Большинство соискателей уверяют, что учатся быстро. Скорость обучения уже перестала быть чем-то особенным – каждый считает нужным приписать себе это в сильные стороны. Невольно вспоминается мнение водителей США: 73% из них считают, что их навыки вождения выше среднего.
Часть людей верят в свое быстрое обучение, часть – склонны преувеличивать свои способности, считая, что именно это от них хотят услышать.
Почему каждый хочет показать себя трудолюбивым, способным работать в команде и склонным к быстрому обучению? Потому что это востребовано. Медленное обучение не поощряется обществом, считается позорным.
Скорость обучения рассматривают как прямолинейную метрику: чем быстрее человек обучается, тем лучше. Однако наступило время пересмотреть все, что раньше не вызывало сомнений.
Быстрое обучение стало синонимом успеха, поскольку мир слишком быстро меняется. Однако наступил момент, когда мир меняется настолько стремительно, что угнаться за изменениями без потерь уже невозможно. Стало куда важнее осознавать, что именно происходит, чтобы не догонять, а прогнозировать возможные события.
Быстро переучиваться полезно, к тому же человек, способный проявлять гибкость и быстро перестраиваться, выглядит умнее в глазах других. Те же, кто не спешит, пытается переварить информацию, провести сколь-нибудь глубокий анализ, в последнее время воспринимались как интеллектуально неполноценные. Они и сами часто чувствовали себя такими.
Понятно, что в таких условиях ценилось микрообучение и любые возможности обучаться быстро, на ходу, прямо на рабочем месте, что позволяло практически незаметно приобретать новый опыт и приспосабливаться к новой реальности. Такому подходу в последние годы была подчинена система корпоративного обучения и тренингов по приобретению новых навыков, как только в них возникала необходимость.
Но когда даже при таком подходе мы перестали успевать за изменениями, мы начали задумываться о разных подходах к обучению и о выборе более подходящего не только с точки зрения текущего момента, но и в более отдаленной перспективе.
Проблема в том, что люди перестали осознавать, зачем они приобретают те или иные навыки и как новый опыт согласуется с общей окружающей их картиной.
Размышляя о скорости обучения, Макс Френзель заметил, что его стиль обучения отличается от принятого за норму, что его мозгу нужно «время и пространство», чтобы усвоить новые идеи.
Он заметил, что несмотря на то, что ему плохо дается обучение в режиме реального времени и он не так быстро, как другие, усваивает новые идеи, в долгосрочной перспективе он получает глубокое понимание всех новых идей, причем, часто более глубокое, чем большинство его окружающих. И это еще не все. Благодаря необходимости осмысливать новую информацию в тихом уединении и в ходе более длительного процесса по сравнению с большинством, он лучше понимает, как можно применить новые знания. Это позволяет ему удачно использовать новые идеи для различных инноваций и творчески соединять различные идеи между собой.
Медленное освоение новых идей позволяет выстраивать собственные мыслительные шаблоны и обобщения, что дает некоторые преимущества именно в долгосрочной перспективе. В режиме постоянных изменений существующие шаблоны помогают быстрее остальных осознавать новые концепции и применять их на практике. Те же, кто учится быстро, не успевая определить закономерности, вынуждены каждый раз осваивать новые идеи «с нуля».
Эффективный подход к обучению требует времени, поэтому со стороны это выглядит как отставание. Такой подход к обучению можно сравнить с подходом к марафону бегунов, которые не сразу демонстрируют максимальную скорость, а сохраняют силы и поначалу отстают от большинства.
Хорошо бы каждому определить свой собственный темп, а также осознать, что чья-то скорость может сыграть против них самих. Поверхностное обучение в результате может подвести в ответственный момент.
Есть военная пословица: «Медленно — значит плавно, а плавно — значит быстро».
Как знать, возможно именно медленное обучение – настоящий путь к мастерству и успеху.
Автор ряда книг об успехе и способностях человека Дэвид Эпштейн о медленном обучении сказал следующее: «Самое эффективное обучение выглядит неэффективным, так как кажется, будто ты отстаешь».
Всем хотелось бы получать результаты как можно быстрее. Поэтому люди склонны верить в существование секретных приемов, благодаря которым можно достичь быстрого и легкого успеха без длительных часов, потраченных на изучение и размышления. Дэвид Эпштейн в своей книге «Универсалы. Как талантливые дилетанты становятся победителями по жизни» пишет: «Для знаний, которые одновременно долговечны (они закрепляются) и гибки (их можно широко применять), быстрота и легкость — это как раз проблема».
