Блог
09.07.20

Чему стоит поучиться у ребенка

Иногда взрослые мечтают, чтобы наступило счастье, представляя себе счастье как избавление от всех страданий, трудностей и боли. Но это по-детски и достаточно легкомысленно. Поговорим о том, чему нас учит понимание отличия взрослого от ребенка.
Чему стоит поучиться у ребенка | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Чему стоит поучиться у ребенка | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Если отталкиваться от теории антихрупкости, взрослые отличаются от детей этим свойством – антихрупкостью. Однако погоня за счастьем лишает нас антихрупкости, превращает в детей и швыряет в нигилизм и легкомыслие. Так считает Марк Мэнсон, размышляя об этом в своей книге «Всё хреново». Приведем некоторые мысли из этой книги, они могут натолкнуть вас на интересные размышления и неожиданные выводы.

Стремление к счастью, считает автор, на самом деле может сделать нас несчастными, поскольку приведет только к голоду, который мы никогда не утолим, и пустоты, которую никогда не заполним. Почему это так и как все это связано с антихрупкостью?

Почему не нужно избегать боли

У детей низкий болевой порог. Мир для ребенка – это стремление к удовольствию и избегание боли. Детей называют маленькими тиранами, потому что они еще не способны понимать других людей, не способны идти на страдания ради получения чего-то важного, не знают, что такое компромиссы.

Весь внутренний мир ребенка нацелен на избегание боли. Если ребенок случайно не смог ее избежать – для него это потеря смысла жизни, даже если это совсем умеренная доза боли. Если вдруг в этом описании вы узнаете себя – значит, вы все еще не выросли.

У подростка болевой порог более высокий: он уже понимает, что боль или какое-то временное неудобство иногда являются платой за достижение желаемых результатов. Боль ради последующей выгоды становится уже оправданной. Подросток уже понимает, что иногда нужно потерпеть, чтобы получить определенную выгоду. К примеру, вместо отдыха готовиться к экзаменам, чтобы заслужить уважение, или вместо того, чтобы лишний час поспать, бежать на стадион, чтобы выглядеть более привлекательно.

Однако подростки иногда еще не могут рассчитать нагрузку, и боль оказывается сильнее, чем полученное благо. Тогда у подростка может случится кризис надежды, что приводит к разочарованиям. Как и ребенок, такой подросток впадает в нигилизм, не понимая, в чем смысл.

Что же меняется в мире взрослого? Он понимает, что существуют компромиссы и боль неизбежна. Даже деловые игры для руководителей требуют определенного дискомфорта для достижения результата. У взрослого очень высокий болевой порог. Он понимает, что страдания помогают совершенствоваться и без них невозможна полнота жизни.

Взрослый понимает, что не все можно контролировать, поэтому главное делать то, что от нас зависит, и готовиться к любым последствиям.

Психологический рост заключается в уходе от нигилизма и в выстраивании более сложных ценностей, чем сиюминутное удовольствие и уход от боли. Более сложные иерархии ценностей позволяют справляться со всем, что может преподнести жизнь.

Понимание, что боль неизбежна и даже необходима, – признак взросления.

Почему дети хрупки

Детские ценности хрупки. Кризис наступает каждый раз, когда не получилось избежать боли или получить удовольствие. Можно ли было бы достигать успехов с такими ценностями? Успеху предшествует опыт, а чтобы управлять, необходимо много анализировать, пробовать, справляться с ошибками, проходить обучение для руководителей, тренинги по лидерству, эффективности и пр.

Ценности подростка уже крепче, потому что он уже понимает, что нужно пройти определенные испытания, чтобы получить результат. Но кризис наступает каждый раз, когда пройденные испытания не приводят к быстрому результату или он не соответствует вложенным усилиям.

Взрослые ценности антихрупки, но только если это по-настоящему взрослые ценности. Чтобы быть антихрупким, недостаточно достичь определенного возраста.  

Многочисленные управленческие бизнес тренинги учат встречаться со сложностями, но сложности необходимо познать не только в теории, чтобы открыть для себя необходимость в честности, смелости, смирению и всему, чему учат нас жизненные испытания. Приблизить к таким выводам могут деловые игры для руководителей, которые погружают нас в различные бизнес-ситуации.

Боль – это ценность

Казалось бы, мечта человечества – сделать человека неуязвимым, «вылечить» от смерти. Ученые пытаются повлиять на генетику, создают нанороботов, которые следят за изменениями в нашем теле, создают биотехнологии, позволяющие заменять и восстанавливать органы и части тела. Еще немного – и мы сможем жить вечно.

Все эти технологии вполне могут появиться в нашем столетии. Однако, насколько полезна сама мысль о том, что мы способны преодолеть биологическую хрупкость?

Все это может обернуться психологической катастрофой. Давайте рассудим. Избавление от смерти – это избавление от всех ограничений. Нет ограничений – нет возможности устанавливать приоритеты.

