Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Конкурентоспособность всегда обеспечивалась экспертными знаниями и опытом, а в меняющемся мире особо востребованы новые знания и новые экспертные выводы в области создания востребованных продуктов, в проектировании, маркетинге, производстве, сбыте.
Информация и информационные технологии позволяют гигантским корпорациям делиться на отдельные структуры и объединяться в единое целое. Границы организаций становятся более открытыми за счет объединения компетенций партнеров, а общее информационное пространство способствует взаимодействию.
Еще в прошлом веке основной ценностью считалась недвижимость и производственное оборудование, сейчас же большинство крупных компаний капитализируют нематериальные активы.
К нематериальным активам можно отнести продукты интеллектуальной собственности, а также человеческий капитал – знания, опыт, квалификацию, творческий потенциал сотрудников.
Компании вкладываются в этот актив – проводят корпоративные тренинги, внедряют корпоративный коучинг, работают над корпоративной базой знаний.
Со времен Генри Форда представление о развитии сотрудников изменилось кардинально. Задумайтесь: раньше обучал человека кто-то другой, места самообучению и саморазвитию отводилось совсем мало. Сначала обучали родители, потом школа и учебные заведения, государство или работодатель. Сейчас повышением своей квалификации занимается сам человек. Он отправляется на курсы, в вуз, на тренинг, ищет знания в сети, самостоятельно планируя свои дальнейшие шаги в профессии и оптимизируя свои затраты на обучение.
В связи с этим люди меняют и свои требования к работодателю, своему рабочему месту, смыслу и содержанию работы.
Рабочая сила уже не принадлежит предприятию, сотрудники более мобильны и менее лояльны. В таких условиях задача привлечения и удержания сотрудников – одна из самых ответственных и непростых.
Тем не менее компаниям важно, чтобы в них оставались высококвалифицированные сотрудники, чтобы на каждом рабочем месте всегда был специалист с необходимыми навыками. «Текучка» создает расходы на поиск и адаптацию, приводит к серьезным потерям знаний и уникальных компетенций.
Управление знаниями, особенно на производственных предприятиях, сегодня не каприз, а жизненная необходимость. Руководители должны уметь обеспечить «интеллектуальных» работников эффективной организацией их деятельности – тренинги для руководителей должны включать эту необходимость.
Это необходимый минимум. Идеальной ситуацией и целью многих предприятий считается самообучающаяся организация. Такая цель требует непростого пути. Для начала нужно решить задачу мобилизации интеллекта, опыта и воли каждого сотрудника – это позволит компании выжить и достичь успеха, постоянно развиваясь. Необходима система управления знаниями.
Компания получает информацию извне, изнутри, приобретая знания, разные по значимости и области применения. Чтобы получить работающий механизм управления знаниями, необходим системный подход. Классически в систему управления знаниями входят подсистемы:
Раньше к сотрудникам поступали знания из архивов, а создавали новые знания признанные эксперты. Сегодня новые знания генерируют все сотрудники: благодаря работе в команде и микрообучению, каждый может быстро ознакомиться с актуально информацией и привнести свой вклад в создание чего-то нового – на своем рабочем месте, в своем отделе или на уровне всей компании.
Если все подсистемы работают исправно – эффективное управление знаниями обеспечено. Однако настройка системы требует некоторых изменений в процессах управления персоналом.
Для обеспечения эффективного управления знаниями, на предприятии необходимо решить следующие задачи:
Для реализации каждого пункта существуют программы корпоративного обучения персонала, тренинги для руководителей, такие инструменты как стратегические сессии и фасилитации корпоративных мероприятий с опытными фасилитаторами.
Если перед вами стоят подобные задачи – обращайтесь в ManGO! Games для поиска решений.
Система человеческих знаний – саморазвивающийся организм, ему нужно «сырье», которым выступает информация. Знания появляются в процессе переработки информации.
Предприятие тем более перспективно, чем большим объемом полезной накопленной информации располагает, а также чем эффективнее смогло организовать для своих сотрудников преобразование информации в знания и рациональное использование полученных знаний в своей работе. Это преимущество – интеллектуальное лидерство – будет основой конкурентоспособности в меняющемся мире.
Наличие информации – еще недостаточное условие для появления нового знания. Необходимо научить людей пользоваться информацией, перерабатывать ее и генерировать новые знания.
И это еще не все – надо научить сотрудников формировать на основе новых знаний новые способности, индивидуальные и организационные.
Чтобы управление знаниями стало важным фактором производства и управления, понадобится два этапа:
1 – организация процедур сбора, обработки и передачи информации, в результате чего каждый работник должен быть обеспечен доступом к хранилищам информации, корпоративным и мировым.
2 – организация усвоения накопленного опыта и его творческого переосмысления. В результате сотрудники создают новые знания.
Новые знания появляются в разных формах:
Чтобы легко искать информацию, компания должна создать единую информационную инфраструктуру, которая бы постоянно развивалась. В последние годы многие компании дополнили системы управления знаниями онлайн курсами для обучения сотрудников, усовершенствовали методы поиска информации.
Если система знаний не будет соответствовать новым подходам к поиску, подаче и содержанию информации, она останется невостребованной среди сотрудников.
Для конкретного сотрудника управление знаниями на практике выглядит так:
Чтобы обеспечить такой процесс, сотрудники должны:
На крупном предприятии часто можно наблюдать отсутствие единой системы знаний, наличие множества разных информационных систем с разными интерфейсами, поддерживаемых разными службами, отсутствие единых форматов отображения данных и универсальных механизмов извлечения данных.
Чтобы исправить ситуацию, нужно всю информацию перевести в единое информационное пространство, унифицировать форматы хранения информации, обеспечить взаимодействие сотрудников в ходе выполнения рабочих задач, оптимизировать внешние информационные потоки (информация от клиентов, поставщиков, из интернета).
Структура фонда знаний может быть любой, главное, чтобы она была удобна и понятна сотрудникам, и они могли найти нужное максимально быстро. В общей базе могут храниться самые разные данные:
Для такой системы нужно провести работу по разграничению прав доступа, обеспечению трафика большого количества посетителей, информированию об изменениях в фонде знаний.
Важным направлением при работе с системой управления знаниями является работа по защите от недобросовестной конкуренции. Как защитить конфиденциальную информацию? Ее нужно защищать патентами, авторским правом, путем регистрации торговых марок, или используя другой подход – хранить ноу-хау как коммерческую тайну. Такие вопросы на предприятии может решать специально созданная комиссия. Главное, чтобы защита от утечки информации не препятствовала работе с информацией всем сотрудникам компании.