VUCA-мир – это ситуация нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. И в этой ситуации нам нужно обеспечить жизнеспособность компании, которая заключается в соответствии целям владельцев, и устойчивость, которая позволит сохранять жизнеспособность при любых изменениях внешней среды.
Если ситуация постоянно меняется, риски утратить жизнеспособность крайне высоки, тем не менее при планировании многие компании и сейчас продолжают игнорировать их, продолжая использовать при стратегическом планировании те же подходы, что и раньше.
Такое стратегическое планирование часто носит формальный характер, поскольку его участники нечетко представляют, какой поворот произойдет во внешней среде и в каких условиях необходимо будет вести бизнес. Это не позволяет обеспечить устойчивость компании к изменениям внешней среды. Сложность в том, что вариантов может быть много.
Раньше такого не было – вариантов сразу несколько и полная неопределенность. Сейчас все именно так. Какого из вариантов следует ожидать с наибольшей вероятностью?
Однако не стоит бояться инвариантности и не стоит закрывать на нее глаза. Ее нужно выявлять и с ней вполне можно работать. Только для этого нужно использовать сценарное планирование.
Есть несколько формулировок сценарного планирования, рассмотрим их.
Сценарное планирование – это:
Сценарное планирование при грамотном исполнении позволяет идентифицировать риски и тестировать решения компании.
Что включает в себя грамотное исполнение? Как минимум, важно выдержать несколько условий: сценарии не нужно привязывать к текущей стратегии, участники должны быть готовы видеть изменения относительно официальной версии будущего, сценарий не должен быть слишком детальным.
Для разработки сценариев необходимо грамотно организовать процесс. Он предполагает:
Принципы процесса сценарного планирования лучше всего показать на примере. Представим ситуацию. Компания производитель товаров для массового потребителя решила проработать различные сценарии развития бизнеса.
Чтобы определить тренды, достаточно вспомнить, какие события больше всего повлияли на компанию (или на нишу, в которой работает компания) в последние несколько десятков лет.
Чтобы не было ошибочных оценок, можно воспользоваться реальной аналитикой выручки или прибыли компании и отдельных ее направлений за последние 10 лет. Такое начало сессии создаст рабочую атмосферу и заставит убедиться в том, что мир постоянно меняется.
Без специальных усилий человеку трудно определять «длинные» тенденции, которые занимают периоды в несколько лет, потому что человек воспринимает такие тенденции как рутинный постоянный процесс.
Обычно события, которые оказывали существенное влияние на компанию в прошлом, продолжат оказывать его и в будущем. В любом случае такие события стоит держать под пристальным вниманием.
После того как будут определены основные события, влияющие на компанию, можно провести мозговой штурм, лучше всего, разделившись для этого на небольшие группы.
В группах нужно выявить основные политические, экономические, социальные и технологические факторы, которые способны оказать значимое влияние на компанию в ближайшие годы или в течение предварительно определенного промежутка времени.
В ходе мозгового штурма нужно собрать идеи, которые потом нужно будет оцифровать и оценить. Оценивать можно, используя бинарные или вариативные факторы: произойдет/не произойдет, доля в процентах, количество. Небинарным факторам нужно присваивать числовые значения.
В результате прогнозы будут звучать примерно так:
После этого факторы сравнивают между собой по степени потенциального влияния на бизнес, определяя степень вероятности. Определяется также степень влияния фактора на ваш бизнес. В сети есть расчеты и примеры, как можно подсчитать степень влияния фактора на компанию.
Важно учесть также факторы-триггеры, которые запускают целый ряд событий. Чтобы определить, что на что влияет, можно воспользоваться техникой «5 почему».
Этап важно грамотно организовать, можно для этого привлечь опытного фасилитатора. Можно также заказать услугу проведения всего сценарного планирования или всех этапов стратегической сессии. Итог этапа – список самых значимых факторов, на основе которых можно строить вероятные сценарии.
Сам процесс будет полезным для всех участников, поскольку они смогут лучше осознать влияние внешнего мира на компанию и ее эффективность.
Для создания сценариев нужно использовать не все факторы, которые влияют на работу компании, а лишь те, по которым уровень неопределенности был оценен как высокий.
Одни и те же факторы для разных компаний имеют разное значение.
Выбранные факторы можно назвать драйверами сценариев и приступить к созданию сценариев будущего.
Выберите пару ключевых драйверов и задайте им два полярных значения – выше, чем можно представить в реальности. Такие значения вряд ли будут достигнуты, но прогноз с таким значением легче будет описать. Сценарий представляет собой историю, в которой каждое событие вызывает следующее.
Используя два драйвера, можно составить 4 возможных сценария:
Сценариям желательно дать яркие названия.
Пример. В качестве драйверов взяты факторы:
Получим такие сценарии:
Яркие и короткие названия сценариев позволяют в будущем давать ссылки на него.
Для каждого сценария можно подобрать показатель, который будет свидетельствовать о его реализации.
Таким образом можно построить несколько сценариев на разных парах драйверов. Если некоторые истории при построении сценариев повторяются – это может свидетельствовать об их перспективности. В будущем можно будет говорить о степени вероятности того или иного сценария, но на момент составления все они равновероятны.
Для каждого сценария можно составить потенциальный объем продаж и среднюю цену, или другие значимые показатели.
Все варианты проверяются на адекватность:
Сценарное планирование позволяет получить стратегические альтернативы, понять, как на компанию влияет окружающая среда. С помощью сценарного планирования можно тестировать стратегические инициативы, исходя из возможных сценариев развития окружающей среды в будущем.
В неопределенном мире полезно научиться мыслить сценариями. Стремясь к сиюминутной выгоде в большинстве случаев компания теряет будущее. Если вы хотите подготовиться к будущему и быть уверенными в устойчивости компании, важно изучать бизнес-ландшафт прежде, чем окажетесь в нем.