Блог
16.04.21

Как возникает потребность в принятии решений

Мы постоянно принимаем решения. Мы принимаем огромное количество решений ежедневно и ежечасно. От того, как мы это делаем, зависит то, как проходит наша жизнь и куда мы движемся. Умению принимать решения можно научиться. Поговорим о том, как у нас возникает потребность принимать решения с точки зрения работы мозга и как научиться принимать решения и как в этом помогают деловые игры.
Как возникает потребность в принятии решений | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Как возникает потребность в принятии решений | ManGO! Games – деловые игры, тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

По какому алгоритму и руководствуясь какими принципами принимать решения – предмет пристального интереса самых разных специалистов, среди которых психологи, экономисты, философы, педагоги. Это потому, что от принятия решений зависит дальнейший ход событий. Что может быть важнее?

Раз был интерес, появились и теории принятия решений. Их немало, но большинство плохо подтвердились на практике, а универсальной, простой и понятной все еще нет. А люди продолжают принимать странные решения, часто демонстрируя такое поведение, будто они не самые разумные и тем более не самые рациональные существа в природе.

Многое объясняют открытия нейропсихологии.

Нейропсихология и механизмы принятия решений

Нейропсихологи объяснили, что «нерациональные» по нашим оценкам решения очень даже рациональны с точки зрения функционирования человеческого мозга. В этом материале вы получите ответ на вопрос, почему организм, поступая нерационально, действует во имя спасения.

Ошибки в оценке принятых решений связано как правило с денежными оценками результатов поведения человека. Но реакции человека далеко не всегда связаны с материальной выгодой.

Знаем ли мы, как возникает потребность в принятии решений? Известно ли нам, кто выступает субъектом принятия решения, как именно происходит выбор поведения при принятии решений, как при этом используется доступная информация и откуда она поступает? Как однозначно ответить на вопрос, почему в ходе деловой игры человек способен принимать сложные решения, которые часто не решается принять в своей обычной жизни на протяжении долгих лет? Все это объясняется особенностью деятельности нашего мозга. Рассмотрим, как это происходит с этой точки зрения.

Мозгу нужна мотивация

Любой живой организм, независимо от сложности, способен существовать только в подходящих для него условиях. Если рассматривать эти условия математически, то получим совокупность всех значимых внешних и внутренних факторов, начиная от температуры воздуха и заканчивая уровнем толерантности тех, кто рядом. Любая текущая ситуация – одна из точек в пространстве экзистентности. Это одна из множества ситуаций с приемлемым для человека сочетанием значений различных параметров.

Если мы говорим о температуре воды, подходящей для выживания, то важна и влажность воздуха, если говорим о толерантности к компании, то она в свою очередь зависит от зарплаты. Все взаимосвязано и именно приемлемое сочетание позволяет чему-то выживать, чему-то быть возможным, чему-то состояться. Если не создать достаточных условий, что-то может не выжить, не случиться, не произойти.

Покуда текущая ситуация для человека находится в пределах пространства экзистентности – он существует. Ситуация постоянно меняется, причем не только извне, но и изнутри. Иногда ситуация приближается к опасной черте. Человек может почувствовать угрозу и когда температура становится слишком высокой или низкой, и когда не хватает денег до зарплаты.

Благодаря чему выживает организм? Благодаря своей способности адекватно реагировать на приближение к опасной черте, к угрозе. Эта реакция заключается в изменении своих внутренних процессов или в изменении своего взаимодействия с внешней средой таким образом, чтобы не погибнуть.

Пока ситуация к опасной черте не приближается, живучесть организма обеспечивается способностью приспосабливаться к колебаниям внутри состояний, не превышающих критические значения. Некоторые колебания мы не замечаем, некоторые умеем выдерживать, несмотря на небольшой дискомфорт.

Сам наш организм устроен так, чтобы приводить нас к равновесию при возникновении отклонений различных показателей от нормы. Например, когда становится жарко, тело начинает усиленное потоотделение, запуская процесс возвращения к безопасному равновесию. Такие реакции происходят автоматически, никаких решений принимать не нужно.

