Мифы, связанные с обучением, мозгом человека и открытиями в области нейронауки.
Очень старый миф, который не подтвержден исследованиями. На самом деле задействуется весь мозг, только с разной эффективностью. Это учитывают преподаватели и методисты. Организуя корпоративное обучение персонала, наша команда, к примеру, продумывает структуру учебных мероприятий так, чтобы использовать мозг каждого учащегося с максимальной эффективностью.
Для этого мы учитываем, что важно задействовать преобладающие каналы восприятия человека. Есть люди, которые лучше воспринимают информацию, когда смотрят, есть те, которые воспринимают информацию на слух, а есть те, которым нужно записывать, познавать на ощупь. Мы стремимся охватить все каналы восприятия, чередуя их в ходе обучения.
Существует теория о сенситивных периодах как самых благоприятных для усвоения тех или иных свойств и видов поведения. Основные привычки действительно закладываются в первые годы жизни. Однако то, что определенные знания нужно получить как можно раньше, потому что определенные системы мозга формируются к трем годам, это миф, которым активно пользуются стратеги «раннего развития».
Нейробиологи не нашли никаких доказательств существования периода, когда прекращает формироваться мозг, зато открыли нейропластичность – «подвижность» нейронных связей, которая не теряется с возрастом, что означает возможность успешного обучения в любом возрасте. А это значит, организация тренингов для взрослых людей вполне оправдана. Учеба может продолжаться всю жизнь.
У одних людей преобладает влияние левого, а у других правого полушария. Вы продолжаете определять лево и правополушарных? Но нейробиологи не заметили физиологических подтверждений такой теории. Оба полушария задействованы у всех людей одинаково и постоянно взаимодействуют между собой. Правда, сложным образом.
Среди тренингов для сотрудников самые популярные – по эмоциональному интеллект. Его хотят освоить больше чем тайм-менеджмент или системное мышление. Есть мнение, что мышление можно развить, управляя эмоциями, причем в такой степени, что можно достичь определенных академических успехов.
Такую гипотезу озвучил американских психолог Говард Гарднер, однако, он не доказал свою гипотезу, в чем не раз признавался, а нейробиологи не нашли ей подтверждения. Таким образом, планируя корпоративное обучение сотрудников, стоит учитывать и эмоциональный интеллект, и развитие мышления.
Нейробиологи не только развенчивают мифы, но и делают важные открытия, которые уже сейчас могут помочь вам повысить качество обучения.
Как учесть новые открытия при планировании корпоративного бизнес обучения, какие практические методы можно использовать, используя данные о структуре мозга и процессах, происходящих в голове обучаемого?
Кое-что уже можно учесть при создании оптимальных условий для обучения.
Микрообучение эффективно. Это подтверждают нейробиологи. Мозгу легче усваивать материал малыми порциями. В 2015 году немецкие ученые подтвердили, что микрообучение повышает запоминаемость на 20%. Участники эксперимента отвечали на 28% быстрее и лучше запоминали материал. Ученые обращают внимание на то, что человеку трудно удерживать сосредоточенность длительное время из-за короткого промежутка внимания, поэтому разделение большой темы на более мелкие части с точки зрения нейробиологии будет оптимальным решением.
Смена режимов концентрации. Для успешного обучения полезно менять режимы работы мозга, используя то сфокусированный режим, то расфокусированный. Сфокусированный стоит использовать для знакомства с новым материалом, а расфокусированный – для полного и широкого понимания контекста. Для эффективного обучения следует периодически менять концентрацию.
Важно находить тонкую грань между сфокусированным состоянием, когда учащийся погружается в задачу, изучает формулы и учится их применять, решая поставленную перед ним задачу, и расфокусированным – состоянием покоя, отдыха, прогулки или переключения на другую деятельность.
Польза групповой работы. Исследователи подтверждают, что командная работа, работа в группе, работа с наставником, при которой нужно демонстрировать свои умения перед другими людьми, благоприятно сказывается на мыслительной деятельности. Публичная практика помогает демонстрировать адекватную реакцию в стрессовых ситуациях, таких как презентация или другое публичное выступление.
Групповая работа и работа под контролем наставника позволяет:
Активное взаимодействие учащегося с учебным материалом. Мотивирование обучающегося на активное взаимодействие с материалом благоприятно влияет на усвоение изучаемого предмета. Это позволяет организовать обучение так, чтобы у обучаемого была возможность отрефлексировать по поводу каждой полученной порции информации. Важно переосмыслить полученные знания, перекомпоновать их и согласовать с имеющимися. Отвечать на вопросы после изучения темы, ставить новые цели на основе полученных только что знаний – по мнению нейробиологов полезно и способствует лучшему усвоению нового материала.
Обучение на ошибках. Ошибки – это разрыв между тем, что «ожидал» мозг, и реальностью. Важно осознание, что правильно, а что неправильно, важно сверять полученные знания, задействуя процессы анализа. Чем больше человек проверяет имеющиеся знания – тем больше он прогрессирует. Важно обеспечить тесты, адаптированные к профилю учащегося, иначе будет снижаться чувство самоэффективности, развиваться стресс и беспокойство, снижаться способность к обучению.
Консолидация. Переход от медленного мыслительного процесса, требующего усилий, осознанности, к быстрой бессознательной автоматической мыслительной работе подтвержден исследователями. О механизме консолидации уже много известно. Например, то, что он происходит во сне, когда преобразовывается память из кратковременной в долговременную, для чего нужны электрические волны, способные возникать только во время медленной фазы сна. Если не удастся поспать, то информация, попавшая к гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга), просто исчезнет. В гиппокампе информация не может долго задерживаться – это кратковременное хранилище. Периодически нужна так называемая консолидация памяти.
Используя открытия нейробиологов, создают системы взаимодействия человека и техники – уже существуют браслеты, которые считывают состояние человека и дают обратную связь, другие устройства, регистрирующие те или иные потоки биометрических данных. Так, во время обучения слушатель может получить от устройства персональные рекомендации по повышению эффективности процесса обучения. Это может происходить как в ходе образовательного процесса, так и в форме отчета после активности.