Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Лидер – это тот, кто отвечает за работу команды: за правильную постановку задач, распределение полномочий, своевременное выполнение, грамотную организацию взаимодействия между участниками процесса.
Лидер прежде всего создает команду. Это непростая задача, для создания команды недостаточно просто заказать тимбилдинг недорого, в который включить игры для тимбилдинга на сплочение. Коллектив сблизится, но все же все рабочие процессы команды будут завязаны на лидере и ему необходимо объединять коллектив вокруг себя.
Есть мнение, что невозможно взвалить всю ответственность на одного человека, а также будто лидер отвечает только за одно – за организацию. Подобрать тимбилдинг по цене или по рекомендациям, выбрать тимбилдинг, стоимость которого покажется достаточно высокой, чтобы гарантировать высокое качество, - это можно назвать организацией командообразования. Но не в этом роль лидера. Это задача совершенно других специалистов в компании.
Для лидера организовать – как раз не главное. Настоящий лидер ведет свою команду. Идет первым, освещая ей путь. Настоящий лидер всегда первопроходец, который берет на себя ответственность.
Чтобы не уйти от ответа общими фразами, рассмотрим, по каким четким критериям можно оценить работу лидера и понять, является ли тот или иной руководитель настоящим лидером, или его лидерство только формальность.
Как видим, даже самый качественный тимбилдинг, тренинги по управлению или другие трендовые мероприятия не настроят командную работу, если лидер не будет выполнять свою роль. Но и это еще не все признаки. Важен еще командный дух.
Отвечая на вопросы выше, можно определить, владеет ли лидер командным стилем работы. Это необходимо для решения сложных задач. Но есть то, ради чего действительно стоит организовывать тимбилдинги, и то, что объясняет, почему у некоторых провайдеров на тимбилдинг цены в Москве довольно высокие, даже если это не тимбилдинг для большой компании. Все дело в командном духе. Лидера среди всех участников можно выявить в ходе любого тимбилдинга, но сформировать командный дух не так просто – на это способно только мероприятие высокого качества.
Для сплочения коллектива принято использовать иностранное слово тимбилдинг, но в нашей стране много примеров, которые еще помнят наши бабушки, где люди могли ощущать то самое пресловутое «чувство локтя», которое формировало командный дух. Демонстрации, субботники, общественные работы – все это способствовало формированию настоящей команды. Что было в те времена основным стержнем командной работы? Привлекательный образ будущего. Принцип остался тот же. Именно цель, к которой все стремятся, лучший мотиватор и лучший способ сформировать командный дух, объединив участников вокруг яркой идеи.
Яркий и мотивирующий образ будущего так же эффективно будет работать в современном бизнесе. Команда – это поддержка друг друга, взаимовыручка, внимательность друг к другу.
Представьте ситуацию. В ресторане официантка по какой-то причине не успевает своевременно принести заказ – ее тут же поддерживает более свободный участник процесса.
Это естественно, если работает команда. Внутри команды решаются все недочеты, чтобы у клиента сложилось самое лучшее впечатление о заведении. Даже если сложится ситуация, что кроме шеф-повара некому подать заказ, он это сделает. Пусть у заказчика сложится впечатление, что весь ресторан работал только на него. Команда от этого только крепче.
Как определить, есть ли в команде командный дух? Представьте другую картинку. В коллективе царит скепсис, любая инициатива встречает насмешки, любой просчет – предмет любопытства и повод для глумления, при этом задачи не выполняются. В такой формальной команде отсутствует командный дух. Чаще всего подобное происходит при номинальном лидере.
Чтобы ситуация не зашла слишком далеко, необходимо периодически диагностировать атмосферу в команде и своевременно реагировать. Командный дух невозможно измерить или увидеть, поэтому в него не все верят. Многие считают что-то подобное обычной иллюзией и предпочитают организовать корпоративную культуру на основе набора штампов. Лозунг «Мы – одна команда» может звучать фальшиво, а все провалы команды могут списываться на отдельных сотрудников, которых спешат заменить новыми.
Важно, кстати, знать, что огромная компания не может быть одной командой, команда – это небольшой круг людей. Из команд состоит корпорация.
В крупных компаниях культура приживается в течение нескольких лет, командный дух формируется через два-три года. В мелких компаниях сплочение можно заметить уже через полгода.
Командный дух – то, чему стоит отдать усилия, это один из самых важных нематериальных активов компании. Его формирование – «тонкая материя», поэтому многие сдались и разочаровались.
Но дело в том, что на формирование командного духа нужно время, к тому же это не сиюминутное спасение, а инструмент долговременной мотивации. Дивиденды получают только те, кто сделал инвестицию.
Мы часто слышим об услугах по командообразованию. Что это значит и можно ли доверить это дело специалисту извне? Не совсем. Есть тренинги, где можно научить определенным механизмам, существует много деловых игр на командообразование, которые помогут достичь цели, но только лидер сам способен собрать команду, которая ему поверит.
Для создания и укрепления команды необходима серьезная работа с сотрудниками и работа самих сотрудников. Это больше, чем совместное времяпровождение на природе, веселые конкурсы или деловая игра. Это изменение взаимосвязей между людьми и группами людей.
Помощь извне должна производиться с учетом текущей ситуации и приспосабливаться под конкретную команду, а не быть стандартной для всех клиентов. Нам же не прописывают одно и то же универсальное лекарство от всех болезней.
Никто не построит вашу команду вместо вас самих. Командообразование – прямая задача руководителя.
Резюмируем. Команда нуждается в общей цели и едином привлекательном образе будущего, который все участники разделяют и в который верят. Если получится сформировать такую основу, можно надеяться на эффективное взаимодействие между сотрудниками.