Быстрых результатов хотят и в бизнесе, и в спорте, и в любой сфере. В каждой сфере в связи с этим люди склонны «коллекционировать приемчики», в надежде, что вот теперь они наконец завладеют магическим средством достижения успеха. Особенно завораживают необычные приемы. «Коллекционерами приемчиков» таких людей назвал Джош Вайцкин, международный мастер по шахматам. Однако, о какой бы сфере ни шла речь – обучение руководителей управлению, боевые искусства или шахматы – настоящее овладение темой строится не на отдельных приемах, а на длительном опыте и глубинном понимании сути процессов.
В своей книге «Искусство обучения» Вайцкин предложил идею «построения меньших кругов». Она заключается в поэтапном обучении новому навыку: отработать определенную технику на протяжении нескольких недель или месяцев до уровня, когда навык станет естественным и позволит полностью расслабиться, исключая сознательные усилия. После этого двигаться в изучении дальше. При таком подходе становится более понятным различие между быстрым и медленным обучением: при медленном самые ценные знания начинают носить по сути инстинктивный характер, чего не может быть у быстро обучающихся людей.
«Глубина превосходит ширину», - пишет Джош Вайцкин, - «она открывает канал для неосязаемых, бессознательных, творческих компонентов нашего скрытого потенциала».
Ускорить процесс можно, подбирая правильные практики, но важно помнить, что быстрых путей не существует. Быстро накапливаются только пустые приемы, а для истинного мастерства требуется время.
Скорость освоения навыков больше подходит для четкого и основанного на жестких правилах обучения – идеальной среды для машин и алгоритмов. Пытаясь быстро освоить большое количество новых навыков, мы пытаемся соревноваться с машинами. Стоит ли вступать в такое соревнование? Мы знаем, в чем слабость ИИ. Это гибкость, креативность и инновации. Вероятно, именно на это следует делать упор людям, которые хотят не догнать машины и сравниться с ними (не получится), а стать умнее машин и дополнить их.
Алгоритмы бывают достаточно сложными, может даже показаться, что они креативны и подобны творчеству. На самом же деле это всего лишь усовершенствованный статический анализ, одна из форм шаблонного мышления.
Быстрое обучение характеризуется хрупкостью и ограниченностью. Вместо того чтобы разбираться в концепциях и учиться распознавать их интуитивно, люди осваивают конкретные факты и процедуры, применяют фиксированные правила. Как машины. Если ситуация хоть немного меняется, люди теряются, оказываются не готовы выходить из зоны комфорта. Люди, которые быстро обучились, уязвимы, как и машины, и спотыкаются даже на самом простом, что не предусмотрено алгоритмом.
Теория «построения меньших кругов» ориентирована на интуитивный подход и опирается на основы, что дает возможность легко работать с вариациями. При таком подходе любая неожиданная ситуация стимулирует достижение новых уровней творчества и понимания.
Обучение на интуитивном уровне позволяет видеть взаимосвязи, отношения и возможности.
Креативность и адаптивность, в отличие от псевдоадаптивности, - это, похоже, самые ценные навыки в самом ближайшем будущем, в котором человеку понадобится трудится вместе с искусственным интеллектом и различными технологиями автоматизации, или искать совершенно новые пути достижения своих целей, пути, которые еще не прописаны в учебниках и не предусмотрены алгоритмами.
Медленное обучение позволяет глубже понимать материал и синтезировать собственные идеи, получать новые знания уникальным для себя способом, а не привычным заучиванием правил и определений.
Чтобы материал лучше усваивался, как минимум делайте перерывы между учебными занятиями. Мы в ManGO! Games заметили, что если между синхронными занятиями делать перерыв на несколько недель, знания закрепляются лучше. В перерывах между занятиями участники курса имеют возможность привыкнуть к новым идеям и встроить их в общую картину.
Все это не значит, что люди неспособны учиться быстро и эффективно, или что каждый должен обучаться медленно. Самое главное, понять, что нет смысла стремиться именно к тому, что принято за эталон, или чего от вас ожидают другие. У каждого свои сильные стороны, на них и нужно опираться. Медленное обучение – вовсе не повод считать кого-то неполноценным. Никто не должен чувствовать себя отстающим, куда полезнее искать свои собственные способы эффективнее получить новые знания и закрепить новый опыт. Каждый может найти свой собственный комфортный и успешный стиль обучения и использовать свой собственный стиль как свою силу.
Надеемся, такой взгляд на медленное обучение поможет вам подобрать оптимальный режим и стиль освоения новых знаний и поиска новых решений в это непростое время глубоких перемен.