Блог
09.02.21

Правила мозгового штурма от основоположника метода Алекса Осборна

Если нужно быстро найти решение проблемы, быстро собрать идеи, быстро найти новые возможности в сложившейся ситуации – обычно проводят мозговой штурм. Это самый популярный метод мгновенного поиска решений и идей. Поговорим о том, как был изобретен мозговой штурм, каковы были требования к методу у его автора, и как провести мозговой штурм в его классическом варианте.
Правила мозгового штурма от основоположника метода Алекса Осборна | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Правила мозгового штурма от основоположника метода Алекса Осборна | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Мы уже писали о вариантах проведения мозгового штурма, мы знаем как провести мозговой штурм, если люди собрались впервые, если никто не знает с чего начать, если мозговой штурм нужно провести в одиночку и если не помогает даже креативный подход, а также чем отличается фасилитация от мозгового штурма. Давайте разберемся, как изначально был задуман метод.

Групповая генерация идей

В основном метод применяется для совместной генерации идей, но используется также для мотивации и развития команды, поэтому навыки проведения мозгового штурма уместно включать в корпоративное обучение персонала, особенно в обучение руководителей и лидеров. Мозговой штурм помогает объединять участников в команду, таким образом стоит учесть также его пользу в качестве командообразующего мероприятия.

Мозговой штурм сплочает и образует команду, повышает эффективность компании, развивает бизнес, но при этом важно выдерживать структуру мозгового штурма и помнить, что это структурированная форма совместного обсуждения. Мозговым штурмом нужно управлять, должен быть ведущий, координатор.

История возникновения мозгового штурма

Автором идеи считается Алекс Осборн, рекламист, преподаватель, который не был даже профессиональным психологом. Тем не менее в основе мозгового штурма лежат психологические принципы. Осборн родился в конце 19 века в Нью-Йорке и поменял немало профессий: был и разнорабочим на стройке, и посыльным в отеле, и клерком, и полицейским, и преподавателем. Позже он нашел себя в бизнесе, работая помощником управляющего небольшого завода, и наконец применил свой опыт в рекламе. Метод он начал применять, помогая искать идеи для новых продуктов завода, а окончательно доработал, будучи рекламщиком. Отыскивая новые идеи для рекламы, он привел метод в тот вид, в котором он и используется по сей день.

Разберемся, как провести мозговой штурм, если следовать подходам Осборна.

Основы метода

Основой метода стало убеждение, что процесс поиска идей следует отделить от процесса их оценки. Обсуждая задачи и занимаясь поиском идей по их решению, многие держат идеи при себе именно по причине страха за негативную оценку.

Многие опасаются насмешек, критики, отрицательной реакции, и поэтому как правило самые смелые и возможно интересные идеи так и остаются не озвученными. Если не отделить процесс сбора идей от процесса их оценки, то даже высказанные идеи могут поддаваться немедленной критике, что создаст барьер для открытых предложений в следующий раз.

Если же любая идея воспринимается с благодарностью, поощряется за сам факт ее озвучивания, а критика строго запрещается, можно добыть от собравшихся намного больше идей, среди которых могут быть достаточно ценные. Даже нелепая мысль становится такой только после оценки. Отсутствие критики дает возможность раскрыться каждому участнику и принять более активное участие в поиске.

Для поиска идей собирается небольшое количество участников, как правило, из разных отделов и с разным опытом, но которые понимают суть задачи, пусть даже с разных сторон. Руководитель не входит в эту группу, а обсуждение ведется в непринужденной обстановке. Каждая идея фиксируется на доске, флип-чарте.

Отсутствие критики и поощрение каждой мысли делает мозговой штурм похожим на фасилитацию, но основное отличие – в ограниченности мозгового штурма по времени.

Классический мозговой штурм обычно длится около получаса, это время посвящено генерации идей при полном запрете критики и при условии благоприятной расслабленной обстановки. 30 минут – время, в течение которого каждый успевает высказать даже самые смелые идеи, после чего участники уже начинают уставать и повторяться.

Важно выдерживать быстрый темп – это не позволяет ни начать раздумывать над высказанными идеями, ни приводить доказательства своим идеям. В ходе поиска идей в определенный момент обычно происходит особый ажиотаж, когда прорываются догадки, предположения, звучат стихийные идеи. Часто они и оказываются самыми ценными.

Философской основой мозгового штурма является теория Фрейда о том, что действия и мысли человека контролируются массой программ и запретов – сознанием. Но есть еще подсознание, толкающее человека на нелогичные поступки и нарушение запретов. Чтобы выйти за рамки традиционных представлений, необходимо создать благодатную среду. В этом основная философская концепция мозгового штурма. Для любой сессии по поиску идей – мозговой штурм, метод 6 шляп, различные виды фасилитацииважна благоприятная психологическая обстановка.

