Блог
21.05.21

Бизнес-тренды 2021

Бизнес продолжает развиваться, несмотря на локдауны и самые разные потрясения. А раз развивается – значит, появляются новые и новые тренды. Разберемся, какие тренды потребления влияют на бизнес и какие тренды бизнеса влияют на его эффективность.
Бизнес-тренды 2021 | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Бизнес-тренды 2021 | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Знание трендов и тенденций важно и с точки зрения обучения менеджеров по продажам, которые могут быть эффективными только тогда, когда знают привычки и боли покупателей, и с точки зрения обучения руководителей, которые взаимодействуют с сотрудниками, живущими в парадигме тех же трендов.

Что нового в мире и что важно учитывать в бизнесе и в выстраивании отношений с сотрудниками и клиентами?

Практичность и удобство

В последнее время начала цениться простота и практичность. Это проявляется во всем – в том, что женщины все реже выбирают высокий каблук и все чаще носят кроссовки, в том, что онлайн-программы и деловые игры становятся все проще – важнее скорость разработки, а не красота и презентабельность. Организуя рабочее место, меньше внимания стали уделять имиджевым дорогим предметам, и больше – простоте и функциональности. Главное – удобство и возможности.

Обратите внимание: проводя тренинг, бизнес-тренер может находиться у себя дома в простом интерьере «как есть», и сегодня это воспринимается вполне нормально, тогда как еще пару лет назад мы были склонны арендовать дорогие и красивые бизнес-залы, чтобы эстетически впечатлить аудиторию.

Люди перестали стремиться производить впечатление, сосредоточились на практической ценности и функциональной целесообразности. Важен комфорт, а не впечатление. Максимальный личный комфорт сегодня заменяет собой роскошь.

Забота о планете

За последние годы людям внушили вину за засорение планеты и личную ответственность за потребление продуктов животного происхождения. Это привело к тренду на бумажные пакеты, искусственный мех, отказ от определенной пищи, насаждение деревьев и самые разные социальные проекты. Люди склонны выбирать компании, которые являются социально ответственными, поддерживают этот тренд и предлагают продукты, разработанные с заботой о планете и помогающие заботиться об экологии.

Скажем, приобретая «теслу», человек помимо всего прочего также радуется, что он приобщился к тем, кто заботится о будущем планеты. 

Естественность

Люди, компании, продукты перестали стремиться к заданным шаблонам. Естественность становится трендом, стандарты размываются. Это действует как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, индивидуальность – это хорошо, с другой стороны – с уходом стандартов на задний план, качество перестало играть такую важную роль, что требует более тщательного выбора продукта или услуги. Однако это касается скорее исполнения: качество материала, натуральные материалы – в тренде.

Экологичность и этичность

Честность, внимание к эмоциям, этичность сегодня в тренде. Людей интересует экологичное потребление и экологичные коммуникации. Бережное отношение к окружающему и к другим людям ценится больше, чем качество продуктов, стройная логика и даже справедливость. Стали популярны командные сессии с опытным фасилитатором, который способен организовать все так, чтобы учесть каждую точку зрения, чтобы не приходилось «ломать через колено» чужие мнения, а вместо этого люди могли договориться до вариантов, устраивающих всех. Иногда в попытке найти устраивающий всех вариант стратегическая сессия проводится в несколько этапов, зато результат оправдывает себя – людей не заставили и не принудили, а услышали, учли, оценили и поблагодарили.

Технологичность и отказ от технологий

Оба тренда развиваются параллельно и конкурируют друг с другом. С одной стороны – везде искусственный интеллект и мы активно используем его продукты, с другой – много людей отказываются от пользования смартфонами, опасаются всеобщего чипирования, не хотят быть частью «биг даты» и принципиально не покупают детям гаджеты. Некоторые компании выигрывают на одном тренде – используя искусственный интеллект для создания отличного сервиса на основе потребностей и предпочтений, другие выигрывают, заявляя, что не собирают личные данные, от сбора которых люди устали и из-за чего много людей напугано.

Есть люди, которые приветствуют возможность быть открытыми – они стремятся жить так, чтобы нечего было скрывать. Такие люди открыты к считыванию любой информации о себе и сами с удовольствием делятся каждым шагом своей жизни в соцсетях. Открытость приветствуется.

Есть такие, которые готовы быть открытыми, но осуждают, когда их данные собирают без их согласия. К сожалению, такие случаи, как и случаи серьезных утечек, сегодня часты, что даже помимо нашего желания ставит нас в положение готовности к тому, что информация о нас станет доступной за пределами нашей частной жизни, и мы начнем получать непрошенную рекламу согласно нашим предпочтениям, или коммерческие предложения, которых не заказывали. Таковы издержки мира технологий.