Все это для человека зона комфорта. В пределах этой зоны организм человека находится в состоянии относительного покоя, поскольку от него не требуется никакой специальной активности, чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности.

Если же ситуация меняется неблагоприятно, и вместо постоянного комфорта появляется постоянный дискомфорт, возникает повод для беспокойства.

Срабатывает реакция «надо что-то делать», чтобы вернуться в зону комфорта и не допустить приближение опасности. Вот в такие моменты появляется потребность в принятии решения – какое поведение выбрать? При этом предполагается наличие альтернатив.

Вот почему деловые игры подталкивают на принятие решений – они искусственно создают дискомфорт и необходимость принимать решения. На самом деле человеку «тепло и сыто», а в игре – «холодно и хочется кушать», а значит, «нужно что-то решать».

Принимать решения с этой точки зрения – это решить, каким образом вернуться в привычное комфортное состояние, пока не стало поздно.

Существует также «потенциальный дискомфорт»: холодает, на завтра не хватит еды. В такой ситуации человек осознает, что «надо что-то делать», чтобы не допустить дискомфорта, то есть принимает решение относительно будущего, пока еще есть время подготовиться.

Актуальный дискомфорт – факт, потенциальный дискомфорт – прогноз. Прогноз виртуален: может как подтвердиться, так и оказаться ошибочным. Но если ни актуального, ни потенциального дискомфорта нет, то у мозга нет мотивации принимать решения. Ведь с точки зрения мозга все и так хорошо.

Способность к действию: реакция состоянием

Когда мозг получает мотивацию к принятию решения, активизируется такое свойство организма как способность к действию. Действие может быть разным. Можно драться, можно прятаться – все зависит от готовности организма к тому или иному виду активности.

У человека, как кстати и у всех млекопитающих, набор основных нейрофизиологических систем, поддерживающих те или иные эмоции, составляет семь возможных состояний:

  1. Страх.
  2. Ярость.
  3. Паника.
  4. Вожделение.
  5. Забота.
  6. Игра.
  7. Поиск-вознаграждение.

Первые три – это инструменты реакции на опасность, вторые три – инструменты реакции на потребности, и седьмое состояние – инструмент реакции на изменение среды. Это состояние позволяет мониторить среду и искать способы удовлетворения своих потребностей.

Эти семь состояний и разная их сила могут окрашиваться самыми разными эмоциями и их оттенками. Таким образом, человек может пребывать в очень разных эмоциональных состояниях, которые влияют на его действия. Эмоции аккумулируют энергию для действия, поскольку отображают степень отклонения от состояния комфорта и состояние напряжения и стресса в связи с этим.

Стресс обычно проявляется в виде испуга, ярости или сильного желания во что-то поиграть. Стресс – это специфический дискомфорт, требующий разрядки с использованием накопившейся в нем энергии через определенный вид активности.

Появление определенного эмоционального состояния – это реакция организма на образовавшийся дискомфорт состоянием.

Реакция состоянием – это выбор самого подходящего состояния, которое уже диктует те или иные действия. Состояние стресса – это и возможность, и потребность различных действий: бить, убегать. Стресс помогает справиться с критической ситуацией, помогает аккумулировать энергию.

Эмоциональное состояние «включается» без нашего сознательного выбора. «Решение» принимает лимбическая система и это решение сильно зависит от текущей ситуации. Это лимбическая система определяет – драться или бежать, ругаться или обниматься. Однако реакция состоянием – это только предпосылка для действия, а не само действие. Само действие еще нужно выбрать. Выбор действия может происходить сознательно или бессознательно.

Проводя деловые игры для коллектива, нужно осознавать, что участникам будут предлагать ситуации, которые, хоть и искусственно созданные, вызывают самые настоящие эмоции, приводят к реакциям различными состояниями, тренируют его выбор. Деловая игра дает мозгу мотивацию для реакции на обстоятельства, тренирует человека в реакциях и в способности принимать решения, выводя его из зоны комфорта, в которой у организма нет причин действовать, поскольку «все и так хорошо».

