Традиционно в последние годы сотрудники хотят обучаться просто и легко, хотят, чтобы доступ к материалам был простым, а материалы появлялись мгновенно и были актуальными. Как же этого достигают те, кто организует корпоративное обучение?
В последние годы тренды обучения мало менялись. Тренды 2022 те же, которые были и год назад, но кое-что изменилось и прояснилось.
Среди основных трендов:
Персонализация продолжает использоваться в обучении сотрудников как инструмент повышения эффективности: сотрудники хотят понимать, как обучение пригодится именно им, хотят выбирать компетенции, которые они сами хотят освоить, и объем, который они готовы осилить, а также сами выбирают скорость, последовательность и формат. Таким образом, они сами участвуют в формировании собственной программы обучения, чувствуют, что программа не навязана им сверху, и сами берут за нее ответственность. Это мотивирует и организует. Многие успешные компании готовят курсы для сотрудников, но не обязуют участвовать – сотрудники сами для себя решают, нужен ли им тот или иной курс.
Хорошо приживаются в корпоративном обучении принципы динамического обучения и обучения взрослых: вместо навязанной единственной позиции участникам предлагают находить ответы на свои вопросы, принимать решения, исследовать, общаться друг с другом, проявлять себя в процессе обучения, и не бояться быть не одобренным. Обучение все больше ориентируется на человека.
В рамках концепции обучения взрослых, а также учитывая важность развития команд в компании, в корпоративном обучении продолжает приживаться ориентация на командную работу. Во-первых, это дает заметный эффект, во-вторых, помогает сформировать команды для внедрения проектного подхода, который сегодня необходим большинству компаний.
Blended learning – подход, совмещающий очные и онлайн-занятия, элементы самостоятельного контроля каждым учеником своего образовательного маршрута и работу с преподавателем. Он начал приживаться быстрее в связи с вынужденным уходом в онлайн, но проявил себя настолько хорошо, что многие оставят его и при отсутствии внешних помех. Это часто оказывается экономнее, результативнее и более вовлекающе, чем традиционные занятия в классе. ManGO! Games имеет такой опыт и планирует развивать его в будущем.
Все выше перечисленные варианты связаны с трендом на связь корпоративного обучения с проектным подходом и реальными бизнес-задачами. Если у сотрудника будет стоять задача от руководства, которую корпоративное обучение поможет выполнить лучше и быстрее, сотрудник сам примет решение записаться на курс и пройти его максимально результативно для себя. Результаты такого подхода впечатляют, в качестве примера – один из наших кейсов. А поскольку большинство задач современной компании лучше выполнять в команде и в формате проекта, обучение способствует развитию навыка проектной работы.
Проектная работа часто требует выхода за рамки отдельного отдела или управления. В компаниях активно создаются кросс-функциональные проектные команды, поэтому кросс-функциональное обучение – это совместная учебная деятельность таких групп и получение навыков кросс-функционального взаимодействия. Команда ManGO! Games использует кросс-функциональный подход, подбирая для обучающего курса кураторов из других отделов, объединяя в проектные группы сотрудников разных специализаций. Это отлично работает в корпоративном обучении, поэтому многие компании продолжают делать ставку на кросс-функциональный подход.
В этом году закрепился тренд на непрерывное обучение. Если раньше подход использовался как экспериментальный, сейчас он приживается в компаниях как один из ключевых. Не отдельные тренинги, а серия тренингов, не сами по себе курсы, а вплетенные в одну развивающую и обучающую программу, которая не заканчивается последним синхронным занятием. Благодаря смешанному или гибридному обучению, учащиеся продолжают пребывать в единой экосистеме, созданной в рамках курса. Это единая системе обмена знаниями, поиска решений, взаимопомощи, закрепления навыков и обратной связи коллег. Опыт взаимодействия они получают еще на первых этапах курса. Примеры таких решений можно найти в нашем портфолио.
Сейчас довольно силен тренд на смешанные подходы и многосоставные результаты. От сотрудников в период перемен, в котором мы сейчас находимся, требуется гибкость, в командах необходима взаимозаменяемость сотрудников, от специалиста требуется универсальность. Причем, направление развития дополнительных компетенций выбирает сам сотрудник, а горизонтальная карьера поощряется.
При этом речь идет не о поверхностных знаниях, а о глубоком погружении в предмет. В связи с такими вызовами, в 2022 году стали особенно актуальными тренды на партнерство компаний с классическими учебными заведениями, на воспитание собственных тренеров и подготовку Т-специалистов, способных выполнять более широкий спектр задач.
Знания необходимы быстро и сейчас, нет времени продуцировать новые и новые программы, приходится выбирать только приоритетные. Но многие компании взяли курс на кооперацию и начали взаимодействовать с корпоративными сообществами с целью обмена образовательным контентом.
Среди трендов 2022 такие методы обучения:
Непрерывное обучение позволяет закреплять знания и определять новые потребности в обучении. Обучение рассматривается как постоянный процесс и каждый сотрудник уже начинает к этому привыкать.
Сотрудники желают самостоятельно управлять своей траекторией обучения. Такой подход закрепился как технология адаптивного обучения.
Перевернутое обучение позволяет экономить силы и время обучающимся, бюджеты – компаниям.
Микрообучение, геймификация, виртуальная и дополненная реальность позволяют обеспечить максимальное вовлечение.
В свете текущих вызовов чаще всего сотрудников обучают таким компетенциям:
Как справиться с вызовами и получить желаемое максимально быстро и экономно? Эксперты делятся лайфхаками:
Важно помнить: обучение – двусторонний процесс. Не будет мотивации – не помогут никакие лайфхаки.
Чаще вспоминайте известные слова: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить».
Идеи по мотивации: