». У некоторых компаний в миссии прослеживается польза для клиента, который воспользуется услугами компании, а в некоторых – как клиент должен быть счастлив от того, что пользуется услугами такой крутой компании. Что лучше – делайте выводы сами. Со временем акценты могут смещаться. 

Закончить этот материал хочется красивыми глубокими словами. Можно поменять миссию, но нельзя предавать идею.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных