Блог
08.09.21

Проактивное управление: искусство улаживать проблемы на пути к цели

Еще ищете для себя ответ на вопрос, кто такой лидер? Ответов много – тот, кто способен повести за собой, взять на себя ответственность, вдохновить на движение к цели. Один из вариантов ответа – тот, кто устраняет проблемы, а не приспосабливается к ним. Это свойство называется проактивностью. Давайте разберемся, в чем его суть и как стать проактивным.
Проактивное управление: искусство улаживать проблемы на пути к цели | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Проактивное управление: искусство улаживать проблемы на пути к цели | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Проактивным может быть любой человек, главное понимать, как устроена проактивность, а также какие заблуждения об этом существуют. Разобравшись в этом, мы сможем определять проактивных людей и отличать их от реактивных, повышать проактивность в окружающих нас людях, самостоятельно развивать проактивность как навык. Развивая проактивность, мы будем развивать в себе лидерство.

Проактивный лидер

Проактивный лидер – подарок для любой компании. Он способен определить проблемы и избавиться от них раньше, чем они начнут угрожать успеху, может воодушевлять людей на преодоление проблем, объективно оценивать новые ситуации, извлекать уроки из своих ошибок, снижать стресс и гасить панику, укреплять уверенность и развивать способность принимать взвешенные решения.

Проактивность высвобождает силы и время, делает решения более прочными, людей более уверенными. Уверенность притягивает людей, а люди помогают достигать целей.

Проактивность помогает лучше разбираться в людях, в их поведении.

Бизнес с проактивным лидером более устойчив и более стремительно развивается, страны с проактивными лидерами процветают, а семьи проактивных людей с годами только укрепляются.

Проактивность – лучший способ улучшить позиции при наименьших затратах.

Мечта – не правда ли? Все это может быть вашей характеристикой и вашей реальностью. Осталось понять суть проактивности и освоить некоторые приемы.

Проактивность – не навык

Первый секрет развития в себе проактивности – понимание, что проактивность по сути не навык и не талант, это скорее решение, выбор. Вы просто можете принять решение влиять на происходящее. Точнее, это не совсем просто, но все начинается с решения.

С нами постоянно что-то происходит, окружающая нас реальность постоянно меняется. Все мы реагируем на раздражители, только делаем это по-разному. Есть два типа реакции – реактивная и проактивная. Первая – пассивная, вторая – ответственная.

Реактивность – это моментальная реакция, не требующая усилий и изменений. Проактивность – это реакция, которую мы выбрали сознательно. Для выбора нужны усилия, продуманность, готовность. К сознательным реакциям человек готовится заблаговременно. Проактивный человек определяет, что входит в зону его влияния, а на что он повлиять не способен. Если событие находится в зоне его влияния – он действует, если вне зоны влияния – ничего не предпринимает. Ничего не делать – тоже выбор, позволяющий сэкономить энергию или сохранить позиции.

Как видим, проактивность – это не синоним активности, активной жизненной позиции или энергичности. В ряде случаев проактивное поведение – это бездействие, а реактивное – бурная реакция, или наоборот. Разница – в сознательном выборе и продуманности реакции. Навыком может быть отсутствие спешки при ответной реакции или работа над разбором новых ситуаций. Но проактивность – это прежде всего решение контролировать и выбирать свои реакции, чтобы влиять на происходящее.

Как понять, я проактивный или реактивный?

Любые внутренние изменения начинаются с диагностики, а диагностика нужна там, где есть несоответствие желаемого и текущего положения вещей.

Проактивный человек становится лидером, влияет на происходящее, руководит своей жизнью и добивается успехов. Реактивный живет чужой жизнью, не влияет на происходящее и не понимает, как стать успешным. Какое из описаний лучше всего характеризует вас – можно проверить только на собственном опыте или с помощью специально разработанной диагностики.

Ответьте себе на вопрос, считаете ли вы себя успешным, удачливым и счастливым, и давайте попытаемся понять, проактивный или реактивный вы человек.

Прежде всего нужно осознать, что речь не о черном и белом. В разные периоды жизни и в разных обстоятельствах человек может проявлять себя по-разному, а степень проактивности специалисты определяют в процентах, к тому же проактивность можно развивать.

Предложенная диагностика поможет определить как собственную проактивность, так и проактивность окружающих. Например, вы сможете определить, насколько проактивен ваш собеседник или ваш хороший знакомый.

Рассмотрим 10 ситуаций.

