Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Как часто мы приходим в уныние, когда и если ждем, что хорошие идеи сами собой зародятся в нашей голове, а это никак не происходит. Нет никакой причины для грусти – рождением идей можно управлять!
Почему бывает, что сами по себе идеи никак не приходят, но стоит целенаправленно провести определенные мероприятия, деловые игры или фасилитации – и идеи появляются в головах людей, которые еще вчера не могли выудить из себя хоть сколь-нибудь годную идею по решению тех или иных назревших вопросов. Как разбудить вдохновение и как работает этот механизм, который будит наше вдохновение, когда мы используем метод 6 шляп или участвуем в фасилитации?
Какова природа создания идеи? Наука до сих пор не выяснила, что именно происходит с мозгом в момент рождения идеи, поскольку в этот момент в нервной системе происходит целый комплекс процессов. Оба полушария одновременно задействованы и работают вместе.
За высшую нервную деятельность человека, связанную с творческим мышлением, отвечают сразу три нейронных центра:
В момент творчества происходят некоторые изменения:
Нейробиологи подтвердили эти выводы, наблюдая за нейронной активностью джазовых музыкантов, которые во время выступления импровизируют.
Этот процесс генерации идей происходит непрерывно и является одним из самых сложных видов интеллектуальной деятельности. Генерация идей – это не процесс выбора лучшей альтернативы из существующих, не решение проблемы. Это процесс производства, требующий серьезной тренировки ума.
Для создания идей нужна тренировка – вот почему деловые игры для коллектива повышают эффективность отдела и всей компании: в ходе игр тренируются навыки творить. Работаете дистанционно – не забывайте проводить игры для сотрудников на удаленке, пусть ваши творческие способности всегда будут в тонусе и постоянно развиваются.
Что еще нужно для способности генерировать идеи и какие проблемы препятствуют этой способности человека и процессу в целом?
Ученый Джеймс В. Янг обозначил две проблемы поиска идей.
Поскольку идея – это новое сочетание уже существующих элементов, способность их соединять зависит от способности замечать отношения между ними. Для одних людей каждый факт – автономная часть знаний, для других – звено общей цепи. Чтобы воспринимать взаимосвязи, необходимо предварительно подготовиться.
В чем же заключается такая подготовка? Учитывая то, что новые идеи рождаются из найденных связей между существующими элементами, стоит периодически проводить «инвентаризацию» этих элементов, прежде чем искать между ними связи.
Как раз на этом пути и встречается одна из ошибок в генерации идей. Вместо того, чтобы проводить систематическую работу над сбором сырья для новых идей, мы сидим и ждем, что вдохновение придет само.
Как происходит сбор информации? Он никогда не прекращается. Все, что вас окружает, воспринимайте как то, с чем мозгу нужно поработать.
Мысленно или реально можно собирать карточки известных фактов и связывать их между собой, формируя таким образом картотеку фактов и схему перекрестных связей.
Постоянное мысленное связывание всего, что нам встречается, с тем, что нам уже известно, и мысленная связь нового элемента с существующими – это постоянная мыслительная работа, логичным продолжением которой становится «Aha! Moment». Такая работа происходит каждый раз при необходимости найти ответ на тот или иной сложный вопрос, требующий нестандартного решения. Сам момент всегда наступает внезапно, отсюда и заблуждение, что идеи приходят «вдруг».
Работайте постоянно над пополнением и инвентаризацией своей картотеки и схемы связей, проводя дистанционные игры для компании, идеи которых можно взять из этой статьи.
Британский актер и сценарист Джон Клиз (John Cleese) сравнивает творческий прорыв с черепахой: сначала она высовывает голову из панциря, чтобы убедиться в безопасности окружающего мира, после чего решается вылезти наружу. Необходимо создать защитный панцирь для наших идей, чтобы мы не боялись их представить. Творчество требует безопасности.
Джон Клиз предлагает идеи по пробуждению творческих способностей:
Важно доверять своему мозгу – он способен найти решение при наличии задачи.
Легко находит решение тот, кто пускает работу мозга на самотек, занимает свое сознание другими вещами – бытовые задачи, отдых, приготовление пищи. Тогда «на работу выходит подсознание», и ищет связи между собранными раньше данными.
Джеймс В. Янг делит процесс генерации идей на несколько этапов. Сначала сбор материала, подсознательная переработка данных и установка связей. Уже после этого наступает «Ага!-момент». Момент приходит, когда меньше всего ждут. Чаще всего, когда мы не напрягаем себя мышлением и находимся в расслабленном состоянии: утром во время утренних ритуалов, иногда даже ночью.
Следующий этап – принять идею. Здесь-то мы и делаем вторую ошибку. Мы спешим принять новую идею, не поддавая ее критике.
Сомневайтесь, критикуйте свои идеи, не спешите принимать их безоговорочно.
Речь идет о разумной критике и о том, чтобы не принимать каждую родившуюся идею близко к сердцу. Дайте еще немного работы своему мозгу – он справится. Как решение, которое приносит вам подчиненный, проверьте новую идею согласно критериям эффективности и реалистичности.
Такой подход еще больше расширит ваши возможности и позволит заметить еще детали, на которые вы раньше не обращали внимания. Если мы принимаем что-то, любим что-то, мы слепы. Чтобы увидеть больше, нужна определенная доля критики.
Эдвард Де Боно, автор знаменитой методики 6 шляп, в своих книгах назвал ошибки, ограничивающие эффективное мышление.
Вот они:
Как генерировать много идей? Есть способ. Загрузите свой мозг до предела его возможностей. Отлично это можно устроить на интеллектуальном онлайн тимбилдинге, идеи которого можно найти в нашем портфолио или обратившись к нам. После такого мероприятия вы быстро справитесь с поставленной задачей. Сложные ситуации активизируют дремлющие потенциальные творческие возможности.
Не пытайтесь отыскать только хорошие идеи – в какой-то момент должно быть много разных альтернатив. Больше плохих идей позволяет сгенерировать больше и хороших.
Иногда может показаться, что некоторые люди генерируют недостаточно хорошие идеи, однако, ученые убеждают, что нет никакого основания считать, что люди, генерирующие много неважных идей, неспособны однажды родить хорошую идею.
Специалисты сходятся во мнении, что самое важное – способность производить много идей. Практически все люди, которые генерируют много разных идей, обычно становятся успешными, несмотря на то, что они встречаются с поражениями чаще, чем побеждают.