Действие: реакция поведением

Сознание выбирает решения, но сознание идет на поводу эмоций, стремясь найти способы реализовать потенциал, заложенный в эмоциональном состоянии. Эмоции содержат в себе энергию, и эта энергия разряжается действием, выбранным сознательно. Иногда эмоции настолько управляют сознанием, что действие происходит «бессознательно», «не спросив предварительно» – в таком случае сознание услужливо ищет оправдание уже произведенным действиям. Вот почему в такие моменты мы слышим «я сам не понимаю, что на меня нашло», «я не успел понять, что произошло», «не соображал, что делаю».

Внешнее проявление своего внутреннего психического состояния – это уже поведение, которое в свою очередь может быть более или менее целенаправленным. Если есть альтернативы – мы делаем выбор действия, но иногда реакция оказывается случайной. О такой случайной реакции говорят: «бежит, куда глаза глядят», «схватил, что первым под руку попалось».

Как и почему происходит случайная реакция? Если дискомфорт резко увеличивается, организм выбирает действие, потому что любое действие обычно является шансом для выживания. Тогда как пассивное состояние при нарастающей опасности – риск гибели. Получается, лучше делать что угодно, но не оставаться в том же состоянии. В зоне дискомфорта уже не рано, но еще не поздно что-то предпринимать.

Состояние покоя, которое сопровождает пребывание в зоне комфорта, сменяется состоянием беспокойства при дискомфорте. Беспокойство порождает реакцию «делать что-нибудь», что приводит к совершенно хаотическому поведению.

Однако это может оказаться более губительным, чем ничего не делать. Активные организмы при случайных попытках погибают еще быстрее. Но погибает большинство из них, а некоторая, небольшая их доля, выживает, тогда как пассивных ждет неизбежное вымирание.

Активность – это шанс

Понимая, каковы механизмы действия и потребности в принятии решений, мы понимаем, что:

  • Активность – это шанс.
  • Чтобы гарантированно, а не случайно, выжить или получить желаемое – нужно проявлять не случайную активность, а делать выбор необходимой активности.
  • К случайной активности приводит беспокойство, порождающее хаотичное поведение. Важно учиться не поддаваться на беспокойство.
  • Правильный выбор возможен при наличии альтернатив. Нужно учиться их находить.

Многие способны на панику и активность, но успешные – на правильный выбор. Многие руководствуются известной фразой: «Не сиди как истукан, делай же что-нибудь!». Вот и получается, что вокруг много людей, которые ведут себя подобно курице без головы – совершают хаотичные действия. Но у нас голова есть, а значит, мы способны учиться принимать решения.

Как научиться принимать решения

Лучше всего учиться на практике. Если мозг будет получать постоянную практику, он научится нужным реакциям, поиску альтернатив и эффективному поведению. Мы предлагаем почаще выходить из зоны комфорта, «отправлять» себя в разные нетипичные ситуации, тренировать свою способность принимать решения, анализировать полученный опыт. А еще лучше – проводить деловые игры, заказать актуальный каталог которых можно прямо здесь, чуть ниже, заполнив форму.

Деловые игры помогут на практике понять, что такое команда, научить принимать верные решения в ограниченное время, действовать в сложных условиях, при ограниченных ресурсах и назревающей опасности. Участники получат гарантированные стимулы для принятия решений – выход из зоны комфорта, эмоции, реакции, результаты своих действий, выводы.

В условиях вынужденных ограничений мы проводим деловые игры онлайн, которые тем не менее вызывают те же реакции и формируют те же навыки, что и при очном проведении. Наши деловые игры онлайн способны вовлечь и вызвать эмоциональный всплеск. Участники проживают каждую игру, выходя после каждой другими людьми, с новым глубоким опытом.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games