Требования к мозговому штурму

Для организации эффективного мозгового штурма важно соблюдать основополагающие требования:

  • Каждый участник должен понимать проблему.
  • Проблема должна быть максимально упрощена. Если она слишком многогранна, разбейте на насколько составляющих и поработайте над каждой.
  • Количество участников 3-10 человек. Меньше – не получим достаточного диапазона идей, большее количество не позволит уделить внимание каждому участнику, что может вызвать апатию.

Как выбрать участников для мозгового штурма? Есть несколько подходов. Можно пригласить участников команды, которые лучше всего себя зарекомендовали, можно пригласить внешних специалистов, знакомых с проблемой.

На мозговом штурме должен присутствовать «коллекционер идей» (модератор, ведущий), он будет записывать все предложенные идеи и следить за временем.

Ход сессии

В начале сессии все участники должны быть ознакомлены с правилами:

  • Запрещена критика и отрицательные суждения.
  • Обстановка должна быть непринужденной и не должна отвлекать участников. Не создавать шума и суматохи.
  • На сессии не должно быть никаких руководителей и тех, кто может вызвать смущение или боязнь показаться глупыми.
  • Задача – количество. Важно собрать как можно больше идей.
  • Важно развивать идеи других. Это не соревнование, а групповое усилие по поиску лучшего решения проблемы.
  • Не допускать фраз-убийц.

Фразы-убийцы – это фразы, способные испортить творческую атмосферу. Вот примеры таких фраз:

  • Это не наша проблема.
  • У нас нет времени.
  • Кто-то пробовал это делать?
  • Мы к такому не готовы.
  • Вы говорите чепуху.
  • Это несущественное дополнение.
  • Это непрактично.
  • Мы такого никогда не делали.

Самое важное в мозговом штурме – нет плохих и хороших идей, нет нежелательных идей. Каждая идея представляет собой ценный вклад в решение проблемы.

Альтернативы мозговому штурму

Мозговой штурм – самый популярный способ поиска проблем, но не единственный. Вот еще несколько альтернативных способов на случай, если для мозгового штурма нет всех необходимых условий.

Временная изоляция

Противоположный мозговому штурму метод. Метод предложил популярный блогер Баратунде Турстон. Он считает, что прежде чем представить публике свою идею, ее нужно хорошо продумать – до мелочей. В своей книге «Как быть черным» он рекомендует готовиться к вопросу «Кто что думает по этому поводу?» Это поможет в случае, если обсуждение не идет – не создана достаточно уютная, безопасная, атмосфера. Если не готовиться, можно получить угнетающее молчание и отсутствие каких-либо идей. Ко многим людям лучшие идеи приходят, когда они в одиночестве.

Дебаты и конструктивная критика

Есть еще один противоположный мозговому штурму вариант поиска идей – это поддавать все сказанное сомнению, конструктивно критиковать идеи друг друга, обсуждать, защищать их. Это позволяет находить более надежные способы выхода из той или иной ситуации. Для этого метода важно высокое доверие в группе.

Были проведены исследования, которые доказали, что в ходе дебатов и при конструктивной критике рождается большое количество идей, даже большее, чем при мозговом штурме. Данные одного из исследований, проведенного в разных странах:

  • США: при обычном обсуждении среднее количество идей – 18,8, при мозговом штурме – 20, в ходе дебатов – 24.
  • Франция: соответственно 15,6; 18,3; 21.
  • Объединенная группа: 16,2; 18,7; 21,7.

Модификация идей

Есть правило: не создавайте лишних проблем, если вы не в состоянии предложить ни одного возможного решения.

Вспоминайте это правило каждый раз, когда собираетесь обсудить с кем-то новую идею. Например, не спешите отказываться от поставленной задачи, поняв, что она неперспективна, сначала найдите и предложите другую не менее привлекательную идею взамен.

Например, «Я подготовил несколько интересных материалов, чтобы опубликовать их вместо предложенных, мне кажется, они больше понравятся нашей аудитории, что скажете?»

Сделайте, потом подумайте

Есть мнение, что стоит действовать, как только пришла в голову гениальная идея. Однако это не значит воплощать идею! Действуйте – значит, начинайте работать над идеей: опишите замысел, продумайте детали, протестируйте идею на состоятельность.

Опишите идею, набросайте эскизы, подберите примеры, после чего начните думать о целесообразности и делиться идеей с коллегами.

Самое важное, что следует знать об идеях: идея, записанная на бумаге, рано или поздно начинает жить своей жизнью!

Закажите полный каталог игр ManGO! Games