Если сравнить нашу жизнь с жизнью компании, зачем нужно было проведение корпоративных тренингов, если бы мы были уверены, что компания выживет при любых обстоятельствах? К чему бы сводились тренинги по обучению руководителей, если бы не было угрозы потерь?

Бизнес – это тоже живой организм, и опасение смерти или болезни заставляет нас укреплять его, продумывать шаги наперед, узнавать о шагах конкурентов, планировать управленческие бизнес тренинги, проводить профилактику снижения эффективности путем проведения корпоративных тренингов, прививающих навыки эффективного менеджмента и профессионализм.

Мы постоянно учимся, совершенствуемся, конкурируем и предупреждаем сбои или реагируем на потери. Это лежит в основе эффективности предприятия.

Именно стремление избежать потерь, гибели и боли подталкивает нас к действиям. Именно боль является той ценностью, которая дает смысл жизни, проекту, бизнесу. Это то, от чего мы отталкиваемся, выстраивая приоритеты.

Можно ли жить без приоритетов?

Если нам ничего не грозит, все становится одинаково плохим или хорошим. Мы ведь не ограничены временем и ничем не рискуем.

Вы только представьте, что вы бессмертны. Можно смотреть 100 лет подряд один и тот же сериал и никуда не спешить, можно не подпитывать отношения, все равно эти люди никуда не денутся. Смерть создает стимулы, она нам необходима психологически. Любые ограничения, которые нас так раздражают, на самом деле движут нами. Без них жизнь теряет смысл. Ценность недоступна, если нет страха чего-то лишиться. Пока нам есть что терять, у нас есть ориентиры и ценности. Боль – валютный курс наших ценностей. Боль потенциальной потери позволяет определить ценность чего-либо.

Боль – основа эмоций

Если задуматься, то боль лежит в основе наших эмоций. Негативные – вызваны болью, позитивные – избавлением от нее. Избегая боли, мы становимся все более хрупкими: выходим из себя, когда получаем бургер с тремя листиками салата вместо двух, чувствуем себя на пике счастья только потому, что какой-то блогер из Ютуба похвалил нас. Сердце прыгает вверх-вниз, пока мы прокручиваем ленту в соцсети. Мы чрезвычайно хрупки. Практически как дети.

Но становясь антихрупкими, мы держим под контролем наши эмоциональные реакции, умеем держать себя в руках и следовать своим ценностям.

Мы становимся изящными, благородными, более развитыми и зрелыми. Все это признак антихрупкости. Жизнь – это поток страданий, и повзрослеть – не значит выбраться из этого потока, а значит сознательно нырнуть в него и ориентироваться в нем, учиться грести в нужную сторону.

Что значит гнаться за счастьем

Получается, гнаться за счастьем – это отказ от роста и взросления. Это по-детски – жертвовать осознанностью ради удовольствия, отказываться от собственного достоинства ради большего комфорта.

У античных философов можно найти размышления об этом. Платон, Аристотель, стоики учили жить не ради счастья, а ради воспитания характера, невосприимчивости к боли, понимания жертвы. Античные добродетели – отвага, честность, смирение. Это все признаки антихрупкости. Благодаря им в условиях хаоса и бедствий человек становится только сильнее. Начиная с эпохи Просвещения появилась идея «погони за счастьем».

Идее счастья предшествовали развитие науки, технологий, экономический рост. Третий президент США внушил миру идею счастья, которой заразились мыслители и философы. Суть идеи была в избавлении от страданий за счет экономического роста. Однако уже сейчас есть много выводов о том, что, избавляясь от физических страданий, люди часто заменяют их на психологические. Какие выводы стоит сделать? Вероятно, некоторые формы страданий лучше других, вероятно, лучше быть здоровым, чем больным и лучше умереть в 90, чем в 20. Бесспорно, лучше свободно следовать своим целям, чем служить кому-то. И все же у каждого есть своя боль, и разница только в том, какую из болей мы выбираем для своего благополучия.

Вспомним мудрость древних: каким бы богатым и благополучным ни был мир, качество нашей жизни зависит от качества нашей личности. Но дело в том, что качество личности определяется ее отношением к страданию. Жалость к себе ведет к саморазрушению, тогда как страдание делает нашу жизнь осмысленной.

Без боли никак

Из всего этого нужно сделать вывод, что без боли не обойтись, это она делает нашу жизнь осмысленной, придает ей вкус и оттенки. Боль дает возможности для роста, поэтому ее нужно не притуплять, а находить в ней ценность и смысл. Не отворачивайтесь от боли. Пока мы чувствуем боль – нам есть чем измерять, есть к чему стремиться, есть смысл. Потеряв боль, мы потеряем чувствительность ко всему самому важному в жизни. Через боль мы приходим к самым важным выводам и прорывам, через нее формируем свои самые глубокие ценности и убеждения. 

Не стоит ставить цель избавиться от боли. Она помогает строить направление и видеть цели в жизни.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games