Блог
Эффективность групповой работы

Ловушка мышления «Эвристическая доступность»

Ловушка мышления «Эвристическая доступность» | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Вы обращали внимание, что люди боятся терактов, но продолжают переходить дорогу на красный свет? Возможно, все даже знают, что по статистике неприятных случаев на дорогах намного больше, чем жертв в терактах. Но ведь о терактах говорят так ярко, так часто, так цепко для памяти. Если появится информация об угрозе теракта в вашем городе, вы предпримите меры, но спокойно продолжите переходить дорогу на красный цвет.

Еще пример. Вы услышали о том, как кто-то выиграл в лотерею огромную сумму. Об этом громко говорят, картинка в вашем сознании получилась яркой и запоминающейся. И вот вы уже не можете себе отказать в покупке лотерейного билетика, хотя, наверное, догадываетесь, что отсутствие выигрыша встречается несоизмеримо чаще, чем даже мелкая удача.

Почему мы реагируем действием на яркие события с низкой вероятностью, и бываем равнодушны к событиям с высокой вероятностью? Это интуитивный процесс, подталкивающий человека субъективно оценивать вероятность события по тому, насколько легко ему вспомнить примеры подобных случаев. Такой встроенный механизм мы незаметно для себя используем, чтобы быстро принять решение или оценить идею.

Этот механизм мозга работает по принципу «Если мы об этом подумали, значит, это важно». То, что нам легко приходит в голову, нам кажется более распространенным и достоверным, чем это есть на самом деле.

Кстати, с этой особенностью мозга, «эвристикой доступностью», связано немало управленческих ошибок в компаниях, где принято принимать решения эвристическим методом.

Как избежать этой ловушки мышления?

1. Не полагайтесь на воспоминания, доверяйте фактам. Прежде чем принимать важное решение, ищите подтвержденные факты, статистику, или пытайтесь вспомнить противоположные примеры. Задумайтесь, насколько реальны шансы или высока вероятность.

2. В бизнесе при разработке продукта не ограничивайтесь информацией о конкурентах. Учитывайте потребности своих клиентов, применяйте А/В тестирование, собирайте обратную связь.

3. Проводите с сотрудниками деловые игры, где участники могут меняться ролями и смотреть на ситуацию с разных сторон. Это развивает критическое мышление. В каждодневной жизни вспоминайте этот опыт и помните о свойстве мозга опираться только на доступные ему воспоминания. Знайте, что для принятия объективного решения необходимо изучать вопрос с разных сторон.

Больше о ловушках мышления и защите от них – в материале «Эффективные способы защиты от ловушек мышления».

Узнать больше »
Принятие решений