Педагогический дизайн изначально причислили к искусству, сейчас его можно назвать уже направляемым искусством, что свидетельствует о перерастании его из творческих инициатив в методологию. Рассмотрим его как методологию.
Педагогический дизайн – это методология создания и использования учебных курсов. Речь идет как об очных, так и об онлайн-курсах.
Как создается учебный продукт? Он проходит такие стадии:
Педагогический дизайн тесно взаимодействует с психологией образования и опирается на определенные принципы, которые используются при подготовке любых учебных продуктов, будь то корпоративные тренинги или точечные мини-курсы – в формате популярного сегодня микрообучения. Интересно, что направление зародилось как создание образовательных программ для взрослых, и впервые было применено для разработки системы обучения в армии.
Задача педагогического дизайна – создание эффективного учебного курса с оптимальными затратами времени и ресурсов. Таким образом педагогический дизайн включает в себя такие важные составляющие как ресурс-менеджмент и образовательная эффективность.
Что нужно учесть, чтобы курс можно было считать эффективным? Почему одни корпоративные тренинги дают пользу, другие остаются формальностью? Попытаемся ответить на эти вопросы на основе опыта нашей команды и обратившись к материалам центра развития электронного и дистанционного обучения МФТИ.
Эффективный курс учитывает ряд факторов:
Сейчас многим пришлось учиться создавать электронные курсы. Что учесть, с какими проблемами приходится сталкиваться при производстве электронных курсов? По мнению экспертов и участников процесса, основная проблема – мотивация учащихся. Каждый преподаватель решает эту проблему по-своему, но решение нужно заложить уже при создании курса. Среди проблем электронных курсов также отсутствие привычного эмоционального контакта, низкая концентрация на учебе, слабая активность. Материал должен быть нескучным, соответствовать потребностям учащихся, но даже этого бывает недостаточно, если не спроектировать занятие грамотно.
Разрабатывая бизнес-тренинги для отдела продаж или тренинги для руководителей, необходимо соблюдать одни и те же правила создания курса. Как и в любом процессе, в учебном есть стратегия и тактика.
Для реализации тактики педагоги часто пользуются популярной и эффективной методологией, которая называется «Девять образовательных событий», автором которой является американский психолог Ганье.
Методология обеспечивает эффективность образования, если преподаватель будет действовать согласно девяти пунктам:
Если следовать этим девяти универсальным принципам, скорей всего педагогические цели будут достигнуты и при обучении учеников в школе, и если это корпоративное обучение персонала, причем, как в очном, так и в онлайн формате.
Таксономия Блума представляет собой набор из трех иерархических моделей, которые используются для классификации образовательных целей по специфике и уровню сложности. Цели обучения рассматриваются в когнитивной, аффективной и сенсорной областях.
Любое обучение, включая корпоративные тренинги, выполнит свои задачи, если грамотно поставить цели. Американский психолог Бенджамин Блум определил цели, исходящие из иерархии мыслительных процессов (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Если сформулировать цели «по Блуму» и достичь их, курс скорей всего будет успешным.
Каждому уровню иерархии мыслительных процессов соответствуют свои активности, например:
Каждый следующий (более высокий) уровень основывается на предыдущем. Педагогические цели основываются на повышении соответствующих уровней мыслительных процессов. Соответственно, учебный процесс строится согласно иерархии: запоминание, понимание, применение и так далее. Если учесть эту иерархию, новые знания будут надежно встроены в понятийную систему человека.
Самых высших уровней обучаемый достигает не всегда, но если достигает их, то способен творить – создавать новое.
Дизайн педагогического мероприятия учитывает также тип дисциплины – мягкая или жесткая.
К жестким дисциплинам относят алгоритмические, синтаксические дисциплины. Это точные и рациональные науки, например, математика. К мягким (гибким) дисциплинам относят индивидуальные, образные, семантические. Это гуманитарные науки, например, философия. Обучать «синтаксическим» и «семантическим» дисциплинам нужно по-разному.
Для изучения любой дисциплине традиционно нужны учебные и проверочные материалы. Учебные осваиваются, с помощью проверочных делается оценка усвоения и выяснение, что именно учащийся изучил.
Движение от учебного материала к проверке того, что человек изучил (какой цели достиг), считается прямым дизайном. Такой дизайн подходит для мягких дисциплин.
Жесткие преподаются с использованием обратного дизайна: сначала сообщаем что нужно изучить (какова цель), потом даем материал.
В основе прямого дизайна – разнообразие материалов, в основе обратного дизайна – цель.
При прямом дизайне обучающий получает большое количество материалов и выбирает любой путь из множества альтернативных путей. Обучающий движется по ландшафту в нужном направлении.
Задача преподавателя – мотивировать учащихся двигаться по выбранному индивидуальному пути, поддерживать свободный выбор учащегося. Учитель движется за группой и мотивирует группу к работе. Он должен понимать, что происходит, и снабжать учащихся необходимыми ресурсами.
Преподаватель таких дисциплин знает разные точки зрения и может свободно ими оперировать, а своим ученикам дает возможность познакомиться с разными точками зрения, выбрать свой альтернативный путь и проложить свою индивидуальную траекторию. Основная цель – правильно мотивировать группу, а не склонить к какой-либо позиции. Мудрый преподаватель гибких дисциплин может стать на любую точку зрения и аргументировано вести дискуссию с любой позиции. Основная задача освоения материала – повысить уровень владения дисциплиной.
В обратном дизайне основная цель – освоить методологию, движение в изучении жестких дисциплин идет от цели. Например, все учащиеся должны освоить решение квадратного уровнения конкретным стандартным методом – необходимо освоить алгоритм и получить ответ. Преподавателю необходимо изложить каждый шаг алгоритма и убедиться, что он четко усвоен. Цель на таких занятиях – на первом месте. Алгоритмический путь в рамках одного занятия как правило один, хотя преподаватель тоже знакомит учащихся с альтернативными путями, не делая на них акцент.
Таким образом, изучая, к примеру, математику, движение происходит по единственному пути. Это алгоритмичный курс, в котором учащийся продвигается по шагам в строгой последовательности. В отличие от прямого дизайна, в обратном учитель ведет за собой группу, а не следует за ней.
Большинство электронных платформ продуманы именно под обратный дизайн, и реализовать полноценное обучение мягким дисциплинам, используя готовые те или иные электронные курсы, бывает затруднительно, или как минимум тяжелее.
Для реализации мягких курсов необходимо большое количество видео и текстовых материалов, с которыми нужно ознакомиться, причем, все из предложенного осваивать необязательно, можно выбрать свой индивидуальный путь. Чтобы освоить как можно больше материалов, нужна личная мотивация, а основная задача преподавателя эту мотивацию подпитывать. Для гибких курсов важным инструментом повышения уровня знаний и мотивации является организация взаимодействия участников друг с другом. Площадки общения, форумы и чаты часто играют ключевую роль в изучении мягких курсов.
Что происходит, когда у дизайнера курса возникает задача создать тот или иной курс? Ему нужно пройти путь из следующих этапов:
Для создания курса нужна целая команда, где каждый занимается своими задачами в рамках своих компетенций. Как проверяется успех электронного курса? По количеству дошедших до финиша, по степени вовлеченности (дискуссии в мягких курсах), по изменениям в уровне знаний.
Надеемся, вы получили ответы на вопросы, почему одни курсы оказываются полезными, а другие остаются «галочкой» и мало что меняют, почему создание курса важно доверять профессионалам, и почему курс курсу – разница.