Образовательные потери больше всего затронули страны или отдельные семьи, находящиеся в самом уязвимом положении – люди не смогли продолжить учебу. Образовательные потери распространятся и на будущее поколение, что отбросит назад достигавшийся десятилетиями прогресс. Все это обернется новыми социальными проблемами в мире. Однако вместе с тем кризис послужил и стимулом в развитии образовательных инноваций.
Для обеспечения непрерывности обучения начали массово применяться новаторские подходы, такие как теле и радиотрансляции обучающих материалов, позволяющие учиться на дому, новые решения для дистанционного обучения. Претерпело серьезных перемен и корпоративное обучение, научившись быть эффективным в онлайн-формате.
В период этого процесса сделаны важные выводы, например, о том, что в ходе ускоренной трансформации самое главное не рассматривать каждое звено системы как отдельное, а добиться, чтобы никто не был забыт. Это касается детей и сотрудников, которых необходимо обучать, учителей и тренеров, а также целых образовательных сообществ.
Что важно учесть? Чтобы кризис образования не перерос в поколенческую катастрофу, важны срочные действия всех задействованных в процессе сторон. Образование – это одно из прав человека, всеобщее благо, движущая сила прогресса и основа для развития равноправного и мирного общества. Сегодня эти фразы начали звучать не просто как лозунги. Когда системы образования рушатся, говорится в отчете ООН, под угрозой система построения процветающего и продуктивного общества.
Мерами смягчения разрушительных последствий пандемии COVID-19 должны стать подавление распространения вируса и планирование возобновления работы учебных заведений на уровне правительств, защита источников финансирования образования, построение жизнеспособных систем образования, переосмысление образования и ускорение изменений в преподавании и обучении. Что нас ждет в связи с этим? Поддержка педагогической профессии, пересмотр форматов, повышение гибкости подходов к образованию, устранение барьеров для электронного доступа к образованию – в целом переосмысление целей и поиск способов его организации.
Трудно себе представить, чтобы такая глобальная остановка образовательного процесса не привела к существенным последствиям. Что будет потеряно в связи с образовательным кризисом? Проблемой затронуты все уровни образования и подготовки. Особенно пострадали там, где до пандемии был низкий уровень цифровизации. Во многих организациях были сорваны программы повышения квалификации, стажировки, а во многих учебных заведениях недостаточную подготовку прошли завтрашние сотрудники.
До сих пор не найдены ответы, как определенные дисциплины переводить в онлайн-режим, как обеспечить практику в условиях карантина и как решить вопрос неравенства возможностей для получения знаний в сложившейся ситуации.
В самом плачевном состоянии оказались люди, не имеющие цифровых технических возможностей и цифровых навыков.
Прогнозируется, что образовательные потери, краткосрочные и долгосрочные, по всему миру будут значительными и ощутимыми.
Исходя из результатов исследования канадских специалистов, пандемия приведет к разрыву в социально-экономических навыках на более чем 30%. В мире упадет общий уровень грамотности, что приведет к общему экономическому ущербу в результате недополученных средств в размере 10 трлн долл.
Срыв образовательного процесса приведет к негативным последствиям и за рамками образовательного процесса – это угроза продовольственной безопасности, экономическая нестабильность, гендерное неравенство и другие социальные проблемы.
Основная проблема, с которой столкнутся даже высокоразвитые страны – проблема трудоустройства.
Во многих странах экзамены и аттестации были переведены официально в онлайн-формат. Таким образом инновационные методы образования стали использоваться наряду с традиционными. Онлайн-тестирование, мобильные опросы стали привычными и будут теперь использоваться и после пандемии. Многие высшие заведения перешли на дистанционное обучение и расширили количество гибких форм обучения, готовя условия для постепенного перехода на онлайн-программы.
А что происходит у нас в корпоративном секторе? Около 50% российских компаний, согласно недавнему опросу «Сетевой Академии», не сокращали бюджет на обучение, понимая, что развитие основного ресурса – людей – не то, на чем можно экономить.
Многие компании приняли решение подготовить персонал к послековидному периоду, чтобы быть на несколько шагов впереди конкурентов.
Однако, есть и такие компании, которые на время кризиса решили сократить бюджет на обучение. 36% российских компаний сократили бюджет на образование или полностью им пожертвовали в пользу других расходов на персонал. Тем не менее 60% опрошенных хотели бы располагать большими возможностями по развитию и обучению в собственных компаниях.
С начала пандемии многие компании перешли на онлайн-курсы. Но насколько они эффективны, чтобы использовать их и после пандемии? Что будут выбирать, когда вернутся в офисы – корпоративный тренинг в очном формате или онлайн-программу?
Судя по трендам и мнениям экспертов, востребованной в ближайшие годы будет геймификация в обучении персонала независимо от формата, а также обучение, которое необходимо прямо сейчас, привязанное к непосредственным рабочим задачам.
Вероятно, обучение на рабочем месте и геймификация сотрудников – тренды, которые будут с нами ближайшее десятилетие. Что касается тренингов для сотрудников, будут востребованы и дистанционные, и очные. У дистанционного обучения есть ряд важных преимуществ:
С начала пандемии 38% компаний перешли на онлайн-обучение, и многие не откажутся от использования этого формата в будущем.
Правда, 25% сотрудников этих компаний считают, что лучший формат обучения – очный. Причины такого решения разные:
Мы и на данный момент не знаем, когда сможем вернуться в прежний режим полноценно. Обучение сотрудников поставить на паузу невозможно, слишком большие потери можно понести. Сотрудников необходимо приучать к онлайн-режиму, желательно, чтобы они «распробовали» его, полюбили, привыкли обучаться дистанционно.
Для этого можно использовать рекомендации экспертов:
Чему учить персонал в период кризиса, чтобы повысить эффективность бизнеса? По результатам исследования, 62% компаний принялись обучать hard skills, 41% компаний – корпоративным стандартам, 35% – soft skills.
Ведущие компании выбрали цифровую модель компетенций, предполагающую сочетание специальных, мягких и цифровых навыков. Цифровая грамотность просто необходима, поскольку цифровая трансформация, неизбежная для всех компаний, требует от сотрудников скорости и быстрого принятия решений, что трудно представить без цифровых компетенций. Кроме этого необходимо уметь быстро обучаться, быть гибким, уметь действовать в условиях постоянного форс-мажора, уметь использовать цифровые технологии для повышения эффективности своей работы.
Нужно настраиваться на непрерывное обучение – это просто необходимость сегодняшнего дня. При этом обучение должно быть не просто ради обучения, а для достижения определенных конкретных целей бизнеса. При таком подходе цифровая модель компетенций будет приносить прибыль компании.