Блог
Эффективность групповой работы

Как понять, на каком этапе развития компания

Чтобы понять, на каком этапе ваша компания, нужно учесть несколько составляющих: акме, тип компании, внешнюю среду и жизненный цикл компании. Зачем определять этап? Чтобы вовремя предотвратить падение.
Обратимся к теории жизненного цикла организации по Ицхаку Адизесу.
Ицхак Адизес предложил свой взгляд на жизненный цикл компаний, в котором завязка, рост и развитие разворачиваются на этапах «Увлечение», «Ухаживание», «Младенчество». На этапе младенчества может все и закончиться, так и не получив развития в бизнес. Если этап младенчества удастся перерасти, компанию ждет следующий этап – «Давай-давай» (этап роста идей), на котором компанию подстерегает «Ловушка основателя».
Следующий этап – «Юность». На этом этапе компании нужно уберечься от «Развода», связанного с «Преждевременным старением» и «Неосуществленным предпринимательством». Если справится – поднимется к своему рассвету. Выше «Рассвета» - этап стабильности. «Стабильность» - высшая точка развития компании. На ней и нужно удержаться как можно дольше. После стабильности компания может падать поэтапно в «Аристократизм», «Охоту на ведьм», «Бюрократию», и так дойдя до этапа «Смерть». Компания может переживать много рассветов и падений, не раз скатываться в «Младенчество» или в «Бюрократию».
К примеру, адхократия, достигнув стабильности, может начать падать в «Аристократизм», если деятельность станет на поток, а проектные команды начнут гнаться за высокими показателями и перестанут вкладывать в планы и отчеты пользу и смысл. Как только работа лишится ценности, компания начнет лишаться стабильности. Чтобы удержаться, нужно находить и выдерживать акме – баланс целей, возможностей и социального запроса.
Адизес описывает баланс в точке «Рассвет» как баланс между:
· Эффективностью и результативностью.
· Самоконтролем и гибкостью.
· Интеграцией и предпринимательством.
· Синхронностью и принятием рисков.
· Качеством и количеством.

Как узнать, на каком этапе ваша компания?

Узнать текущую ситуацию и сделать разумные выводы помогает анализ доступных данных, групповая работа над стратегией компании, фасилитация, знание типологии и жизненного цикла компании. Не стоит чрезмерно увлекаться теорией и стремиться, чтобы все функции компании достигли рассвета и находились в стабильности. Достаточно, чтобы они были достаточно взрослыми и были своевременно «подхвачены» при тенденции падения. Иногда достаточно исправить несколько ошибок, немного «повзрослеть» или «помолодеть», чтобы компания смогла полностью раскрыть свой потенциал.
У нас можно заказать проведение сессии по корпоративной культуре, трансформации, оптимизации.
Больше о том, что такое акме, как зависит тип компании от внешней среды и какие бывают типы компании – в материале «Как узнать, на каком этапе жизненного цикла компания».
Фасилитация Корпоративная культура