Интерактивная среда

«Умные» технологии продолжают развиваться и расширяют наши возможности. Интерактивные музеи, виртуальная и дополненная реальность – реальная и новая возможность в оказании услуг, в быту, в обучении и в познании окружающего мира.

Совместное пользование, новое отношение к вещам

Люди не просто перестали стесняться пользоваться арендованными вещами и приобретать вещи для совместного использования – это стало трендом. Миллионеры не стесняются пользоваться услугами каршэринга, голливудские звезды гордятся, что носят бабушкины вещи. Главным становится не престиж и стоимость, а самоощущение. Люди перестали стремиться накапливать и владеть предметами.

Геймификация

Играть стали все – и дети, и подростки, и сотрудники всех возрастов. На играх строятся стратегии обучения и системы мотивации. Стандартные бизнес-тренинги в ходе развития персонала и обучения кадрового резерва уже почти не обходятся без геймификации или игровых элементов. Люди поняли, что игры экономят время и позволяют быстрее и прочнее усваивать новую информацию, которой становится все больше.

Коллаборация

Компании между собой и отделы внутри компании объединяются для достижения общих целей. Это становится все популярнее.

Персонификация

Персонификация – это возможность получать и обрабатывать обратную связь, и на этой основе предлагать услугу с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений.

В Финляндии маршрутки строят маршрут так, чтобы развозить людей чуть ли не по домам, есть сервисы, которые предлагают подборки музыки или фильмов под настроение, соцсети предлагают персонализированные ленты с учетом интересов каждого.

Идеально примененная персонализация – это когда вы садитесь в такси, а у таксиста уже есть информация о том, какие ваши предпочтения, поэтому авто такого цвета, как вам нравится, сиденье уже настроено под вас, музыка в вашем вкусе и водитель будет здороваться по имени и обращаться к вам на языке, который вам предпочтительнее.

Само общение между представителем бизнеса и клиентом становится все более персонифицированным. Такой тренд как дизайн-мышление побуждает задуматься и о том, как обращаться к клиенту, как учитывать его настроение и состояние, чтобы даже уже зная о его потребностях и болях, учитывать еще и текущее его расположение духа и лучший для него способ коммуникации. Так же, как подобранная под настроение музыка, мы стремимся подстраиваться под настроение клиентов. Это – высший пилотаж клиентоориентированности. Устойчивый эффект обеспечивает только эмоциональное, а не рациональное взаимодействие. Если углубиться в теорию репрезентативных систем, то только четверть всех людей мыслят в дигитальной (дискретной) системе, то есть, воспринимают, думая. Остальные мыслят образами и ощущениями.

Отсутствие иерархических связей

Организация бизнеса все чаще переходит от иерархических структур к горизонтальным – гетерархическим. Нет четко выраженных боссов и подчиненных, нет структуры под каждым, есть работа командами, часто формирующимися под отдельные задачи и цели, и есть прямые коммуникации.

Такой подход возможен только там, где каждый сотрудник ощущает себя частью команды и движим общей целью. В таких структурах работают по-настоящему свободные люди, которые осознают свою личную ответственность и способны сами себя организовать. Они объединяются с другими, чтобы сделать большее, чем способны сделать по одиночку. Это подход прямого и свободного партнерства. Если в иерархических компаниях люди отвечают перед генеральным директором и своим начальником, то в горизонтальных – перед рынком и потребителями.

Людям важно, как они применят себя в самый активный период своей жизни. Им становится важно грамотно инвестировать свои силы во что-то важное.

Экосистема

Экосистема – сегодня основной метатренд развития бизнеса. В основе экосистемы лежит работа с информационными потоками, включающая в себя и экономические аспекты: поведение потребителя, реорганизация производства, взаимоотношения между работодателем и работником, и объединяющие факторы, такие как «биг дата», социальный, репутационный и коммуникационний капитал.

Все это составляет экосистему, которая позволяет создавать уникальные бизнесы и находить уникальные форматы взаимодействия с каждым потребителем.

Сегодня экосистемы ведут на рынке борьбу за максимальную лояльность конечного потребителя. Сбербанк, Яндекс, Озон стремятся формировать практически все, что может понадобиться потребителю. Пример совершенной на данный момент экосистемы – китайский сервис WeChat. Это и чат для общения, и платежная система, и интернет-магазины, и система контроля за своими детьми в детском саду. Это множество сервисов, обернутых в одну оболочку. 

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных