В мире мало что происходит «ни с того ни с сего», просто не все учитывали маловероятные сценарии, не все хотели размышлять о них, не все оказались готовыми принять новую реальность, в которой все происходит намного быстрее, чем это было раньше.
Сейчас пора делать выводы и как минимум принять, что по-прежнему уже не будет, а значит, не стоит закрывать глаза на новые обстоятельства и пытаться переждать. Лучшее, что можно сделать сейчас, это обнулить свой опыт, приобрести новые навыки и проложить новый путь. При поиске новых направлений используйте мозговые штурмы, фасилитацию, разработку сценариев, моделирование.
Что именно меняется и как к этому готовиться? Кое-какие прогнозы на ближайшее будущее уже есть. В мире возможны «железные занавесы», привычное взаимодействие между странами и различными зонами влияния может прекратиться или свестись к минимуму. Это может касаться и финансового взаимодействия, и перемещения людей, и обмена товарами, и обмена информацией в цифровом мире. Между какими-то сторонами взаимодействие может прекращаться, между какими-то – наоборот, усиливаться. Все эти процессы могут вызвать падение уровня жизни людей и, как следствие, требовать пересмотра приоритетов и переоценки ценностей.
Сбудутся ли эти прогнозы – неизвестно, но их нужно как минимум учитывать при планировании адаптации к новым условиям.
Как адаптироваться к новым условиям уже сейчас, как подготовиться к таким сценариям? Понадобятся новые навыки в связи с новыми приоритетами. Тенденции уже намечаются:
Многим хочется вернуться в состояние, где не придется брать на себя ответственность и что-то менять, где не нужно преодолевать трудности. Многим кажется, что все трудности уже позади, ведь мы научились жить в условиях изоляции. Однако стоит включить в свои планы сценарии, при котором возврата назад не будет. В таком случае понадобится переход на новый уровень – лучше готовиться к этому уже сейчас.
Задача перехода на новый уровень может оказаться непростой. Давайте рассмотрим возможные сложности и способы их преодоления.
Иногда новый навык никак не поддается освоению, хотя и времени уходит на его отработку немало. Дело в том, что существует ложное представление об освоении навыков: якобы чем больше времени будет потрачено на навык, тем быстрее он будет освоен. При этом освоение происходит по рецепту, предложенному тем, кто справился. Казалось бы, в чем здесь подвох?
Дело в том, что иногда мы учимся у людей с другим набором исходных данных. У кого-то здоровье лучше, у кого-то память более развита, кто-то имеет иной базовый опыт.
Таким образом мы пытаемся научиться определенным навыкам неэффективными в нашем случае способами. Мы пытаемся подражать людям, не имеющим ограничений, которые есть у нас, предполагая, что если выполнять те же действия, что и эти люди, мы получим тот же результат, которого удалость достичь им.
Что делать? Осознать, что рост – это не «больше», а «другое». Просто усердно работать недостаточно, нужно искать эффективный способ. Понять, что ваш путь неэффективен можно по тому, сколько усилий вы прилагаете и как долго. Чрезмерные усилия долгое время и отсутствие результатов – это знак, что пора менять подход и искать более эффективный способ. Какой? Для поиска идей используйте мозговой штурм.
Это полезнее, чем продолжать усердствовать. Усердие только добавит опыта в выполнении работы неэффективным способом. Попробуйте изучить новый опыт, рассмотреть незнакомый вариант, оценить его эффективность, подобрать еще варианты, пока не найдется самый удачный.
Попробуйте делать привычное иначе, и это позволит осуществить переход на новый уровень. Для этого нужно начать заново, обнулить прежний опыт, приступить к освоению навыка так, словно вы не пытались сделать это раньше. Сначала бывает некомфортно, зато очень скоро вы уже ощутите, что свободны от многих ограничений.
Каждому из нас нужен переход на новый уровень в тех или иных навыках. Каждый в чем-то преуспел, а в чем-то остался на прежнем уровне, продолжая делать работу менее эффективным способом. Вы можете идеально готовить омлет, но так и не научиться создавать групповой чат, каждый раз обращаясь к другу за помощью в этой несложной процедуре. Вы можете делать отличную аналитику, но таблицы создавать вручную, отказываясь потратить пару часов, чтобы научиться использовать шаблоны. Чтобы научиться делать то, что сейчас вы делаете неэффективно, понадобится выйти из зоны комфорта и обнулить прежний опыт. Сегодня очень полезно уметь пересматривать прежние привычки, обнулять опыт, учиться «с нуля», учиться как кооперироваться, так и справляться с задачами самостоятельно.
Умейте обнулять любой опыт и поддавать сомнению любые устоявшиеся предубеждения. Осваивайте альтернативные способы получения тех или иных результатов. Сегодня это более чем полезно. К примеру, считается, что цифровое обучение – эффективнее, чем работа с бумажными носителями. А так ли это – мы уже не задумываемся. Чтобы не приходилось выбирать более эффективные способы освоения новых навыков, мы пытаемся сразу выяснить, как обучаться эффективнее всего, после чего просто действовать согласно устоявшемуся шаблону. Но проверяли ли вы сами, что эффективнее – читать учебники или смотреть обучающие видео?
Во время пандемии многие привыкли изучать новое с помощью коротких видео. По прошествии нескольких лет исследователи попытались определить, какой способ получения новых знаний результативнее. Уже появились результаты экспериментов.
Электронная коммуникация очень отличается от «печатной». Нам привычно и уже комфортно воспринимать текст с экрана. Однако лингвисты считают, что человек не одинаково понимает текст с экрана и с бумаги. Просмотр и прослушивание контента тоже имеют разную эффективность.
Оказывается, что при разных способах потребления информации концентрация внимания разная. Это связано с подключением развлекательного мышления и склонностью к многозадачности при получении информации в цифровом формате.
Исследования доказывают, что обучение более эффективно при чтении с бумаги, чем при получении информации с экрана. При постановке простых задач, таких как определить основную идею в тексте или схематически изобразить основные выводы, испытуемые лучше справлялись с задачами, работая с печатным, а не с электронным тестом. Печатный текст также позволял лучше запоминать детали содержания материала.
И ученики начальной школы, и студенты университетов лучше справлялись с тестами на понимание прочитанного, если воспринимали материал в печатном виде. При этом они ошибочно считали, что лучше запоминают именно при работе с электронным форматом.
Чтение с бумаги лучше для концентрации, обучения и запоминания, чем чтение с цифровых носителей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что исследователи называют «ментальной перспективой»: к цифровым текстам часто подходят с мышлением, подходящим для социальных сетей, подсознательно прилагая меньше усилий, чем при изучении печатных материалов.
А как насчет перевернутого класса и видеоконтента? Перевернутый класс стал отличным решением, когда очное обучение оказалось невозможным: суть в том, чтобы перед синхронным занятием дать участникам учебной программы подкасты и онлайн-видео для самостоятельного освоения.
Существует взаимосвязь между использованием видео вместо текста и привычкой читать. Там, где стал распространен видеоконтент вместо текстовых учебных материалов, участники эксперимента через 5-10 лет стали читать меньше (эксперимент проводился в США и Норвегии). С другой стороны, переход на видеоформат начал происходить в связи с отказом студентов читать учебный материал. В последнее время только 21% выпускников колледжей прочитывали заданный материал, а видео и аудио материалы были для них более интересными, поэтому осваивались, пусть даже и менее тщательно.
Какие выводы можно сделать? Не стоит исключать из учебных программ текстовые материалы вообще, как не стоит спешить и отказываться от бумажных носителей. Чтение – это труд, необходимый для усвоения материала, причем бумажные носители обеспечивают более глубокое восприятие. Однако если нужно, чтобы информацию освоило максимальное количество обучаемых, для подготовки к синхронным практическим занятиям предложите им простой и доступный видеоформат.
Чтение позволяет обеспечить максимальную концентрацию. Психологи доказали, что при чтении запоминается больше содержания, тогда как при прослушивании концентрация теряется.
Исследования фиксируют общие недостатки всех цифровых медиа, которые мешают обучению. Это:
Это вовсе не значит, что от цифровых форматов следует отказаться. Важно учесть существующие особенности обучения, чтобы подобрать форматы, максимально эффективные в вашем конкретном случае. Специалисты рекомендуют тщательно подходить к выбору формата, особенно там, где нужна умственная концентрация и размышления. Важно учитывать, что далеко не все носители информации равные для усвоения материала, даже если содержат одни и те же слова.