Признайтесь, замечали ли вы, что на работе с вас требуют взаимоисключающих вещей? Может, вы сами ставили подобные задачи или давали своим подчиненным советы, которые противоречат друг другу? Например, требование быть эмоциональным и вовлеченным, но при этом не нервничать. Или пожелания принимать решения взвешенно и обдуманно, но быстро; быть максимально открытым и собирать максимально полную информацию по задаче, но не задавать слишком много вопросов. Может вы встречались с требованием сделать все идеально и с первого раза без права на ошибку?
Давайте попытаемся представить, что можно получить при подобных требованиях? Открывая свои эмоции, мы выражаем и позитивные, и негативные, ведь демонстрировать только позитив значит держать себя под постоянным контролем и перекрывать воздух для творчества. Выполнить такие требования можно только формально – человек может сделать вид, что эмоционален, что радостен и открыт. Нужно создавать условия для позитива, а не требовать его.
Принимать решения быстро можно, но это получается не сразу, для этого нужна практика, а руководителю нужно терпение. Скорость – тренд сегодняшнего дня, но как бы мы ни старались, есть вещи, которые должны созреть, и нужно отдавать себе отчет, что «девять женщин неспособны родить ребенка за месяц».
А возможны ли успехи без ошибок? В недавней статье мы приводили мысли директора студии Pixar Эда Кэтмелла об этом.
Все, что могут противоречивые требования привнести в жизнь компании и каждого сотрудника – это фальшь, стресс и потеря ценных кадров. Подобная культура не способствует принятию взвешенных решений, которые поддерживают все участники.
Живя в мире внешних противоречий, на которые мы не всегда можем влиять, внутри компании можно культивировать атмосферу правды и стремления найти по-настоящему разумные решения, которые выведут компанию к успеху. Так поступают в Netflix, в Pixar, в Zappos – культивируют творчество, открытость, правду, взвешенные проверенные решения. Не потому ли указанные компании в лидерах?
Если прекратить требовать от сотрудников невозможного и попытаться найти логичные решения, с которыми будет согласна вся команда, а не большинство или только руководитель, то получим совершенно другое качество обсуждений и их результатов. Это будут решения, которые не будут случайными и неоправданными, а будут построены на ценном опыте каждого участника.
Чтобы выйти на новый уровень, нужно определенным образом организовать групповую работу. Способ такой организации работы группы есть, и это – фасилитация.
Фасилитация не боится разницы во мнениях, наоборот представляет собой инструмент интеграции разных точек зрения. Фасилитация не требует одинакового опыта и навыков – наоборот, разный опыт разных людей позволяет получать результат, в котором учтено больше, чем при однобоком подходе. Например, продукт, разработанный на основе решения специалистов разных отраслей, будет лучше приспособлен к постоянно меняющемуся и разнообразному внешнему миру.
Фасилитация приветствует разницу во взглядах, различия в восприятии мира, противоречащие друг другу точки зрения. Объединяют собравшихся для обсуждения не общие взгляды на вещи, а общие принципы групповой работы. Это особые совместные принципы, которые отличаются от традиционных подходов к обсуждениям кардинальным образом.
Традиционное групповое и совместное принятие решений отличаются между собой нормами работы в группе.
При традиционной работе в группах большую часть времени забирают на себя те, кто высказывается активнее и находит решения быстрее. При совместной работе в группе (фасилитация) в обсуждении принимают участие все члены группы на равных.
При классическом обсуждении участники постоянно перебивают друг друга. Если это фасилитация – каждый получает возможность обдумать услышанное и высказаться до конца.
В традиционном обсуждении участники считают своей неудачей расхождение точек зрения. Различие в точках зрения воспринимается как конфликт, который в свою очередь все стремятся как можно быстрее погасить. Если это фасилитационная сессия – то противоположные точки зрения спокойно уживаются рядом в пределах одной дискуссии.
В традиционном обсуждении вопросы не приветствуются. Они воспринимаются как препятствия ходу мероприятия, а часто и как вызов, будто человек сделал что-то неправильно. Если же это фасилитация, то участники поощряют друг друга самыми разными наводящими вопросами, стремясь получить более полную информацию от каждого участника.
В традиционной дискуссии постоянно нужно оживлять внимание присутствующих. Если говорящий захватывает и удерживает внимание собравшихся, его слушают, если не привлекает внимание аудитории – все скучают, отсиживая положенное время. Если это фасилитация – каждый присутствующий внимательно слушает каждого выступающего, чтобы ничего не упустить.
Участники плохо слушают друг друга, потому что заняты не попыткой понять друг друга, а подготовкой собственного выступления и формированием собственных реплик. При фасилитации участники вслушиваются в реплики друг друга и уверены, что их реплики тоже будут внимательно выслушаны.
При традиционном подходе участники стремятся сгладить острые углы, избегают «горячих» тем. Это приводит к тому, что каждый и сам до конца не раскрывается, и не знает, какой позиции придерживается каждый оппонент. Если это фасилитация – каждый считает необходимым высказаться по сложным вопросам, таким образом точка зрения каждого открыта для собеседников.
Если в традиционной дискуссии спросить присутствующих, какова позиция и аргументация оппонента, участники будут затрудняться с ответом, тогда как в ходе фасилитации каждый знает позицию друг друга, независимо от того, с чем он согласен, а с чем нет.
В ходе традиционного совещания участники не позволяют себе высказываться прямо, таким образом они придерживаются негласных правил сдержанности и выдержанности. Но поскольку потребность высказаться все-таки остается, они делятся своими истинными мнениями и размышлениями «в кулуарах». Если в компании каждое обсуждение – фасилитация, участники стремятся высказываться в глаза вместо обсуждения вопроса «за спинами».
Если в ходе традиционного обсуждения некоторые члены группы оказались в меньшинстве, они стараются «помалкивать», и собравшиеся поощряют такое поведение. Если речь идет о фасилитации, то участники честно отстаивают свое мнение, даже если они в меньшинстве.
Если ищется решение проблемы, при стандартном обсуждении все спешат закрыть вопрос, как только самые «быстрые» предложили решение. От всех остальных ожидается как можно быстрее присоединиться к решению, независимо от того, что они сами думают о вопросе, и уверены ли в эффективности предложенного варианта. В фасилитации подобное недопустимо: решение признается принятым только после того как каждый участник разобрался с логикой и принял аргументы. При этом спешка недопустима, участников поощряют не просто присоединиться к готовому решению, а вдумчиво принять решение.
При стандартном обсуждении собравшиеся ожидают, что озвученное воспринимается каждым участником одинаково, а если это фасилитация, то среди собравшихся есть осознание, что каждый участник рассматривает озвученное через призму собственного понимания, интересов и опыта.
Если участникам группы понравились принципы совместного обсуждения, и они хотят проводить фасилитации, а не стандартные обсуждения, можно ли осуществить такой переход путем простого принятия решения? Достаточно ли просто объявить «Меняем свой подход к обсуждению, отныне проводим фасилитации!», чтобы сменить старые парадигмы общения на новые?
К сожалению, процесс перехода не настолько легкий. Необходимо проделать определенный путь преодоления сложившихся навыков, привычек и предубеждений. Зато решить провести фасилитации и тут же начать их проводить – можно! Для этого нужно пригласить на свои обсуждения опытных фасилитаторов. Со временем можно научиться проводить фасилитации самостоятельно. Можно также приблизить уровень обсуждения к желаемому, научившись фасилитировать – этому обучают.
Провести обсуждение с опытным фасилитатором можно, заказав фасилитацию в ManGO! Games, мы также готовы обучить вас фасилитации.
Если возникли вопросы, идеи, уточнения – обращайтесь, используя опцию обратного звонка, и мы обязательно найдем решение.
Фасилитатор владеет необходимыми приемами, которые помогают группе преодолевать вредные привычки принятия решений. Фасилитатор побуждает каждого высказываться, помогает достигать взаимопонимания, учит находить взаимоприемлемые решения, и, главное, фасилитатор формирует общую ответственность за принятые решения.