Классическое образование часто оторвано от жизни. С этой точки зрения мы даже рады, что наступила эра онлайн и на время отпала даже сама возможность загонять студентов в душные академические аудитории, где вся обстановка напоминает о бесправном положении учащегося. Временная недоступность очного обучения вызвала необходимость искать альтернативы. Назад пути нет: уходят в прошлое скучные классные комнаты, где даже на стенах пусто – как в больничной палате – где не на чем остановить взгляд, чтобы активировать мыслительный процесс и расшевелить творческие способности, где все говорит о том, что есть только один авторитет, одно мнение, единственно правильная точка зрения… Классическое онлайн-обучение еще более печально. Однозначно, это не наши методы.
Переход в онлайн для многих компаний стал настоящей трагедией, только не для нас, хотя мы тоже столкнулись с трудностями: клиенты не верили в эффективность онлайн-обучения и до последнего откладывали его.
Классическое обучение действует угнетающе, потому что не учитывает особенностей человеческого мозга: наша психика социальна, нам нужны комфортные условия, смысл, вызов, мы хорошо запоминаем только то, что можно прочувствовать, «прожить».
Учитывая все это, обучение ManGO! Games и в очном формате всегда было социализированным, геймифицированным и сопровождалось закреплением полученных навыков в деловых играх, где можно «прожить» ситуацию, что бесценно с точки зрения скорости получения реального опыта.
Очные занятия мы удачно миксовали с онлайн-мероприятиями, так как наши клиенты часто разбросаны территориально. Самым ярким примером успешного использования онлайн-формата в корпоративном обучении до пандемии можно назвать переговорные чемпионаты, которые создавали в компаниях атмосферу настоящего предпраздничного бума, поскольку мы взяли привычку проводить их перед Новым годом – именно в это время FMCG-сети перезаключают договора на год и КАМам необходимо «прокачать» переговорные навыки.
Мы нашли главный секрет эффективности обучения и активно используем его: обучение должно быть вовлекающим. Вовлечение – это магия из множества составляющих, где среди самых важных – групповая работа.
Компании, с которыми мы работали, столкнулись с несколькими проблемами:
К нам начали обращаться с запросами на вебинары, потому что современное онлайн-обучение тогда ассоциировалось только с этим форматом. Вебинар – формат, в основе которого лежит онлайн-лекция спикера с возможностью демонстрировать презентацию и взаимодействовать с аудиторией через онлайн-чат: тренер читает вопросы и отвечает, или спрашивает, а участники ставят «плюсики». На вебинаре необходимо присутствовать, но при этом каждому хочется только одного – получить запись и отправиться заниматься своими делами. Мы не поддержали этот формат, поскольку и сами не понимаем, зачем привязывать себя к рабочему месту на целых два часа, если мероприятие почти ничем не отличается от любой лекции на ютубе.
Взамен мы предложили интерактивные онлайн-программы, которые оказались даже более эффективными для корпоративного обучения, чем очные тренинги.
Каждая онлайн-программа состоит из модулей, в которые обязательно включены как синхронные, так и асинхронные занятия, а также коллективная работа и активная обратная связь.
Каждый модуль программы посвящен отдельной теме и является автономным – его освоение даст теорию и практические навыки, независимо от того, освоены ли другие модули. Таким образом, если кто-то и отстанет, то не пропустит всю программу.
Каждый участник сначала самостоятельно изучает теорию, после чего на синхронном онлайн-тренинге разбирает с тренером кейсы и выполняет практические задания. Такой подход называется методом перевернутого класса.
Мы привыкли, что сначала преподаватель объясняет тему, во время урока мы успеваем разобрать один-два примера, а дома выполняем практические задания, закрепляя новый материал. По такому принципу обучаются наши дети, точно так же обучались мы. Вы никогда не задумывались, почему дети часто не делают домашних заданий, списывают и теряют интерес к теме? Возможно, потому, что самостоятельно осилить практическую работу бывает нереально трудно, когда рядом нет учителя и его подсказок.
Казалось бы, не совсем логично теорию давать на уроке, а практику оставлять на самостоятельную проработку. Куда эффективнее было бы в качестве домашнего задания дать детям освоение новой темы, а потом разобрать вопросы и закрепить на практике вместе с учителем и командой. Практика шла бы увереннее, а новый материал каждый раз становился бы мини-открытием, которое можно осмыслить без спешки. В некоторых реальных школах такая практика была внедрена и оказалась эффективной, однако распространение этот эксперимент пока не получил.
Мы поняли, что это как раз то, что нужно в онлайн-обучении: такой подход снижает стоимость обучения, повышает ответственность и эффективность. Если на вебинаре никто не слушает спикера, потому что это скучно – слушать два часа и ничем не заниматься, то в модели перевернутого класса обучающие слушают короткие видеоуроки в любое удобное время, переслушивая при необходимости сколько угодно раз.
На синхронном тренинге знания закрепляются в ходе практических заданий. На тренинге не заскучаешь, если он состоит на 70% из практических занятий с участием каждого.
Домашние работы в основном коллективные, что позволяет участникам укреплять навыки командного взаимодействия, создавать и развивать горизонтальные связи. Большинство онлайн-программ геймифицированы и содержат в себе деловые игры.
Самым же основным инструментом вовлечения является постоянная обратная связь от преподавателя и кураторов, которые выбираются из представителей компании.
Такой подход обеспечивает максимальное вовлечение в ходе корпоративного обучения и дает высокие результаты.
Елена Белова, менеджер по продажам ManGO! Games.