Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Атмосферу в коллективе обеспечивает лидер. Он способен как рассорить, так и подружить всех участников команды, а также сформировать должное отношение к сотрудничеству.
Этому способствуют:
Лучшая цель – которая задает общее направление развития. Идеально, если всем нужно объединиться для достижения цели. Главное, чтобы она была интересна абсолютно каждому, иначе может произойти разобщение. Еще требования к цели – простота и конкретность. Важно, чтобы цель не нуждалась в пояснениях, была ясна без них. Важно также, чтобы цель мотивировала к действию, задевала за живое и вдохновляла.
Основной принцип: конкуренция – снаружи, коллаборация – внутри. Соперничать нужно с кем-то или чем-то, что снаружи, ради этого соперничества мы и объединяемся. При этом наша ценность – именно в команде.
Для этого важно помнить, что следует избегать локальных очагов коллаборации, взаимодействие нужно наладить в масштабе всей компании. Вся суть коллаборации – в объединении усилий всей компании.
Важно также, чтобы в команду были включены и руководители. Лидеры высшего звена в эффективных компаниях сами по себе объединяются в команду.
Участники со временем воспринимают как само собой разумеющееся командную работу и, как следствие, получают высокий результат.
Что такое язык коллаборации? «Сначала было слово». В коллаборации все именно так. Два стэнфордских профессора Джеффри Пфеффер и Боб Саттон выявили, что язык менеджмента имеет коварную тенденцию – слова формируют убеждения, становятся истиной, независимо от объективной реальности.
Если руководители будут активно пропагандировать ценность командной работы, запишут это в корпоративных документах, то команда действительно станет ценностью.
Путь к коллаборации лежит также через Т-образный менеджмент. Подробнее об этом – в посвященном Т-подходу материале.
Т-образные сотрудники умеют и коммуницировать, и работать, тогда как другие типы сотрудников умеют либо работать уединенно, либо взаимодействовать, либо пытаться работать изолированно с переменным успехом.
Чтобы взрастить Т-команду, нужно набирать лучших или развивать существующих. У каждой компании своя стратегия.
Для успешной коллаборации нужно научиться измерять результаты сотрудничества. Это анонимные опросы и другие способы, результаты которых обязательно нужно учитывать.
Полученная таким образом информация нужна: ее обрабатывают и используют при принятии решений о материальной мотивации тем, кто демонстрирует положительные результаты одновременно в двух направлениях.
Считается, что поощрение желаемого поведения вызывает желание так себя вести. Однако, с поощрениями все сложнее. Если речь идет о взаимодействии, появляются затруднения: схема мотивации и перекрестная коллаборация могут взаимоподавляться.
Неудачными будут системы мотивации только по результатам отдела или только по результатам всей компании: необходимо искать золотую середину, иначе в первом случае все будут стремиться принести результат не всей компании, а только своему отделу, во втором – вклад каждого будет размываться и демотивировать некоторых сотрудников.
Если же связать оплату напрямую с коллаборацией, коллаборационные связи будет укрепляться. Хансен рекомендует 50% бонуса предусмотреть за личные результаты, а 50% - за личный вклад в коллаборацию. Такая система мотивации способна стимулировать к взаимодействию.
Для коллаборации нужны выстроенные сети – неформальные деловые связи между сотрудниками. Формальная организационная структура может продемонстрировать формальное разделение обязанностей, сеть позволяет отследить, как организована неформальная организация – ситуация текущего взаимодействия между людьми в компании.
Сотрудники прокладывают мосты, объединяя группы людей, устанавливая между ними контакты. Сами сотрудники выступают этими мостами, и чем таких мостов больше – тем проще и эффективнее происходит сотрудничество.
Есть распространенные мифы по поводу построения гибких сетей:
Лидер, налаживающий рациональную коллаборацию, максимально использует сети. Они играют в коллаборации ключевую роль: позволяют определить возможности коллаборации и использовать ценность обнаруженных ресурсов там, где это нужно.
Правила сетей позволяют определить возможности и получить выгоды:
Правила связей в рациональной коллаборации нарушают привычную логику, но они эффективны и достаточно просты. Есть прочные связи – родственники, близкое окружение. Вы часто общаетесь, поэтому у вас примерно одинаковые знания и мнения. Вам легко работать вместе и решать различные вопросы. Есть связи слабые – на уровне профессиональных советов и рекомендаций. Они требуют меньше психологического участия, в них другие формы взаимовыгодных отношений. При возникновении специфического вопроса лучше обратиться к профессионалу из разряда слабых связей, чем советоваться с близким человеком, отвлекая его и зная, что кругозор в этом вопросе у вас с ним примерно на одном уровне. Так со временем ваша с близким окружением система знаний будет все больше расширяться. Вы можете делиться друг с другом своими контактами, налаживая каждый свою связь с одним и тем же специалистом в определенной области. Если же найти специалиста не удается, а проблема или вопрос деликатный либо сложный, – всегда можно обратиться к ближайшему окружению, чтобы вместе решить, что делать. При налаженном взаимодействии ближайшее окружение постоянно делится внутри своей группы новыми данными, поэтому мы и обращаемся к близким окружающим за помощью только когда возникает затруднение с получением нужных данных извне.
Все эти правила распространяет среди сотрудников руководитель, который становится носителем коллаборативного стиля руководства и примером для подражания.
Лидерский стиль, способствующий коллаборации, предполагает три приоритета в поведении:
Примером коллаборативного стиля лидерства может выступить один из руководителей компании Nissan Карлос Гон. Он пришел в компанию, когда коллектив пребывал в состоянии «холодной войны». Ему удалось разрушить культуру взаимных обвинений и добиться впечатляющих результатов. Что он сделал? Поставил условие: если сроки достижения ключевых целей будут нарушены, весь топ-менеджмент идет в отставку.
Коллаборативный стиль руководства встречается до сих пор редко: всего 16% руководителей соответствуют ему. Зато возможности личностной трансформации при таком стиле безграничны. Есть куда расти и развиваться!