Изучали иностранный с Duolingo? Это сегодня один из типичных примеров современного использования искусственного интеллекта. Рассмотрим, что еще в тренде и как сегодня развивается онлайн-образование.
В EdTech искусственный интеллект активно используется и развивается. В последние годы он нацелен на персонализацию обучения. Именно в это вкладывали деньги последние пять лет. В ИИ вкладывались больше, чем в любую другую технологию.
Хорошим примером машинного обучения и искусственного интеллекта, обеспечивающих качественную персонализацию, может быть сервис Duolingo. Персонализация прослеживается и в самом начале, когда проверяется стартовый уровень обучающегося, и в процессе обучения, когда контент адаптируется под прогресс конкретного человека.
Еще пример. В Университете Джорджии на основе ИИ создали цифрового помощника для студентов-новичков. Чат-бот отвечает на вопросы абитуриентов, разгружая консультантов.
Искусственный интеллект стремятся задействовать абсолютно во всех сегментах онлайн-обучения: его включают в программы корпоративных тренингов, в микрообучение, в систему высшего образования. В этом убеждает исследование Horizon Report, по прогнозам которого пик внедрения ИИ начнется в этом году и продлится еще три года.
Интерес к созданию чат-ботов настолько велик, что в компаниях посвящают этой теме корпоративные тренинги. Сегодня существуют простые технологии использования чат-ботов, позволяющие сравнительно легко внедрять их в учебный процесс.
В основном лидируют компании, профессионально занимающиеся образованием, но от гигантов digital-мира поступают новые тренды. Крупные компании – Microsoft, LinkedIn, Google – серьезно развивают свои образовательные платформы и вкладываются в образовательные технологии, инвестируя и развивая стартапы.
В 2019 году для развития образовательных технологий Microsoft приобрел платформу для управления данными DataSense, в 2015-м LinkedIn поглотил Lynda.com, а у Google коллаборация с Pearson.
Аналитики рассматривают два прогноза: на рынке EdTech будут доминировать технологические гиганты или рынок сосредоточится вокруг нескольких крупных профильных компаний, которые будут предлагать электронные корпоративные тренинги для компаний и системы электронного обучения. Этому будет только способствовать опыт с карантином, во время которого сотрудники научились работать удаленно, развлекаться, играя в игры по видеосвязи, и обучаться, используя дистанционное корпоративное обучение для персонала.
Специалисты считают, что AR и VR еще покажут себя, но немного позже, в недалеком будущем. Сейчас только разминка. Рынку корпоративного обучения персонала с использованием AR и VR пророчат рост с $216 млн в 2018-м до $6,3 млрд в 2022-м.
Конечные потребители уже созрели для иммерсивного обучения, гаджеты уже готовятся к этому. Уже к концу 2020-го года в мире будет около полтора миллиарда смартфонов, поддерживающих AR, а через три года их количество возрастет больше чем в два раза.
В качестве интересного примера использования иммерсивной томографии можно привести медицинский стартап EchoPixel. Хирурги и диагносты используют аппаратуру для УЗИ, 3Д-очки и специальный дисплей, чтобы получить трехмерную голограмму тела пациента или отдельных его органов. Систему используют для диагностики и обучения.
Тренды микрообучения – подача образовательного материала маленькими порциями, освоение отдельных микронавыков по одному, автономность от основной образовательной платформы.
В 2019 году объем рынка микрообучения составил $1,5 млрд, по прогнозам к 2024 году он достигнет $2,7 млрд, демонстрируя, согласно прогнозам, среднегодовой рост +13,2%.
Тренд активно используется в корпоративном обучении персонала. Пример – совместный проект корпорации Walmart и канадского стартапа Axonify. Это мобильное обучение по производственной безопасности. Курс организован блоками, каждый из которых занимает по 3-5 минут. Это обучение уже прошло 80 тысяч сотрудников Walmart, в результате чего было отмечено снижение количества ЧП персонала на 54%.
Мобильное обучение – один из сильных трендов корпоративного обучения. По предварительным прогнозам, к 2020-му году объем мирового m-learning должен был достигнуть $38 млрд, и прогнозы оправдались. К 2024-му прогнозируют $70,1 млрд при среднегодовом темпе роста 17–23%.
В прошлом, 2019-м, году 47% организаций по всему миру использовали мобильное обучение. К примеру, в течение месяца около 195 млн жителей Китая обучались с помощью мобильных устройств.
Устанавливается все более прочная связь между обучением и трудоустройством. Лидеры EdTech-индустрии подчеркивают и усиливают вектор на карьерно-ориентированное образование.
В 2019 году компания 2U, которая специализируется на навыковом обучении и высшем образовании, купила компанию Trilogy Education, занимавшуюся производством интенсивных программ «буткемпов» по обучению программированию, дата-аналитике, кибербезопасности. Это профессии завтрашнего дня.
Онлайн-обучение все больше пересекается с концепцией «управления талантами». В 2018 году LinkedIn провел исследование, которое привело к выводам, что одним из основных приоритетов для бизнеса является совершенствование soft skills сотрудников.
По информации Transparency Market Research, развитие soft skills будет демонстрировать рост более 11% до 2026 года.
Практики Career-long learning с каждым годом все более востребованы. Интерес к непрерывному обучению демонстрируют и клиенты ManGO! Games.
Наиболее востребованными становятся практики взаимного обучения, кросс-обучения (p2p-learning). Эксперты прогнозируют востребованность освоения точечных «микронавыков» на p2p-платформах, используя опыт экспертов с верифицированными компетенциями, например, с использованием блокчейн-технологий.
Еще одним перспективным направлением непрерывного обучения становится обучение на основе проектной работы (project-based learning). К примеру, по такому принципу работает французская школы École 42.
Асинхронное (self-paced) уступает более прогрессивным практикам в обучении. Это происходит в пользу возникающих на рынке более инновационных подходов к обучению, а также в пользу смешанного обучения.
По оценке Market Insights Reports, мировой рынок самостоятельного онлайн-обучения растет, но гораздо медленнее других направлений. К 2015 году планируется среднегодовой рост на уровне +8%, что ниже динамики развития онлайн-образования в целом.
В EdTech геймификация не заняла особого места и пока не совершила революции. Это одна из механик, повышающих эффективность образовательного продукта наряду с другими инструментами. Эксперты считают, что раскрытие потенциала игрофикации произойдет не в самом ближайшем будущем. Определены причины:
На данный момент инвестиции в геймификацию образовательных программ в основном направлены на детское образование.
Отмечается рост рынка LMS (learning management systems). По оценкам исследователей, к 2023 году он утроится. Попутно он претерпевает ряд изменений.
Судя по проведенным опросам, около 60% компаний недовольны качеством используемых LMS – функциональность платформ часто не соответствует запросам компаний. Похоже, разработчики в ближайшие годы будут готовить обновления своих решений.
Особо востребованными становятся сегодня сервисы и инструменты изучения иностранных языков, особенно английского. По информации Orbis Research, рынок обучения английскому языку в 2018 году измерялся суммой $6,8 млрд и планирует дойти до отметки $21,7 млрд к 2025 году при среднегодовом росте в 18%. Другое исследование, Market Study Report, прогнозирует среднегодовой рост 15,2%. Кстати, это одно из редких направлений онлайн-образования, где доминирует не США, а Китай.