Ситуация 1. Вам встретилось препятствие. Как вы склонны размышлять и действовать? Задумайтесь, часто ли вы мыслите в русле «Я изменю это, приложу все усилия, чтобы изменить»? Если вы диагностируете другого человека, задумайтесь высказывает ли ваш собеседник такую позицию, склонен ли мыслить таким образом? При ответе «Да» можете добавить один балл в пользу проактивности.

А посещают ли вас мысли «С этим ничего не поделаешь». Если часто именно так вы смотрите на обстоятельства и встречающиеся преграды – добавьте балл в пользу реактивности.

Ситуация 2. Чье-то мнение не совпадает с желаемым. Ваша реакция «Я приложу усилия, чтобы изменить их мнение»? Если да – еще один плюс проактивности. А если вы склонны мыслить «Вряд ли мне удастся их переубедить», то поставьте единичку реактивности. Так же можно оценить и окружающих. Если ваш знакомый даже не думает о возможности переубедить кого-то – это признак реактивного подхода к препятствиям.

Ситуация 3. Вас окружают неприятные люди. Ваша реакция? Если раздражение – это реактивная реакция, а если готовность не принимать близко к сердцу – проактивная.

Ситуация 4. Если у вас работа не лучшая в вашем понимании, вы говорите

1) «я иду на работу», «я решил пойти на эту работу»?

или

2) «я вынужден пойти на эту работу», «мне пришлось пойти на эту работу»?

Первый вариант свидетельствует о проактивности, в второй – о реактивности.

Ситуация 5. Сравните два высказывания:

  • «Я решил поступить так…».
  • «Мне придется поступить так, потому что…».

Первый вариант – признак проактивности, второй – реактивности. Проактивный человек принимает решение, реактивный – приспосабливается к обстоятельствам.

Ситуация 6. Кто-то нуждается в помощи. Ваша реакция? «Я найду время, чтобы помочь» – проактивность. «Я бы помог, но времени нет» – реактивность. Задумайтесь, как вам отвечают разные люди на просьбу о помощи, сделайте вывод об их позиции – реактивная или проактивная. Задумайтесь об успешности тех и других.

Ситуация 7. Появилась идея нового проекта, но нет средств. Ваши мысли? «Я найду средства для старта» – проактивность. «Я не могу себе позволить этот проект, у меня ограниченные финансовые возможности» – реактивность.

Ситуация 8. Что вы думаете о необходимости приносить пользу другим людям? «Почему мало кого интересует, что нужно сделать, чтобы быть полезнее?» – проактивность. «Никому не нужно, значит, и мне не нужно» – реактивность.

Ситуация 9. Есть люди, понимающие необходимость связей и единомышленников, и если нужно достичь определенной цели, ищут пути привлечения сторонников. А есть люди, которые сдаются, когда понимают, что для достижения цели нужны связи, которых нет. Первые проактивны, вторые – реактивны.

Ситуация 10. Слышали фразу «Я докажу, что никто не справится с этой задачей лучше меня»? Сами склонны так мыслить? Это признак проактивности. Противоположность – мыслить в русле «Мне не доверят эту задачу».

Сложите баллы (один балл за каждый утвердительный ответ). Если в графе «Проактивность» получится 10 – проактивность является качеством вашей личности.

Задумываясь над ответами, вы смогли лучше понять природу проактивности. Не сдаваться и не мириться, не приспосабливаться к происходящему, а влиять на происходящее, менять его.

Реактивные и проактивные люди

Считается, что проактивность формируется уже в 5 лет и проявляется в виде ответственности за то, что с нами происходит. Пятилетний ребенок уже начинает осознавать, что он в ответе за происходящее и от него зависит, что с ним происходит. Есть простой тест, предназначенный для детей пяти лет. Психолог показывает картинку, на которой изображен мальчик, который споткнулся о скамейку и забился. На вопрос психолога «Кто виноват?» дети отвечают по-разному. Психологи называют это тестом на внутреннюю зрелость. Зрелые отвечают, что виноват мальчик, который бежал и не заметил скамейку. Некоторые дети отвечают, что виновата скамейка.

Удивительно, но некоторые взрослые отвечают так же – они так и не сформировались и продолжают размышлять как трехлетние. Наверное, и вам встречались такие люди. У них во всем виноваты внешние факторы – погода, босс, жена, муж, неудачная работа, страна, кризис, любые внешние обстоятельства.

«Кто виноват» не совсем корректный вопрос. Для проактивных нет понятия вины. Виноватых наказывают, это вовсе не цель проактивного человека. Лучше задавать вопросы, от кого/чего зависит, можно ли повлиять на результат и как. Цель – устранить преграды, сделать все возможное на пути к цели.

Помня, что нет черного и белого, а есть только больше или меньше проактивности, и то в определенный момент, помня также, что проактивность можно развивать, давайте учтем, что люди часто ошибаются, когда думают, что не могут повлиять на обстоятельства. Мы способны повлиять на многое. Готовность и попытки найти способ изменить обстоятельства, которые нас не устраивают, – это развитие в себе проактивного подхода.

Одни ищут решение, другие жалуются на жизнь. Первые – проактивные. Но, как упоминалось выше, не всегда лучшим решением будет действовать и идти на пролом. Проактивность – это еще и способность определять реалистичность идеи и прокладывать путь промежуточных решений. Вы хотите занять самую высокую позицию в компании, хотя сейчас находитесь на самой низкой? Что ж, это реально, только не сию минуту. Ближайший путь – подняться на один уровень выше, к нему и стремитесь. И так далее. Всегда найдется реалистичный путь к ближайшему реальному достижению, а также способ избежать неприемлемого положения вещей. Проактивный человек не становится жертвой обстоятельств, и над этим нужно работать – наблюдать, анализировать, прогнозировать, изучать, извлекать уроки из ошибок, экспериментировать.

Проактивная позиция

Как стать проактивным? Давайте рассмотрим пример из бизнеса. Вы на работе, у вас есть руководитель, которого нельзя отнести к мудрым, внимательным к подчиненным, заслуживающим уважения. Уже это определение вызовет у разных людей разную реакцию.

Реактивная реакция – жаловаться на обстоятельства, жалеть себя, а может даже ставить руководителя на место. Это естественная, «ленивая» реакция – страдать, бездействовать, оправдывать свое бездействие, проявлять раздражение и разбрасываться оскорблениями. Это «подкармливает» нас в момент происходящего, но портит наши перспективы на будущее.

Проактивная реакция – это выбор из множества достойных вариантов, которые открывают новые перспективы:

  • Уйти с этой работы и подобрать более подходящую для роста.
  • Научиться справляться со своей раздражительностью: после такого начальника сработаться с любым руководством не проблема.
  • Найти общий язык с руководителем и добиться конструктивных отношений и уважительного отношения к себе.
  • Подняться по карьере, несмотря на ужасного начальника.
  • Показать, высшему руководству, на что вы способны, проявить лидерство и со временем занять место своего руководителя.

Наши поступки должны прокладывать нам перспективу. Для этого нужно:

  • Стремиться любую ситуацию использовать для своего развития и совершенствования.
  • Стремиться не попадать в зависимость от обстоятельств, искать варианты, которые бы соответствовали собственным критериям приемлемых.
  • Вместо траты энергию впустую, фокусироваться на том, что нам под силу на данный момент (что находится в кругу нашего влияния). Это помогает расширять круг влияния.
  • Учиться устанавливать цели и достигать их.
  • Учиться создавать возможности в текущей ситуации, а не ждать их появления.
  • Осознавать наличие выбора, развивать воображение для изучения потенциальных альтернатив.
  • Разработать свои ценности и принципы, следовать им.
  • Учиться определять в себе и других признаки проактивности, следить за своей речью. Вместо «Я вынужден» и «Мне приходится» говорить «Я решил», «Я предпочитаю», вместо «Я не умею» использовать «Я научусь», вместо «Я об этом ничего не знаю» спрашивать «Где можно найти информацию об этом?».
  • Готовиться к решению проблем заранее.

Каждый человек изначально проактивен, нужно только поддерживать и развивать свою проактивность.

Проактивность в бизнесе

При проактивном подходе любой негативный кейс для сотрудника – вызов, игра, челлендж. Для победы необходимы новые навыки, знания, компетенции, что позволяет выйти из ситуации более сильным и подготовленным к сложностям.

Обычно проактивность закладывается еще в детстве соответствующим воспитанием, но есть много примеров, когда человек развил свою проактивность в зрелом возрасте.

Важно, чтобы на руководящих должностях были проактивные люди. Проактивный лидер способен дать хороший пример, который станут повторять, перенимая эффективную модель поведения.

Проактивное управление – это прежде всего эффективное управление собой и своей жизнью. 

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных