Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
24.05.21

Ораторское мастерство и уверенность в себе

Как убеждать людей, выступая перед публикой, как вовлечь, как вызвать интерес? Существуют ли тренинги для руководителей, которые эффективно учат ораторскому искусству и искусству убеждения с учетом онлайн-формата и особенностей внимания сегодняшней аудитории? Разбираемся.
Ораторское мастерство и уверенность в себе | ManGO! Games – деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Существует множество приемов, позволяющих захватывать и удерживать внимание во время выступления. Мы в нашем блоге не раз посвящали статьи этой теме. Рекомендуем познакомиться с некоторыми полезными материалами, чтобы повысить свою эффективность в ораторском искусстве:

Эти материалы дополнят сегодняшнюю информацию и без сомнений повысят ваше ораторское мастерство.

У человека, которому предстоит публичное выступление и который только начинает совершенствовать себя или сотрудников в этом направлении, возникает масса самых разных вопросов: куда смотреть во время выступления, где отработать навыки – индивидуально с тренером, коучем, ментором, или лучше на открытых или корпоративных тренингах, как построить корпоративное обучение персонала, чтобы сотрудники в совершенстве владели ораторским искусством? Разберемся с некоторыми важными вопросами, связанными с ораторским искусством.

Лидер и ораторское искусство

Задумывались ли вы, кто такой лидер и почему ему важно владеть ораторским искусством, или как ораторское искусство связано с лидерством? На самом деле связь прямая. Лидер – тот, кто ведет за собой. Так или иначе ему необходимо доносить свои идеи до других людей, а значит, привлекать их внимание своими выступлениями, призывами, предложениями, в какой бы форме они ни были. О качествах успешного лидера можно почитать в статье «Какое главное качество характеризует успешного лидера», которая раскроет вам суть и структуру лидерства. Вы узнаете, что лидер – тот, кто способен сгенерировать идею и собрать вокруг нее людей, который выбирает направление и не боится громко объявить его и повести в этом направлении за собой других, лидер – тот, кого не останавливает неопределенность и хаос, который ведет за собой, даже не имея гарантии успеха. Возможно ли все это без ораторских способностей? Вряд ли.

Чем отличается лидер от тех, кого он ведет за собой? У него больше энергии. Энергия – результат уверенности в себе. С энергией связано многое, даже вопрос, куда смотреть во время выступления. Если смотреть в глаза, уходит много энергии, что далеко не каждый выдерживает, поэтому тренеры часто советуют смотреть во время выступления в область между бровями или чуть выше глаз.

При взгляде в глаза мы непроизвольно «считываем», как человек к нам относится, что он сейчас к нам испытывает, поэтому нам не всегда хочется смотреть в глаза, особенно отдельных людей. Сильный лидер во время своего выступления перед пятьюдесятью слушателями, успевает в течение десяти минут каждому посмотреть в глаза. В ораторском искусстве, которое напрямую связано с лидерством, множество таких нюансов. Рассмотрим некоторые, о которых мало говорят.

Выход на сцену

Вы замечали, что некоторые ораторы, выходя на сцену, уже что-то говорят, как бы бормочат себе под нос? Это ошибка, которая препятствует лучшему восприятию диктора еще до начала его выступления.

Как же нужно? Необходимо спокойно появиться перед публикой без слов и любой попутной суеты, задержаться на сцене, дать зрителям какое-то время привыкнуть к оратору. Выступающий сам чувствует, какой длины должна быть эта пауза – у кого-то 3 секунды, у кого-то 10. Только после того, как наступила тишина, необходимо сконцентрироваться и начать говорить. Такой совет дает известная бизнес-тренер Наталья Грэйс.

Психологическая устойчивость

Даже если вы на виртуальной сцене, и особенно в этом случае, есть риск, что мысль потеряется, уверенность подведет, кто-то собьет и отвлечет, после чего придется снова настраиваться и вспоминать потерянную мысль.

Из-за этого любая преграда для начинающих ораторов становится досадной неприятностью, помехой, которую хочется скорее «пережить», держа в памяти момент, на котором он остановился. Оратор как бы боится потерять энергию, на самом деле все больше теряясь и волнуясь.

