Блог
04.12.21

Тайны происхождения интеллекта и новые открытия о врожденных талантах

Существуют ли врожденные таланты? Эксперимент показал, что наши представления об этом не совсем соответствуют действительности и мешают нам развиваться.
Тайны происхождения интеллекта и новые открытия о врожденных талантах | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Для многих Вольфганг Амадей Моцарт – любимый композитор. Его произведения сегодня так же популярны, как при его жизни. Писать музыку Моцарт начал с 5-ти лет и не прекращал создавать музыкальные произведения до самой смерти. Его называют обладателем уникального таланта и вундеркиндом, а те, кто знал его, писали о нем как о легкомысленном и поверхностном человеке, балагуре и остряке. Почти все талантливые люди, отдаваясь своей деятельности целиком, демонстрируют плохую приспособленность к быту и поверхностность в вопросах, не касающихся их области. Но размышляя о Моцарте, многие выражают предположение, что его талант давался ему словно свыше, будто сам по себе, не требуя от композитора усилий.

Альфред Эйнштейн писал о музыке Моцарта, что она была настолько совершенна и чиста, словно композитор и не писал ее, а просто «находил», тогда как она существовала вечно, как часть врожденной красоты Вселенной.

Все это совпадает с теорией о талантах, которые проявляются, не требуя специальных усилий, главное постоянно развивать их.

Не все согласны с этой теорией, поэтому ученые проводят эксперимент за экспериментом, ища ответ на вопрос, правда ли, что существуют врожденные таланты, или это вредный миф?

Некоторые эксперименты показывают, что к развитию талантов можно подходить по-разному, а наше отношение к этому влияет на наше отношение к своему самосовершенствованию.

Происхождение интеллекта

После того как ученые открыли ДНК, спорить о происхождении интеллекта прекратили. Вопрос врожденности или приобретенном характере тех или иных умственных способностей связали с параметрами, влиять на которые человек не в силах.

Однако, профессор психологии Университета Британской Колумбии Стивен Хэйне считает, что такое отношение к интеллекту влияет на сам интеллект больше, чем набор хромосом.

В своей книге «ДНК — не приговор» он делится своими наблюдениями о том, как представители разных культур дают себе возможность развиваться в зависимости от своего представления от природной предрасположенности человека.

Степень озабоченности человека коэффициентом своего интеллекта зависит от того, как человек понимает интеллект. Обычно интеллект воспринимают не так, как свои показатели ума в правописании или арифметике. Во многом это связано со сформированным мнением о врожденной природе интеллекта. В 1934 году Сирил Бёрт, один из ведущих исследователей интеллекта, сказал, что это врожденная способность, которую можно только унаследовать, а не сформировать в результате учения и упражнений. Он сообщил, что интеллект невозможно сформировать родом деятельности или какими-либо усилиями, тем не менее он присутствует во всем – в том, что мы делаем, как мы думаем и говорим.

Эта точка зрения серьезно повлияла на подход к развитию талантов и использованию собственного интеллекта. Такого мнения придерживаются сегодня многие психологи, которые убеждают, что мы рождаемся с определенным уровнем интеллекта, на который не можем влиять.

Чарльз Спирмен, один из первопроходцев в применении IQ-тестов, в 1931 году сказал, что путем обучения невозможно повысить умственный уровень, так же, как невозможно привить человеку способность стать выше ростом.

Как видим, интеллект воспринимается как сущность, нечто неизменное, что тем не менее определяет потенциальный вклад человека в общество.

Люди относятся к своим умственным способностям, как к сущности, и это на многое влияет.

Но такого мнения придерживаются не везде. В Японии нет культуры отношения к интеллекту, как к чему-то неизменному.

Однажды Стивен Хэйне, обучая японских студентов английскому языку, сделал для себя неожиданное открытие. После похвалы студента за первые удачные, хотя и несовершенные, попытки, он услышал от японских коллег критику: как можно хвалить человека, который еще не справился с задачей, он же не захочет совершенствоваться, решив, что у него и так все хорошо!

Такое мнение шло вразрез с тем, чему Хэйне учили на курсе психологии в университете. Его учили, что люди работают усерднее, будучи уверенными, что справятся с поставленной задачей. Такой подход основан на восприятии интеллекта как сущности. Подбадривание как бы дает понять: у тебя хватит твоего интеллекта справиться с этой задачей, ты работаешь не зря.

Заблуждения в реакции на трудности

В разных культурах разное отношение к трудностям. Это показал эксперимент.

Американским студентам дали пройти тест на креативность и поставили заниженные и завышенные оценки.

Участникам эксперимента предложили тест, который состоял из ряда творческих задач. Вот одна из них: подобрать слово, которое по смыслу соответствует каждым из трех предложенных. Можете ли вы придумать такое слово?

  • День
  • Сон
  • Фантазия

Ваше слово «грезы»? Грезы возможны во сне и днем наяву, и в то же время являются фантазиями. Большинство участников эксперимента назвали это слово.

Если немного подумать, трудно сделать ошибку. Это несложная задача.

Одной группе участников дали более простую версию теста, другим участникам – более сложную. Когда участникам эксперимента сообщили, что они выполнили тест лучше, чем 80% студентов университета, для них это значило, что их творческие способности впечатляющие. Другой группе повезло меньше, участникам удалось ответить правильно только на несколько вопросов. Результаты показали, что их уровень соответствовал 20% уровня худших своих коллег. По итогам теста этим участникам сообщили, что их творческие способности довольно низкие.

После эксперимента студентов обеих групп оставили в аудитории одних, дав еще несколько заданий, чтобы чем-то себя занять, пока они ждут экспериментатора. Это были упражнения нескольких типов: на креативность, подобные к тем, которые были в предыдущем тесте, а также задание на обведение фигур без отрыва руки от бумаги, не похожее на то, которое встречалось в недавно пройденном тесте. Исследование заключалось в том, чтобы увидеть, как много времени участники уделят каждому заданию, пока ждут экспериментатора.

Точно такой же эксперимент был проведен среди японских студентов. Оказалось, что американские студенты, которые узнали о высоких творческих способностях, уделили больше времени заданию, подобному предыдущему. Они знали, что у них хорошо получалось, стремились преуспевать. Те же студенты, которые узнали, что они слабы в творчестве, больше внимания уделили второму заданию. Видимо, они надеялись, что преуспеют в задачах другого типа.

Исследование следи японских студентов дало противоположные результаты. Те, кто преуспел в первом задании, переключились на вторую задачу – они хотели научиться чему-то новому. Те, кто «хуже» справился с первой задачей, продолжили развивать креативность, решив работать над заданием, подобном предыдущему.

Ключевой переменной в этих экспериментах было отношение к умственным способностям. Американцы и японцы по-разному относятся к креативности: первые как к сущности, вторые – как к результату упорного труда.

Стоит учесть эту особенность при формировании корпоративной культуры и развитии персонала: от установок зависит настрой человека на готовность прилагать усилия в определенном направлении, преодолевать трудности и планировать следующие шаги.

Смысл совершенствования

Этот эксперимент показал, что отношение к таланту как к данности, на которую невозможно повлиять, приводит прежде всего к отступанию перед трудностями. Человек не видит смысла в совершенствовании.

Сегодняшняя концепция развития талантов состоит в том, что таланты – лишь потенциал, который одним людям развить легче, чем другим. Развитие талантов помогает получать лучшие результаты из возможных.

Отношение к способностям как у чему-то неизменному влечет за собой целый ряд нежелательных последствий. Прежде всего люди, которые так относятся к талантам, сдаются при любых неудачах и не хотят прикладывать усилия. Кроме того, психологами замечено, что такие люди боятся неудач и стремятся приукрасить свои достижения. У этих людей выше риск развития депрессии.

Они избегают риска, чаще соперничают вместо сотрудничества с членами собственной команды. Такое мышление развивает огромное количество личностных и социальных проблем.

Совершенствование стоит учитывать в корпоративной культуре. От настроя сотрудников и «религии» внутри компании зависит их готовность совершенствоваться и преодолевать препятствия. Показать сотрудникам возможности их развития и роста можно с помощью деловых игр.

Разве был бы Моцарт знаменитым и талантливым, если бы не работал над совершенствованием своего дела с дошкольных лет и постоянно во взрослом возрасте? Его отец музыкант и вся семья уделили немало внимания развитию таланта сына, а сам он за свою короткую жизнь напряженно и много работал. Свой знаменитый «Реквием» он написал, будучи уже смертельно больным в 35 лет. Это произведение осталось незаконченным. Будучи уверенным в ближайшей кончине, он не сдавался и не прекращал работать. Это говорит о характере и отношении к трудностям человека, в гениальности и таланте которого не приходится сомневаться.

Развивайте творческие способности и необходимые таланты, даже если тест показывает низкие результаты. Развивайте таланты, если тест показывает, что вы ими наделены. Команда ManGO! Games предлагает такие игры на развитие творческих способностей:

  • Князья и капуста. Уникальный симулятор жизни в древнерусском государстве, позволяющий каждому участнику самому выбрать, кем быть – крестьянином, боярином, купцом или царем.
  • Leadout. Игра предлагает оказаться в ситуации, которая может произойти с каждым. Менеджера перевели в другой отдел, а новый совсем не похож на прежнего. Вашей команде нужно научиться работать с новым лидером. Все окажется не совсем просто…
  • Озеленение планеты. Эта игра предложит вам воодушевляющий проект: открыта новая планета, а вам нужно ее озеленить. Ваша компания поставляет цветы и деревья, которые будут там высажены. Каждый участник примерит на себя все роли – поставщика, заказчика, исполнителя.
  • Шелковый путь. Вы станете известными торговцами, прокладывающими великий шелковый путь через пустыню в новые страны. Но случается непредвиденное: команду застает песчаная буря и разбрасывает по разным лагерям. То, как вы справитесь, расскажет о вас немало, и позволят наметить пути развития.
  • Зима Близко: королевские инвестиции. Королевство разделено на Великие Дома, в каждом правит свой Лорд. Зима отступает и у каждого Дома появляется возможность развить свою экономику. Как вы воспользуетесь полученной возможностью?
  • Ветер возможностей. Увлекательная игра, в которой команды соревнуются в управлении своими компаниями.
  • Эльдорадо. Игра-приключение превращает каждого участника в охотника за сокровищами, где главный приз – большой кованый сундук с богатством.
  • Стоунхендж. Классическая переговорная игра, в которой нужно продемонстрировать переговорные навыки, обойдя немало «подводных камней» и сделав в процессе важные выводы.
  • The Gym. Вы станете настоящим собственником бизнеса – будете управлять спортивным клубом. Думаете, это легко? Проверьте себя!
  • Символы. Головоломка, допускающая только один правильный ответ и только один шанс на решение.
  • Парковка. Три торговые сети крупного холдинга ведут переговоры о совместном строительстве паркинга возле торгового центра. У каждой сети свои интересы, и только учет интересов каждого позволит построить паркинг без неоправданных затрат.
Закажите полный каталог игр ManGO! Games