Благодарность относят к положительной эмоции. Человек, испытывающий благодарность, охотнее приходит на помощь, склонен справедливо относиться к окружающим и готов проявлять к ним щедрость.
Помимо того, что благодарность повышает вовлеченность, на благодарности могут строиться отношения, это один из надежных инструментов лидера. Эмоциональное лидерство – это умение коммуницировать, понимать эмоции и влиять на людей, в том числе и с помощью благодарности.
Благодарность помогает в командообразовании – с ней люди становятся более открытыми, растет доверие и взаимоподдержка.
Способность выражать благодарность входит и в навыки фасилитации: многим участникам только благодарность за вклад в достижение общей цели помогает раскрыться и поделиться своим мнением.
На благодарности можно строить управление талантами, управление эффективностью, обучением и развитием.
Однако у благодарности есть и темная сторона.
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Emotion, открывает новый взгляд на благодарность. Люди, которые чувствовали себя благодарными, с большей готовностью подчинялись требованиям со стороны, даже если требование не соответствует их ценностям и понятию морали. Иными словами, такие люди в большей степени готовы на все под внешним влиянием. Они становятся более уязвимыми к социальному воздействию, открытыми для приказов и более склонными совершить сомнительный поступок.
В ходе исследования 96 студентов получили задание вспомнить и записать событие из жизни, за которое они были благодарны, любое счастливое или эмоционально нейтральное событие. Они оценили уровень благодарности и счастья, после чего получили неприятную задачу. Те, которые были больше других благодарны, сделали больше такой работы. Речь идет именно о благодарности, а не о положительных эмоциях.
Когда у участников начал вызывать чувство благодарности именно организатор эксперимента, они тоже были больше готовы делать неприятную работу, а просто восхищение организатором не вызвало желания сделать больше. Именно благодарность – чувство, вызывающее повиновение.
В исследовании приняло участие несколько сотен студентов, и каждая группа подтвердила гипотезу.
Эксперимент показал, что люди, чувствующие благодарность, более сильно стремятся сохранить гармоничные отношения, поэтому готовы выполнить просьбы окружающих.
Интересно отметить, что такое стремление происходит на подсознательном уровне. Когда одной из групп сказали, что социальная гармония очень важна, но есть и более важные вещи, стремление сделать больше неприятной работы не наблюдалось.
Послушание, усиленное благодарностью, может быть и положительным, но если просьба будет сомнительна или аморальна – повиновение точно нежелательно.
С таким свойством благодарности вероятно связано и стремление приспосабливаться к желаниям другого человека, который сделал для нас что-то хорошее. Иногда даже в ущерб себе и вразрез со своими ценностями.
Эксперимент обращает внимание на то, что послушание, вызванное благодарностью, может привести к отвратительным действиям, которые противоречат моральным ценностям. Как это может проявляться в реальности? Авторы эксперимента считают, что этим свойством благодарности может воспользоваться экстремистская группировка, принудив «прирученного» с помощью благодарности участника причинять боль другим людям.
Информация об эксперименте наталкивает на размышления, которые приводят к ряду выводов:
Как учить благодарности? Один из вариантов – упражнения на тренинге. Обычно упражнения на благодарность используются под конец мероприятия.
Игра сближает и учит проявлять благодарность.
Ведущий предлагает участникам встать в круг и поучаствовать в церемонии выражения дружеских чувств и благодарности друг другу. Один участник становится в центр, второй подходит к нему, подымает руку и произносит слова «Спасибо за приятное занятие!». Оба находятся в центре и держатся за руки. Третий участник присоединяется к ним, берет свободную руку одного из них, пожимает ее и произносит ту же фразу. Эти действия выполняет каждый участник по очереди, увеличивая группу в центре круга. Все держатся за руки. Когда к группе присоединяется последний участник, круг замыкается, вся группа завершает церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Упражнение учит обратной связи – отдавать, принимать обратную связь, благодарить за обратную связь.
Группа формируется в два круга – внутренний и внешний. Участники двух кругов стоят друг напротив друга, образуя пары. Ведущий объясняет важность обратной связи и задает направление диалога, озвучивая тему:
- Я считаю, что чувство юмора у тебя …
- Я считаю, что твоя роль в группе...
- Мне кажется, что в сложной ситуации ты...
На каждое обсуждение дается 3-5 минут. По хлопку круг передвигается, образуются новые пары. Группа получает новую тему для обсуждения.
По окончанию проводится групповая дискуссия, в которой можно использовать вопросы:
- Каковы ощущения от упражнения?
- Тяжело ли было давать обратную связь?
- В чем это проявлялось?
- Согласны ли вы с тем, что услышали о себе?
- Как собираетесь поступить с полученной информацией?
- Благодарны ли вы за полученную информацию?
Упражнение можно повторить, предложив участникам не забывать благодарить друг друга за обратную связь.
Упражнение на эмпатию и благодарность. Позволяет сделать хорошие фото.
Группа становится в круг. Участники передают друг другу клубок ниток, сообщая, что значит для него это человек, чего он ему желает и за что благодарит. Передавать клубок можно любому участнику, не обязательно соседу. Со временем середина круга напоминает узор. Когда круг завершится, каждый натягивает свою нить. Группа закрывает глаза и стоит минуту: каждый стремится почувствовать другого человека.
Упражнение называется «Список благодарностей». Оно помогает справляться со сложными ситуациями.
Каждый из нас в определенные промежутки времени сталкивается с трудностями, а в последние несколько лет нас постигла целая череда непростых событий. Стресс подстерегает нас практически повсюду, а после него долго приходится возвращаться в норму. Даже если вы сейчас в таком состоянии, упражнение поможет вам.
Потребуется блокнот, в который нужно записывать ежедневно список из 10-ти благодарностей.
Осознайте сначала необходимость и пользу ведения такого дневника. Один из самых харизматичных бизнес-коучей и мотивационных спикеров Тони Роббинс проводит на своих лекциях такой эксперимент: предлагает осмотреться по сторонам и найти 7 предметов черного цвета, потом закрыть глаза и назвать предметы зеленого цвета. Это может даже разозлить – так не честно! Мы же сосредоточились на черных предметах! Именно в том и суть: когда люди сосредоточены на черном, они не видят других цветов, словно их и не существует.
Примерно то же самое происходит с человеком в стрессе. Вся энергия уходит на «черное», яркий мир проходит мимо незамеченным. Но можно дать себе установку отыскать другие цвета, зафиксировать их, убедиться, что цветов гораздо больше, чем кажется поначалу.
Трудно не зацикливаться, когда настроение депрессивное. Но для этого и существует дневник, в который каждый день добавляется новый список благодарностей.
Как вести список?
Помните, что благодарность должна быть максимально искренней. Лучше, если это будет ежедневный ритуал, сопровождаемый чем-то приятным: утренний кофе, проверка почты, любимая музыка. Хвалите близких, семью, все, с чем вы сталкиваетесь и что заслуживает вашей благодарности. Не забывайте хвалить себя.
Если благодарить не за что, вспоминайте формулы «Да, но» и «Зато». Принимая факт неудачи, ищите в ней плюсы.
Благодарность поможет сфокусироваться на лучших моментах своей жизни. Говорят, чтобы быть несчастливым, достаточно обесценить то, что есть, и придать значение тому, чего нет. Цените, что есть, будьте благодарны и счастливы!