Психологическая устойчивость – это минимальная психологическая адаптация после любой помехи, а сама «помеха» – тоже момент, в который нужно вникнуть, вместо того, чтобы безучастно и напряженно пережидать его. Что бы ни отвлекло вас, сохраняйте невозмутимость, умейте быстро снова начать говорить и постоянно поддерживайте энергию, независимо от того, на что приходится переключаться. Страх потерять контроль должен полностью отсутствовать, это важно тренировать.

Энергетический поток

Снова об энергии. Представьте, что от вас исходит некий энергетический поток. Он может быть маленьким – только вокруг вас, а может заполнить собой всю аудиторию, независимо от ее размеров. Представьте теперь, какой силой и энергией нужно обладать выступающему, чтобы его энергия добралась к каждому присутствующему, находящемуся за десятки, сотни и тысячи километров от оратора.

Нужно говорить громко, внятно, сконцентрировано, чтобы и слова, и вложенная в них энергетика «долетала» до каждого. Однако дело не в громкости: мы знаем случаи, когда выступающий говорит тихо, даже шепотом, но его слышат на последнем ряду. Дело в энергетике, которая, как видим, важнее громкости. Оратору нужно представлять, что каждое его слово доходит до каждого.

Как же нужно говорить, чтобы вас слышали? Скучно слушать монотонную речь. Как избавиться от монотонности? Говорить то тише, то громче, то быстрее, то медленнее, иногда брать паузы.

Если из зала провоцируют

Как поступать, если вы только что подали информацию, а вам задают вопрос о том, что вы уже озвучили? Не услышали? Были невнимательны? Или специально переспрашивают? Начинающие ораторы в такие моменты раздражаются и намекают, что запрашиваемая информация уже звучала. Правильно ли такое поведение на сцене?

Раздражение или намек на невнимательность тут же будут прочувствованы всей аудиторией. Только попытаетесь «опустить» или даже слегка присадить кого-то из аудитории – тут же почувствуете солидарность с «оскорбленным» всего зала. Мыслите не шаблонно, отвечайте с юмором, не пытайтесь задеть или обидеть и не проявляйте нетерпение – нетерпением вы только настроите аудиторию против себя.

Если вам удастся ответить не так, как ожидают, и вызвать при этом позитивный эмоциональный резонанс – это уже маленькая победа, а если вы смешались, растерялись, начали оправдываться – это путь к поражению. Не знаете, как поступить, – шутите, в крайнем случае воскликните: «Потрясающая мысль!».

Греческий театр

Многие ораторы допускают ошибку, на которую мало кто обращает внимание. В Греции было принято показывать жестами и выражением то, о чем идет речь. В связи с этим транслировать телом то, что мы произносим, называют греческим театром.

Аудитории неприятно слушать о тяжелом от диктора с тяжелым лицом. Не стоит передавать всем своим видом то, о чем мы сообщаем. От этого всем становится не по себе и участвовать в таком мероприятии не хочется. Важно обо всем сообщать с достоинством и не терять позитива. Речь не о радости при сообщении о печальных фактах, но важно не терять общего позитивного настроя.

Держите светлое выражение лица: если информация тронет слушателей – они могут даже расплакаться, но вы не должны терять самообладание и доброе расположение духа.

Растягивайте гласные

Привлечь внимание и создать непостижимую магию при рассказе можно, растягивая гласные. Если вы иногда будете протягивать гласные, когда сами устаете, или когда видите, что устает аудитория, вы сможете удерживать внимание аудитории, которая даже не поймет, за счет чего именно это происходит. Растягивая гласные, можно экономить силы. Тренируйтесь рассказывать при желании разудальски, врасхлест, с распевом.

Следите за собой во время выступления: если не следить за собой, можно начать говорить в нос, а голос должен идти в аудиторию.

Ораторский процесс

Выступление оратора зависит и от аудитории. Бывает, оратор в порядке, а вот аудитория начинает его саботировать. С одной стороны, это вызов оратору – его проверка на прочность, с другой – ответственность аудитории и организаторов.

От аудитории требуются определенные качества: терпимость, поддержка выступающего, поведение с достоинством. Не стоит жалеть выступающего и поддерживать откровенную чушь, однако нужно не мешать выступающему.

Научиться ораторскому искусству и отработать организаторские и ораторские способности на практике можно на тренингах и в ходе деловых игр. Даже лучшие навыки со временем нужно освежать и даже самые тяжелые пробелы наверстываются в ходе обучения и качественной практики. Деловые игры ManGO! Games – очные и онлайн – способны невероятно преобразить ваших сотрудников.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных