Блог
10.01.21

Педагогический дизайн – искусство или методология?

Что такое педагогический дизайн? Что учитывают разработчики курсов, чтобы информация запоминалась и приносила пользу, а внимание обучаемых не рассеивалось? Раскрываем нюансы классического подхода к разработке учебного курса.
Педагогический дизайн - искусство или методология? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Педагогический дизайн - искусство или методология? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Педагогический дизайн изначально причислили к искусству, сейчас его можно назвать уже направляемым искусством, что свидетельствует о перерастании его из творческих инициатив в методологию. Рассмотрим его как методологию.

Педагогический дизайн – это методология создания и использования учебных курсов. Речь идет как об очных, так и об онлайн-курсах.

Как создается учебный продукт? Он проходит такие стадии:

  • Проектирование.
  • Детальная разработка.
  • Производство и/или подготовка к занятию.
  • Апробация.
  • Эксплуатация.
  • Модернизация.

Педагогический дизайн тесно взаимодействует с психологией образования и опирается на определенные принципы, которые используются при подготовке любых учебных продуктов, будь то корпоративные тренинги или точечные мини-курсы – в формате популярного сегодня микрообучения.  Интересно, что направление зародилось как создание образовательных программ для взрослых, и впервые было применено для разработки системы обучения в армии.

Задача педагогического дизайна – создание эффективного учебного курса с оптимальными затратами времени и ресурсов. Таким образом педагогический дизайн включает в себя такие важные составляющие как ресурс-менеджмент и образовательная эффективность.

Что такое эффективно работающий курс?

Что нужно учесть, чтобы курс можно было считать эффективным? Почему одни корпоративные тренинги дают пользу, другие остаются формальностью? Попытаемся ответить на эти вопросы на основе опыта нашей команды и обратившись к материалам центра развития электронного и дистанционного обучения МФТИ.

Эффективный курс учитывает ряд факторов:

  • Интересы аудитории. Важно понимать целевую аудиторию, ее интересы, цели и задачи.
  • Психология образования. В разных форматах и в разных условиях своя психология.
  • Баланс учебной и педагогической нагрузки. Важно не перегрузить ни учеников, ни преподавателя.
  • Учет особенностей формата. Очные и онлайн-форматы тоже бывают разными, это важно учитывать.

Сейчас многим пришлось учиться создавать электронные курсы. Что учесть, с какими проблемами приходится сталкиваться при производстве электронных курсов? По мнению экспертов и участников процесса, основная проблема – мотивация учащихся. Каждый преподаватель решает эту проблему по-своему, но решение нужно заложить уже при создании курса. Среди проблем электронных курсов также отсутствие привычного эмоционального контакта, низкая концентрация на учебе, слабая активность. Материал должен быть нескучным, соответствовать потребностям учащихся, но даже этого бывает недостаточно, если не спроектировать занятие грамотно.

Тактика образовательного процесса Ганье

Разрабатывая бизнес-тренинги для отдела продаж или тренинги для руководителей, необходимо соблюдать одни и те же правила создания курса. Как и в любом процессе, в учебном есть стратегия и тактика.

Для реализации тактики педагоги часто пользуются популярной и эффективной методологией, которая называется «Девять образовательных событий», автором которой является американский психолог Ганье.

Методология обеспечивает эффективность образования, если преподаватель будет действовать согласно девяти пунктам:

  1. Привлечение внимания. Достаточно 10-15 секунд, чтобы учащийся «включился» в процесс.
  2. Информирование о целях. Учащийся должен понять, зачем ему нужен курс, который он сейчас пройдет. Участник должен понять, какое место занимает курс в общей иерархии знаний данного направления.
  3. Стимулирование воспоминаний. Это первый этап подачи нового материала. На этом этапе важно построить мостики между существующими знаниями и опытом – и новым материалом, дополняя существующие знания новыми.
  4. Внимание на отличительных чертах. Второй этап подачи нового материала. Вспомнив о предыдущем опыте, важно обратить внимание и на то, чем новый опыт отличается от имеющегося. Таким образом добавляются новые знания. Используя аналогии из прошлого, поднимаемся к новому все выше, знакомимся с новым материалом, достраивая к существующей основе «новые этажи».
  5. Обеспечение учебного руководства. Третий этап подачи нового материала и получение первой обратной связи. Происходит концентрация на сложных моментах, а также уточнение, насколько усвоен материал.
  6. Демонстрация обучения. На этом этапе преподаватель узнает, что учащиеся уже воспроизводят из нового материала. Это этап, на котором начинает говорить учащийся. Это ответы, задачи на проверку знаний, эссе.
  7. Обеспечение обратной связи. На этом этапе учащийся получает обратную связь от преподавателя. Преподаватель сообщает, насколько эффективно усвоен материал, и что не учтено.
  8. Оценка успеваемости. Это момент, требующий от преподавателя педагогического мастерства, поскольку это момент итога стараний учащихся и вместе с тем момент их мотивации. Педагог на этом этапе должен обеспечить стремление учащегося к продолжению роста, поэтому оценка его работы не должна стать препятствием или самоцелью. Нельзя допустить, чтобы человек расслабился или начал играть в «обученную беспомощность».
  9. Улучшение удержания знаний. На этом этапе педагогу нужно обеспечить мероприятия по закреплению полученных знаний.

Если следовать этим девяти универсальным принципам, скорей всего педагогические цели будут достигнуты и при обучении учеников в школе, и если это корпоративное обучение персонала, причем, как в очном, так и в онлайн формате.

Таксономия Блума

Таксономия Блума представляет собой набор из трех иерархических моделей, которые используются для классификации образовательных целей по специфике и уровню сложности. Цели обучения рассматриваются в когнитивной, аффективной и сенсорной областях.

Любое обучение, включая корпоративные тренинги, выполнит свои задачи, если грамотно поставить цели. Американский психолог Бенджамин Блум определил цели, исходящие из иерархии мыслительных процессов (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Если сформулировать цели «по Блуму» и достичь их, курс скорей всего будет успешным.

Каждому уровню иерархии мыслительных процессов соответствуют свои активности, например:

  • Знание/запоминание – перечисление, определение, запоминание, имитация и другие.
  • Понимание – обсуждение, объяснение, формулирование и другие.
  • Применение – изменение, классификация, соотношение и другие.
  • Анализ – оценка, группировка, категоризация и другие.
  • Синтез – составление, создание, разработка, обобщение и другие.
  • Оценка – заключение, одобрение, рекомендация и другие.

Каждый следующий (более высокий) уровень основывается на предыдущем. Педагогические цели основываются на повышении соответствующих уровней мыслительных процессов. Соответственно, учебный процесс строится согласно иерархии: запоминание, понимание, применение и так далее. Если учесть эту иерархию, новые знания будут надежно встроены в понятийную систему человека.

Самых высших уровней обучаемый достигает не всегда, но если достигает их, то способен творить – создавать новое.

Мягкие и жесткие дисциплины, прямой и обратный дизайн учебного процесса

Дизайн педагогического мероприятия учитывает также тип дисциплины – мягкая или жесткая.

К жестким дисциплинам относят алгоритмические, синтаксические дисциплины. Это точные и рациональные науки, например, математика. К мягким (гибким) дисциплинам относят индивидуальные, образные, семантические. Это гуманитарные науки, например, философия. Обучать «синтаксическим» и «семантическим» дисциплинам нужно по-разному.

Для изучения любой дисциплине традиционно нужны учебные и проверочные материалы. Учебные осваиваются, с помощью проверочных делается оценка усвоения и выяснение, что именно учащийся изучил.

Движение от учебного материала к проверке того, что человек изучил (какой цели достиг), считается прямым дизайном. Такой дизайн подходит для мягких дисциплин.

Жесткие преподаются с использованием обратного дизайна: сначала сообщаем что нужно изучить (какова цель), потом даем материал.

В основе прямого дизайна – разнообразие материалов, в основе обратного дизайна – цель.

При прямом дизайне обучающий получает большое количество материалов и выбирает любой путь из множества альтернативных путей. Обучающий движется по ландшафту в нужном направлении.

Задача преподавателя – мотивировать учащихся двигаться по выбранному индивидуальному пути, поддерживать свободный выбор учащегося. Учитель движется за группой и мотивирует группу к работе. Он должен понимать, что происходит, и снабжать учащихся необходимыми ресурсами. 

Преподаватель таких дисциплин знает разные точки зрения и может свободно ими оперировать, а своим ученикам дает возможность познакомиться с разными точками зрения, выбрать свой альтернативный путь и проложить свою индивидуальную траекторию. Основная цель – правильно мотивировать группу, а не склонить к какой-либо позиции. Мудрый преподаватель гибких дисциплин может стать на любую точку зрения и аргументировано вести дискуссию с любой позиции. Основная задача освоения материала – повысить уровень владения дисциплиной.

В обратном дизайне основная цель – освоить методологию, движение в изучении жестких дисциплин идет от цели. Например, все учащиеся должны освоить решение квадратного уровнения конкретным стандартным методом – необходимо освоить алгоритм и получить ответ. Преподавателю необходимо изложить каждый шаг алгоритма и убедиться, что он четко усвоен. Цель на таких занятиях – на первом месте. Алгоритмический путь в рамках одного занятия как правило один, хотя преподаватель тоже знакомит учащихся с альтернативными путями, не делая на них акцент.

Таким образом, изучая, к примеру, математику, движение происходит по единственному пути. Это алгоритмичный курс, в котором учащийся продвигается по шагам в строгой последовательности. В отличие от прямого дизайна, в обратном учитель ведет за собой группу, а не следует за ней.

Большинство электронных платформ продуманы именно под обратный дизайн, и реализовать полноценное обучение мягким дисциплинам, используя готовые те или иные электронные курсы, бывает затруднительно, или как минимум тяжелее.  

Для реализации мягких курсов необходимо большое количество видео и текстовых материалов, с которыми нужно ознакомиться, причем, все из предложенного осваивать необязательно, можно выбрать свой индивидуальный путь. Чтобы освоить как можно больше материалов, нужна личная мотивация, а основная задача преподавателя эту мотивацию подпитывать. Для гибких курсов важным инструментом повышения уровня знаний и мотивации является организация взаимодействия участников друг с другом. Площадки общения, форумы и чаты часто играют ключевую роль в изучении мягких курсов.

Как создается электронный курс

Что происходит, когда у дизайнера курса возникает задача создать тот или иной курс? Ему нужно пройти путь из следующих этапов:

  • Анализ, в ходе которого курс получает первые наброски структуры. Прежде всего на этом этапе распределяются ресурсы. В ходе этапа определяются цели, задачи, изучается целевая аудитория. Если это электронный курс, решаются вопросы 1) мотивации, чтобы как можно больше учащихся дошло до финала, и 2) привлечения, чтобы учащиеся пришли на курс.
  • Проектирование, собственно, дизайн курса, в ходе которого разрабатывается вся его структура. На этом этапе нужно определиться с типом курса. Для мягких и жестких курсов работа по проектированию будет разной. На мягких курсах важно запустить дискуссию внутри курса, на жестких – найти способы проверки уровня знаний. На жестких курсах возможна машинная проверка, а на мягких подобная задача затруднительна. Зато мягкий курс можно начинать раньше, чем начнутся синхронные занятия, предлагая для изучения много материалов, которые могут служить инструментом привлечения учащихся к курсу. На этом этапе принимаются решения по адаптации существующих материалов под курс, путей проверки результатов изучения материала.
  • Разработка. Это оформление материалов, создание пространства для дискуссий, разработка тестов, подготовка проверочных заданий согласно проекту.
  • Внедрение. Тестирование (прогоны), исправление ошибок, запуск курса на тестовой группе, запуск в основных группах, управление курсом, сопровождение.
  • Оценка модели проводится на каждом этапе пути создания курса.

Для создания курса нужна целая команда, где каждый занимается своими задачами в рамках своих компетенций. Как проверяется успех электронного курса? По количеству дошедших до финиша, по степени вовлеченности (дискуссии в мягких курсах), по изменениям в уровне знаний.

Надеемся, вы получили ответы на вопросы, почему одни курсы оказываются полезными, а другие остаются «галочкой» и мало что меняют, почему создание курса важно доверять профессионалам, и почему курс курсу – разница.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games