Эвристический метод принятия управленческих решений
Один из методов принятия управленческих решений – эвристический. Его суть – в последовательном выделении целей и ситуаций, и в снижении их различий.
Один их способов принятия решений эвристическим методов предусматривает такой перечень приемов, к которым прибегают последовательно шаг за шагом:
Обобщение задачи.
Конкретизация.
Формулирование обратной задачи.
Включение задачи в другую структуру.
Критика очевидных решений.
Поиск явных и неявных условиях решения задачи.
Движение от начала к концу.
Сближение данных и цели.
Перекодирование текста в модель.
Использование сходных задач.
Рассмотрение с различных сторон.
Анализ условий.
Анализ конфликта
Выдвижение любых идей.
Переструктурирование.
Лучше все это рассмотреть на простом примере. Пусть задачей будет распоряжение генерального директора о снижении количества прогулов в одном из отделов предприятия.
Что может сделать в такой ситуации начальник отдела? Издать свое распоряжение о штрафах при опозданиях, например. Однако он не стал спешить и решил уточнить, что происходит с дисциплиной в других отделах. Оказалось, все примерно так же и что все руководители отделов получили такие же распоряжения.
Начальник отдела обратился к генеральному директору с предложением издать один приказ для всех подразделений, в котором были бы перечислены единые для всех приемлемые способы снижения количества нарушений. Компании это обойдется дешевле и по всей компании будет единое понимание проблемы и ее решения, не появится риска неравных условий к сотрудникам разных подразделений одного и того же предприятия. Руководитель компании согласился с аргументами.