Блог
Эффективность групповой работы

Что такое процессы и как их определить

Что такое процессы и как их определить | Командные мероприятия для организационного развития – заказать в ManGO! Games!
Большинство из нас слышали о процессном подходе, но многие никогда не занимались идентификацией, описанием или оптимизацией процессов. Что такое процессы и как процесс отличается от всего остального? Разбираемся.
Процесс – это устойчивая последовательность действий по преобразованию ресурсов в продукты, представляющие ценность для клиента. Ресурсы в процессе называют входами, а получаемые продукты – выходами.

Как не перепутать процесс с какой-либо другой деятельностью?

Отличительный признак процесса – повторяемость. Процесс – это всегда цепочка действий, которые следуют одно за другим. Процесс – это то, что повторяется на регулярной основе, всегда в одной и той же последовательности.
Регулярность может быть разной. Но если что-то в вашей компании повторяется с определенной регулярностью (раз в день, в неделю, в месяц или даже в год), скорее всего речь идет о процессе. Существуют и процессы, которые «запускаются» не по календарю, а при наступлении определенного события. О них – дальше.
Наличие процессов в компании – показатель хорошей организации и структурированности. В хорошо организованной компании половина деятельности припадает на процессы.

Если не процессы – то что?

Процессы – это структурированная деятельность. Помимо процессов в компании ведется неструктурированная или малоструктурированная деятельность: коммуникация между сотрудниками, обсуждения, обучение и другое.
Как назвать процесс, который запускается по какому-то событию, а не с определенной регулярностью? Например, как только поступил заказ, начинается определенная деятельность, с четкой последовательностью, цепочкой действий. Это проекты. Проекты представляют собой структурированную деятельность. Это нерегулярные процессы. Таким образом процессы делятся на регулярные и нерегулярные.
Есть еще последовательность действий, результатом которой не является продукт, но за которой следует еще одна цепочка действий, и возможно не одна, пока не получим результат (продукт), представляющий ценность. Такие цепочки действий называют операциями. Процесс состоит из операций.

Чем еще отличается процесс?

У процесса помимо периодичности есть ряд свойств:
  • цель,
  • вход (ресурсы),
  • выход (результат, продукт),
  • клиент (заказчик, потребитель результата),
  • поставщик ресурса.

Зачем знать о процессах?

Раньше это были знания для компаний, стремившихся подняться на уровень выше, структурировать свою деятельность, управлять прибылью и успехом за счет оптимизации процессов. Для этого компании нужно было перейти на процессный подход и научиться настраивать и поддерживать процессы максимально эффективно. Такие компании были более успешными, лучше справлялись с конкуренцией.
Сегодня все эти знания становятся критически важными. Компании с процессным подходом выживут, остальным останется куда меньше шансов.
Выстраивание процессов и контроль за ними позволят оптимизировать деятельность: определять основные процессы, уделять им больше внимания, подчинять процессы ценностям компании и корпоративной культуре, выстраивать стратегию и обеспечивать ее реализацию. Знание процессов необходимо для выбора главного – того, на чем в трудное время нужно сосредоточить свое внимание прежде всего.
Хотите справиться со всем этим как можно раньше и опередить конкурентов – советуем заказать проведение фасилитации или мозгового штурма в ManGO! Games.
Больше о выборе главного – в материале «Правило Парето: насколько эффективно в кризис?».
Фасилитация Принятие решений Поиск идей Планирование Корпоративная культура Стратегия компании