Блог
Эффективность групповой работы

Эвристический метод принятия управленческих решений

Один из методов принятия управленческих решений – эвристический. Его суть – в последовательном выделении целей и ситуаций, и в снижении их различий.

Один их способов принятия решений эвристическим методов предусматривает такой перечень приемов, к которым прибегают последовательно шаг за шагом:

  • Обобщение задачи.
  • Конкретизация.
  • Формулирование обратной задачи.
  • Включение задачи в другую структуру.
  • Критика очевидных решений.
  • Поиск явных и неявных условиях решения задачи.
  • Движение от начала к концу.
  • Сближение данных и цели.
  • Перекодирование текста в модель.
  • Использование сходных задач.
  • Рассмотрение с различных сторон.
  • Анализ условий.
  • Анализ конфликта
  • Выдвижение любых идей.
  • Переструктурирование.

Лучше все это рассмотреть на простом примере. Пусть задачей будет распоряжение генерального директора о снижении количества прогулов в одном из отделов предприятия.

Что может сделать в такой ситуации начальник отдела? Издать свое распоряжение о штрафах при опозданиях, например. Однако он не стал спешить и решил уточнить, что происходит с дисциплиной в других отделах. Оказалось, все примерно так же и что все руководители отделов получили такие же распоряжения.

Начальник отдела обратился к генеральному директору с предложением издать один приказ для всех подразделений, в котором были бы перечислены единые для всех приемлемые способы снижения количества нарушений. Компании это обойдется дешевле и по всей компании будет единое понимание проблемы и ее решения, не появится риска неравных условий к сотрудникам разных подразделений одного и того же предприятия. Руководитель компании согласился с аргументами.

О том, как поэтапно принималось такое решение, и в чем суть каждого из перечисленных приемов, – в материале «Как принимать управленческие решения на основе логики, здравого смысла и опыта».

Узнать больше »
Принятие решений