Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Доктор Фредерик Г. Пфердт, который отвечает в Google за креатив и является главным евангелистом по инновациям (Frederik G. Pferdt, Head of Innovation and Creativity, Chief Innovation Evangelist), обычно дает полезные и своевременные советы и ответы на актуальные вопросы относительно креатива и инноваций.
Сегодня как никогда его советы актуальны, поскольку, как он сам сказал в одном из своих недавних интервью, до пандемии все хотели внедрять инновации, но сейчас все их должны внедрять. Сейчас инновации в большой цене, сказал он, все хотят переосмыслить, что из себя может представлять лучший мир. Мы приближаемся к 2021 году – самое время установить более эффективные нормы, которые будут способствовать формированию оптимальной рабочей среды в будущем.
Чтобы переосмыслить мир и даже улучшить его, Фредерик советует развивать правильное мышление, которое позволит изобрести лучший мир.
Сегодня важно улучшить командную работу, чтобы с большей готовностью встречать неожиданности. Суть проактивного управления – в подготовке к любым сложностям. Прежде всего важно создать атмосферу доверия, психологической безопасности. Удивительно, но именно испытания помогают укрепить команду и являются новыми возможностями. Если настоящих испытаний нет, их симулируют, используя для этого деловые игры. Если команда работает дистанционно, организуют игры на удаленке.
Чтобы создать благоприятную для эффективных решений среду важно научить сотрудников умению сопереживать, не мыслить штампами, не бояться экспериментировать, заботиться о потребностях друг друга.
Фредерик рекомендует использовать метод дизайн-мышления, суть которого в способности ориентироваться на потребности человека и умение сопереживать. Ниже некоторые методы и инструменты, которые могут помочь лидерам, инноваторам и дизайнерам уверенно находить решения, несмотря на кризис.
Всегда, а особенно в трудные времена, важно уметь услышать других людей и изменить собственные взгляды в зависимости от их потребностей и болей. Сопереживание дает вдохновение, которое можно получить из потребностей людей, их чувств, надежд, стремлений. Для бизнеса это значит создавать решения, в которых люди действительно нуждаются, а не которые вам кажутся перспективными по каким-то субъективным причинам.
Как определить, что нужно людям и что способно решить их проблемы? Слушайте. Учитесь слушать, чтобы услышать, какие потребности у вашей аудитории или у вашей команды. Иногда оказывается, что запланированные решения нужны не окружающим, а только вам. Только слыша других, можно предлагать им реально полезные и актуальные решения.
В Google считают, что именно способность понимать чувства других в будущем будет одним из самых востребованных навыков. Этому нужно учиться, и такая возможность есть в повседневной деятельности. Например, можно проводить виртуальные встречи утром и вечером, чтобы быть в курсе настроений каждого участника команды. Есть ряд упражнений для достижения лучшего результата. Вот некоторые из них:
Помогают игры, предполагающие различное взаимодействие. Примеры деловых игр, которые можно провести самостоятельно, можно найти здесь.
Чаще задавайте вопрос «Как мы можем это сделать?» Инновации начинаются не с идеи, как принято считать, а с вопроса, как решить ту или иную реальную проблему. Многие могут находить решения, но не каждый способен попытаться посмотреть на проблему с другой стороны и задать вопрос, на который можно найти ответ в виде решения, которого еще не существует. Подобное происходит обычно в команде.
Дизайн-мышление помогает правильно сформулировать вопрос. К примеру, появилась проблема – нужно работать из дома, а значит, деловые игры для коллектива в привычном формате невозможны, на тренингах нет того контакта, который очень помогал в очном формате. Но что, если не сдаваться и задать вопрос: «Как мы можем сделать онлайн-тренинги более полезными, чем очные тренинги?» Или еще пример. Человеку трудно работать из дома – невозможно сконцентрироваться, члены семьи отвлекают. Вопрос может звучать так: «Как мы можем помочь людям адаптироваться к разным стилям работы, пользуясь ситуацией, что все сейчас дома?» Грамотная формулировка – уже половина успеха решения.
Многие проводят мозговые штурмы, в онлайн-режиме стали популярны марафоны, в ходе которых команда ищет идеи. Важными правилами для составления списка идей могут стать такие:
Когда список идей по решению проблемы готов, можно сосредоточиться на самых актуальных или удачных. Больше ценных идей появляется именно тогда, когда проблема сформулирована в форме вопроса.
Разобравшись с возможностями, можно переходить к экспериментам. Эксперимент – это не что иное, чем способ быстро потерпеть неудачу. Суть экспериментов – научиться учиться на собственных ошибках.
Хорошим способом подготовки к экспериментам могут быть деловые игры. Они помогают пробовать, ошибаться, пробовать еще раз. Поэтому существуют различные бизнес игры для тренингов, позволяющие отработать способность падать и подниматься, не теряя цели и следуя к ней. Существует много игр, проводимых не только в ходе обучения. Кстати, сценарии деловых игр с примерами, которые мы предложили выше, тоже помогут отработать способность ошибаться, делать выводы и учиться на ошибках.
Эксперименты – это уже не игра и они способны в реальной жизни быстро показать, что сработало, а от чего стоит отказаться. Результаты экспериментов позволяют продвигаться все ближе к правильному решению.
Почему мы играем в игры и должны готовить себя к экспериментам и любым изменениям? Потому что люди не охотны к экспериментам – нам всем свойственно экономить силы. Поэтому всем проще применить ранее испробованные идеи и решения, а не делать шаги к неизведанному.
Для того, чтобы эксперименты давались легче, нужно создавать специальные, располагающие к этому, условия. Это условия, в которых, независимо от того, очно или виртуально, команды и каждый сотрудник чувствовали бы себя уверенно, не боялись рисковать и выходить за рамки привычного. Для этого важно поощрять команду не ограничивать себя в творчестве, не бояться показать слабости, заботиться о психологической безопасности друг друга. Все это поможет в результате более точно оценивать идеи, глубже понимать боли пользователей, выявлять свои сильные стороны и быстрее двигаться к успехам путем экспериментов.
Присмотримся к примеру главного креативщика Google. Чтобы вдохновить свою команду делиться идеями, проверять идеи и экспериментировать, Фредерик создал программу обучения под названием Creative Skills Innovation Lab, а также создал пространство, которое было названо «Гараж» (the Garage).
Он считает, что для креативного пространства важны два условия: близость и гибкость. Он заметил: когда люди сближаются, они вдохновляются друг другом, а когда пространство предполагает гибкость, люди легко подстраиваются под самые разные цели и потребности.
Свое креативное пространство Фредерик назвал местом ошибок, экспериментов и прототипов. Пространство экспериментов не должно быть идеальным и «отполированным». «Не помещайте людей в безупречные условия, если вы хотите креатива и инноваций», - советует Фредерик. Должно быть достаточно хаоса, творческого беспорядка и простора для проб. Вспомните, как выглядят ателье, художественные студии, и те же гаражи.
Люди в таком пространстве могут брать любые предметы, переставлять их, ломать и переделывать. Такая среда поощряет креативный подход и помогает людям взаимодействовать и создавать что-то новое вместе.
Теперь давайте представим, как будет работать мышление человека, если в помещении все на своих определенных местах, а что-то менять или переставлять неуместно. Разве захочется творить что-то новое и соединять несовместимое? А ведь в этом и заключается креатив – в поиске новых сочетаний.
Что для этого сделано в офисе Google? Можно использовать для создания схем и образов любую поверхность, например, изображать схемы на столах. Сами столы – на колесиках, их можно перемещать. Много деревянных кубиков, маркеров, лего, картонных коробок, гаек и болтов. И везде стикеры.
Когда было создано творческое пространство, в нем установили камеры, которые помогли определить, какие зоны недостаточно задействовались, и найти им более полезное применение.
В центре комнаты самого Фредерика можно увидеть надпись: «design is a verb» (дизайн — это глагол). Это говорит о многом. Дизайн – это процесс, а не результат.