Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
13.06.21

Вы молоток или гвоздь? Игры перед мозговым штурмом

Мозговой штурм научились проводить самыми разными способами, однако результат зависит от того, в каком расположении духа и в какой готовности творить и находить идеи будут участники. Предлагаем вам идеи для «разогрева» – игры, в которые стоит поиграть перед мозговым штурмом.
Вы молоток или гвоздь? Игры перед мозговым штурмом | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Прежде всего для обсуждения идей необходимо чувствовать себя в безопасности и быть честными. Удивительно, но такие принципы были разработаны еще Сократом в Древней Греции – они понадобились философам, чтобы делиться идеями и мнениями.

«Диалог» означает «свободный разговор»

Сократ со своими друзьями составили принципы, поддерживающие дух товарищества:

  • Диалог.
  • Коллегиальность.
  • Ясность мысли.
  • Честность.

Ничего лучшего с тех пор так и не придумали.

Диалог по-гречески «взаимный разговор», способность свободно выражать свои идеи, не пытаясь изменить точку зрения собеседника.

От дискуссии диалог отличается кардинально. Дискуссия – это спор, само слово означает «разбивать на части», диалог требует не спорить, не прерывать и слушать внимательно.

Коллегиальность – это отношение к каждому участнику как к равному. Если участник мозгового штурма чувствует себя не наравне с другими, он не будет способным поддерживать креативность всей группы.

Мышление – это совместный процесс, а любой контроль подавляет свободный полет мысли. Даже если кто-то из собравшихся привык, что его мнение преобладает, на время мероприятия должен относиться к участникам, как к равным. Точно так же тот, кто привык быть младшим и подчиняться чужой воле, должен отказаться от безопасного молчания и делиться своим мнением наравне с другими.

Мало решить делиться своим мнением, нужно еще научиться выражаться точно и понятно. Ясность формулировки тоже связана с мышлением. Если наши мысли основываются на допущениях, свободное мышление блокируется. Если вы будете считать, что неспособны предложить достойную идею – вы ее и не предложите, если решите, что кто-то из собравшихся недостаточно креативен – не станете всерьез рассматривать предложенное ими. Откажитесь от допущений и постарайтесь свободно и непредубежденно участвовать в процессе.

Отпустите лишние мысли и говорите, что думаете. В мозговом штурме важна честность. Это позволит получить новый тип мышления, основанный на общих мыслях. Люди вместе вырабатывают новые, общие идеи, такие, которые невозможно создать по отдельности: групповой интеллект выше интеллекта даже самого талантливого участника группы.

Что же делать, чтобы эти условия выполнить? Что, если люди приходят со своими комплексами, предубеждениями, не достаточно расслаблены, чтобы легко делиться возникающими идеями? Помогают игры для сотрудников перед мозговым штурмом.

Предлагаем игры, которые помогут настроить сотрудников на диалог.

«Разогревающие» игры для сотрудников

Рисунки. Предложите каждому участнику принести свои детские рисунки. Развесьте их на стену, но не указывайте авторов. Участники должны угадать автора каждого рисунка.

Символ креативности. Предложите каждому участнику нарисовать личный символ креативности в его понимании. Это может быть любой значок или небольшой рисунок. Нужно нарисовать и объяснить свою точку зрения.

Символ компании. Предложите участникам придумать корпоративный символ в виде любого животного, рыбы или птицы. Свой выбор нужно обосновать, связав сильные и слабые стороны существа с характеристиками компании.

«Вы уволены». Игра позволяет растормошить собравшихся. Попросите участников представить, что они уволены и снова ищут работу. Предложите им создать объявление о поиске работы, описав свои знания и навыки.

Можно «напечатать» газету, в которой будет сообщено о банкротстве компании, а участникам нужно будет придумать причину банкротства.

Элемент шока позволит по-новому воспринимать информацию и предлагать более свежие идеи.

Консультанты. Есть игры для сотрудников, позволяющие включить мышление и поработать над игровыми ситуациями прежде чем начнется обсуждение реальных рабочих проблем, а есть, которые сразу включают участников в реальность. Попросите участников написать на листе бумаги какую-нибудь проблему, связанную с текущей работой. Записать ее нужно в виде «вопроса консультанту» и передать соседу. Другой участник должен найти решение переданной ему проблеме, а свою передать соседу. Каждый записывает ответ и передает проблему дальше. Так продолжается, пока каждый лист не проходит весь круг и каждый не получает лист со своей проблемой.

После прочтения ответов идеи можно обсудить. Это будет отличной разминкой перед мозговым штурмом.

Космическое существо. Можно подобрать игры для сотрудников, позволяющие сплотиться и настраивающие на работу в группе. Предложите группе придумать существо, обитающее на другой планете в другой солнечной системе. Пусть участники разделятся на группы, каждая группа придумает космическое существо, нарисует его и расскажет, почему оно такое и в чем его особенности.

Можно обсудить с участниками результаты их работы. Обычно мы видим рисунки с образами, похожими на земные, однако жители других планет вряд ли напоминали бы то, что мы когда-либо видели: совершенно не факт, что эти существа были бы с двусторонней симметрией, с руками и ногами. Создать что-то уникальное и непредсказуемое не так просто.

Обсудив это, можно дать группам еще один шанс придумать существо, но на этот раз не отталкиваться от своих знаний о живых существах, а использовать любую базу знаний – о природе, геологии, погоде.

Чужие туфли. Еще одна игра для сотрудников на командную работу. Собравшихся нужно поделить на небольшие группы и попросить всех снять обувь. Обсудите с участниками их ощущения – каково это, сидеть на деловой встрече без обуви? Поговорите о том, что дома мы вполне комфортно чувствуем себя без обуви, в отпуске и на отдыхе нам тоже вполне удобно, разувшись, однако в офисе мы никогда не ходим босиком и поэтому чувствуем себя необычно.

Предложите выполнить следующие действия:

  1. Предложите обменяться обувью, особенно эффективно будет, если мужчины поменяются обувью с женщинами. Обсудите с участниками, что они при этом чувствуют, каково это, нарушать социальные нормы.
     
  2. Предложите положить обувь на столе перед собой и какое-то время посмотреть на полученную картину. Обсудите, что каждый при этом чувствует. Скорей всего участники сообщат об ощущении неудобства и желанием ослабить его. У кого-то возникнут резко неприятные ощущения, они признаются, что переживают дискомфорт, что-то неестественное и антисоциальное. Обсудите с участниками суть инновационных изменений. Обычно они непривычны и поначалу некомфортны, поскольку выходят за признанные рамки, – это вызывает дискомфорт.
     
  3. Объявите соревнование команд на самую высокую башню из обуви. Победит та команда, у которой обувь будет зафиксирована в самой высокой точке от поверхности стола ровно через четыре минуты. Это задание можно выполнить креативно, например, кто-то может просто поднять в руке предмет обуви.

Это задание укрепляет команду и настраивает на креатив и поиск нестандартных решений. Задание также устраняет дискомфорт: стоит начать действовать – и неприятные ощущения уходят, больше всего неудобств вызывают мысли о чем-то при отсутствии действий.

Интересно также обсудить отношение к «подглядыванию» за другой командой и факт отхода от стандартного решения задачи. Если никто не додумается организовать самую высокую точку обуви не путем установки обуви друг на дружку, то с участниками стоит обсудить этот вариант. Слово «башня» звучит в названии игры, однако задача – самая высокая точка от уровня стола. Стоит также обратить внимание на то, что не было задачи не наблюдать за другой командой и не использовать ее идеи. Это не воровство, а обучение на основе чужого опыта.

Интересно также отметить, что лучшие идеи приходят в ходе деятельности. Казалось бы, можно сидеть и обдумывать решение, но на самом деле мыслительный процесс запускается, как только начнешь что-то делать. Действие стимулирует мышление.

Я – фотоаппарат. Упражнение помогает научиться смотреть на вещи непредвзято. «Фотоаппарат» поймет, что это значит, – просто наблюдать и не давать оценку. Он просто не успеет оценить, успеет только зафиксировать каждую картинку. «Фотограф», направляя за плечи, ведет перед собой «Фотоаппарат», который передвигается с закрытыми глазами. Легонько стукнув по плечу, фотограф сообщает о съемке, в этот момент фотоаппарат открывает глаза, фиксирует взглядом открывшуюся перед собой картину, и тут же снова закрывает глаза.

Вы молоток или гвоздь? Эта игра – веселое групповое обсуждение. Участникам задают вопросы о том, что их лучше всего описывает, а каждый отвечает о себе и дает объяснение, почему именно такой выбор:

  • Вы молоток или гвоздь?
  • Вы облако или скала?
  • Вы дерево или ветер?
  • Вы солонка или бутылка кетчупа?
  • Вы часы или компас?
  • Вы снежинка или кипящая вода?
  • Вы гроза или запах горящих листьев?

Марсиане прилетели. Представьте, что вы встретили марсиан и они смогли задать вам вопрос «Чем занимается ваша компания?». Они понимают только графические символы. Изобразите для них ответ. Это может быть командная работа, можно устроить выбор лучшего варианта для приветствия марсиан.

Гибриды. Попробуйте скрестить разнородные объекты и изобразить их в виде рисунка или подробно опишите словесно:

  • Предмет мебели и фрукт одновременно.
  • Птица и одновременно кухонная посуда.
  • Компьютер и одновременно чашка.
  • Духовка и одновременно велосипед.
  • Абажур и одновременно книга.

Все эти упражнения освобождают воображение и позволяют открыться для генерации свежих идей.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных