Автор книги дает ответы на вопросы, волнующие каждую компанию, которая обучает и развивает своих сотрудников: как увеличить эффективность корпоративного обучения, с какими проблемами сталкиваются крупные компании и как каждую проблему решать, с какими сложностями можно столкнуться, организуя онлайн-тренинги и переводя очные курсы в онлайн, сможет ли онлайн быть таким же эффективным, как очное обучение, какие инструменты самые эффективные и экономные при организации онлайн-обучения.
Отвечая на эти вопросы, автор шокирует заявлением, что очное обучение больше не сможет быть более эффективным, чем онлайн, и интригует обещанием рецепта увеличения эффективности обучения в 8 раз при снижении стоимости в 6 раз. Раскроем интригу.
Несмотря на кризис, необходимо повышать эффективность корпоративного обучения. В каких условиях это приходится делать?
В условиях, где в компаниях все еще не понимают, что при нулевых затратах обеспечить сотрудников качественным обучением вряд ли получится.
В условиях, где компании располагают своими библиотеками обучающих видеоматериалов, а до конца каждого материала доходит только 8% сотрудников.
И, наконец, в условиях, где бюджеты на обучение сокращаются, а очный формат не только недоступен по цене, но и невозможен в силу внешних обстоятельств.
Если существующая видеобиблиотека неэффективна, а бюджеты сокращаются, то есть ли шансы сделать онлайн-обучение эффективнее при существующих условиях?
Онлайн обучение может быть намного эффективнее, чем кажется. Для этого нужно больше знать о нем. Уже сейчас известно следующее:
Считается, что очные тренинги дороже, чем онлайн-тренинги, однако очные тренинги могут быть разными по эффективности. Наиболее эффективны те, которые сопровождаются личными консультациями и дают мощную практику и внедрение, выдерживая перерывы между теорией. Если то же самое учесть в онлайне, можно добиться не меньшей эффективности. Зная, что делает обучение эффективным, становится понятным, почему видеобиблиотека не востребована и дает мало эффекта.
Однако переход в онлайн не так прост, как может показаться. Некоторые компании ограничены по доступу к различным платформам, к примеру, банки не могут использовать большинство мессенджеров и платформ, на которых можно было бы организовать обучение, а внешний тренер, которого банк мог бы нанять вместо содержания внутреннего в целях экономии, не сможет общаться со студентами, потому что внешнее общение закрыто требованиями безопасности. Далеко не все преподаватели готовы переходить в онлайн, и далеко не все студенты готовы этот формат воспринимать. К тому же сам перевод в онлайн требует сложного подхода и трудозатрат, а поначалу еще и затрат на эксперименты и ошибки.
Есть серьезная преграда для повышения эффективности онлайн-обучения – неверие в то, что онлайн может быть эффективнее, чем офлайн, соответственно, неготовность платить за него больше, несмотря на то, что онлайн можно обучить намного больше сотрудников одновременно и за более короткий срок. Недоверие связано с тем, что классическое онлайн-обучение менее эффективно, чем классическое очное обучение.
Онлайн-тренинги могут быть намного эффективнее, если использовать инструменты, привычные пользователям в обычной жизни, и механики геймификации.
Такой подход, выполненный грамотно, позволяет сделать онлайн-тренинги эффективнее, чем очные, снизить затраты на корпоративное обучение в 6 раз и повысить эффективность обучения в целых 8 раз!
Чтобы достичь таких результатов, важно учесть эти три основные составляющие: контент, условия и аудитория.
Контент – это само содержание, способ его донесения и способности спикера.
Условия – это формат, платформа и координация.
На условия проведения онлайн-тренинга влияют:
Аудитория – это настрой, вовлечение и потребность в обучении.
Аудитории нужно:
Эффект даст только выполнение одновременно всех условий. Если раньше считали, что самое важное контент, то сейчас начали понимать: эмоции и впечатления намного важнее слов и мыслей.
Онлайн-форматы стоит оценивать в зависимости от их цели: для изучения теории, для отработки навыков, для обратной связи.
В онлайн-формате можно изучать теоретический материал самостоятельно, однако такая деятельность будет эффективной, если преподаватель поставит задание изучить теорию, чтобы использовать ее на онлайн-тренинге, или чтобы применить знания в групповом эксперименте. Студенты должны быть мотивированы, именно от этого зависит популярность формата, а не от его технических особенностей или даже качества теоретического материала. Основные форматы для изучения теории:
Мы в ManGO! Games используем для изучения теории электронные курсы и видеоуроки, которые можно изучать самостоятельно перед синхронным онлайн-тренингом. Теорию можно осваивать индивидуально, тогда как на онлайн-тренинге должен быть задействован каждый, он почти полностью состоит из практики.
Онлайн-инструменты для практики:
Не все считают эти инструменты серьезными и многие недооценивают, однако они обеспечивают вовлечение и больше многих других повышают качество онлайн-обучения.
Это:
Среди онлайн-форматов нашлись такие, которые оказались эффективнее очных занятий. Это онлайн-марафоны и интенсивные онлайн-тренинги. Эти форматы переходят из частных школ в корпоративный формат, поскольку уже доказали свою эффективность и позволяют сократить бюджет.
Проведение онлайн-марафонов показало, что участники успевают в онлайне пройти практики в 8 раз больше, чем при очном обучении. Участники намного интенсивнее выполняли практические задания в онлайне, поскольку получали постоянную обратную связь от тренера и своих руководителей.
Онлайн-марафон, в котором 80% практики и 20% теории, позволяет отработать практический навык в течение от недели до 4-х недель. Каждый рабочий день участник получает задание, не выполняя которое – «вылетает». Основной акцент – отработка практики, на теорию время почти не тратится.
Онлайн-тренинг предлагает поровну теории и практики, построен по принципу микрообучения, проводится в течение одной – максимум двух недель.
Оба формата не требуют отрыва от работы. Это позволяет сократить расходы на обучение в 6 раз.
Примеры онлайн-марафонов можно найти в нашем портфолио: кейс по обучению управлению проектному мышлению, обучение тренерского состава компании по переводу очных тренингов в онлайн-формат и другие.
При создании контента для онлайн-марафонов руководствуйтесь этими правилами.
Теория и практика не должны отвлекать от работы. Не перегружайте участников практическими заданиями каждый день, важно, чтобы они успевали выполнять свои основные обязанности.
Высокий процент доходимости зависит от качественной коммуникации. Высокий – это если более 80% участников доходят до финиша. Для этого важны четкие оповещения, постоянная поддержка, напоминания, мотивирование и подбадривание.
Разнообразие форматов донесения информации оживляет обучение. Используйте видеоуроки, дополняйте их конспектами, пробуйте и аудиосообщения до 60 секунд – это мотивирует.
Если можно выполнить задание без теории, откажитесь от нее. Чтобы обучение было без отрыва от работы, каждый теоретический блок должен быть не более 10 минут. Обычно видеоурок занимает 2-3 минуты, в редких случаях до 5 минут.
Делите информацию на обязательную и необязательную. Можно предложить дополнительные материалы, но указать, что они необязательны для просмотра. Если у участника мало времени, он изучит только то, что необходимо для выполнения задания. Чаще всего участникам становится интересно и они находят время, чтобы освоить и дополнительную информацию.